Семинар по теме 9. Оценка эффективности менеджмента организации
1. Дайте определения основным терминам в области эффективности управления:
- операция, эффект, результат,
- эффективность, результативность, критерий эффективности,
2. Понятие показателя, номенклатура показателей товара, услуги. Требования к показателям оценки результатов управления.
3. Раскрыть подходы и метрики показателей оценки эффективности.
4. Назовите основные принципы определения эффективности управления и раскройте их сущность.
5. Доклад: «Основные направления и источники оценки внешней эффективности управления - народно-хозяйственная, на уровне страны, региона, группы компаний, бюджетная, экологическая».
6. Доклад: «Основные направления и источники оценки внутренней эффективности управления»:
- экономическая, финансовая (коммерческая),
- социальная,
- организационная,
- правовая,
- технико-технологическая,
- инновационная,
- проектная,
- синергический эффект.
Практическая часть:
1) Оценить эффективность предлагаемого проекта (бизнес-плана),
2) Оценить эффективность менеджмента в выбранной сфере деятельности.
3) Ответы на вопросы, тесты, деловые ситуации.
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 480 с.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 2008. - 702 с.
3. Королёв В.И.,…, Кочетков В.В. Основы менеджмента. Учебное пособие. - М.: Магистр, 2008. - 620 с.
Методические рекомендации к семинарским занятиям
При подготовке к семинарам целесообразно проводить исследования управленческой ситуации, с использованием исследовательских процедур. Моделирование реальных ситуаций, в том числе с использованием деловой игры позволяют на практике пройти все этапы управления организаций.
При подготовке к дискуссии студент изучает вопросы к семинару, перечень практических заданий к теме семинара. Построение доклада должно раскрывать знания и опыт студента, показывать индивидуальную точку зрения при развернутом взгляде на предмет дискуссии. Доклад сопровождается презентацией с использованием медиа-техники.
Для закрепления материала предусмотрено два вида практических заданий: проблемные и закрепляющие. Проблемные задания (- кейс-стади) направлены на тренировку адаптации теоретических знаний к практике. Закрепляющие задания (- тренинги) направлены на достижение отработки и закрепления навыков управления, применения теоретических знаний в модельной практике.
В рамках проведения семинарских занятий оптимально сочетать темы докладов студентов по вопросам семинаров с наиболее актуальными практическими вопросам менеджмента. Примеры менеджмента целесообразно использовать, исходя из современных управленческих ситуаций, в том числе на основании материалов прессы, телевизионных документальных и аналитических программ.
В практическом занятии проблемного типа студенты проходят через следующие стадии исследовательского и учебного процесса:
1. Практический пример, в котором необходимо совершить практическое действие.
2. Формулирование проблемы для последующего выполнения действия. Осознание этих проблем.
3. Осознание причин проблемы, в том числе недостаточность теоретических знаний, отсутствие их адаптации к конкретному случаю, недостаточная гибкость в применении теории, недоучет управленческих факторов и т. д.
4. Формирование запроса на устранение проблемы.
5. Вариант решения проблемы.
2.5 Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа является обязательным элементом учебного процесса и осуществляется во внеаудиторное время. Целью самостоятельной работы является углубленное усвоение учебного материала, развитие способностей, творческой активности, проявление индивидуального интереса к изучению отдельных тем и вопросов дисциплины. В процессе самостоятельной работы у слушателя могут возникнуть вопросы, уяснить которые необходимо, используя индивидуальные консультации преподавателя.
К формам этой работы следует отнести:
● проработку рекомендуемой литературы по темам программы; подготовку к семинарам, практическим занятиям, к тестовой работе. К каждому семинару в соответствии с учебно-тематическим планом студенты по заданию преподавателя готовят доклады или выступления по важной, актуальной проблеме. Вопрос выступления может быть выбран самим слушателем по согласованию с преподавателем. На занятиях слушатели проявляют свое знание предмета, дополняют информацию, полученную на лекциях и во время внеаудиторной работы, приобретают навыки устного выступления и культуры дискуссии, умение отстаивать свою точку зрения;
● изучение законодательных, нормативных, методических документов и материалов по дисциплине, международного и отечественного опыта управления, методов управления;
● предварительное ознакомление с темой очередной лекции в соответствии с учебно-тематическим планом - позволяет лучше усвоить материал текущей лекции, разобраться в проблемных вопросах, активно работать на лекционных занятиях;
● разработку реферата (доклада) на основе проведенного исследования в рамках кружковой работы, в рамках подготовки к студенческой научной конференции.
3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Примерный перечень тем рефератов
1. Менеджмент организации: системное представление - что значит управлять организацией на современном этапе.
2. Внешняя среда организации.
3. Внутренняя среда организации.
4. Методы управления и их применение и совершенствование в России и за рубежом.
5. Функции управления и их развитие на примере компании.
6. Система планов организации. Особенности тактического и текущего планирования.
7. Мотивация и её роль в повышении социальной и творческой активности персонала организации, на примере компании.
8. Организация, контроль в организации, на примере компании.
9. Принятие управленческих решений и организация их выполнения.
10. Взаимоотношения руководителя и коллектива в организации (структурном подразделении), на примере компании.
11. Управление человеческими ресурсами в организации.
12. Формирование команд в организации.
13. Организация управленческого труда.
14. Методы управление конфликтами.
15. Корпоративная культура в организации.
16. Системы поддержки принятия решений, на примере компании.
17. Концепции современного менеджмента за рубежом.
18. Социальный и психологический портрет современного менеджера.
19. Этика менеджмента и социальная ответственность организации.
20. Кодекс корпоративной этики современных компаний.
21. Управление персоналом на основе зарубежного опыта.
22. Глобализация мировой экономики и её влияние на менеджмент.
23. Интеграционные процессы в менеджменте.
24. Эффективные технологии исследований в области анализа и диагностирования управленческих процессов и продвижения научных разработок в практику управления экономическими и социальными процессами.
25. Тема по дисциплине, предложенная студентом (слушателем), по согласованию с преподавателем.
Методические рекомендации по написанию реферата (эссе)
● Реферат является научной работой, отчётом о самостоятельном изучении теоретических и научно-практических источников и их применении на практике. Работа должна содержать результаты самостоятельно проведенного научного исследования и аргументированное изложение материала на соответствующем научно-теоретическом уровне.
Реферат может являться продолжением или частью последующей разработки курсовой и выпускной квалификационной работы.
●Цель разработки реферата - научиться собирать, реферировать информацию по проблематике менеджмента, обрабатывать её, анализировать, проводить необходимые расчеты, получать результаты, наглядно представлять их, вырабатывать собственные решения, рекомендации. В материалах реферата необходимо показать знания теории, терминологии менеджмента, применение их при раскрытии исследуемого вопроса. Реферат может носить аналитический, исследовательский характер.
● Оформление осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001. Во введении указываются цель, задачи, объект и предмет исследования, методы решения рассматриваемого вопроса. В теоретической части раскрывается основное содержание вопроса, приводится обработанная информация в удобном для восприятия виде с расчетами, таблицами, графиками и рисунками, рекомендуемые мероприятия (предложения). В практической части отражается практическая значимость, пути реализации выработанных предложений, ожидаемый эффект. В приложения выносятся справочные, расчётные, аналитические материалы.
● Общий объем работы определяется необходимостью полноты раскрытия вопроса исследования и может составлять примерно 30 страниц, набранных 14 шрифтом через один интервал. (Требование факультативное).
3.2 Список вопросов для подготовки к экзамену
1. Понятие управления и менеджмента, их общность и различие в теории и на практике
2. Содержание и многоаспектность менеджмента, его место и роль в развитии современной экономики
3. Особенности труда менеджера, руководителя
4. Роли руководителя
5. Требования к менеджеру в различных видах деятельности: в международной, исследовательской, инновационной
6. Пирамида менеджмента. Роли менеджеров различных уровней в управлении организацией
7. Система управления организацией и её элементы
8. Управленческий цикл. Основные функции менеджмента
9. Современные проблемы развития менеджмента в российских организациях
10. Внешняя среда организации и её анализ
11. Внутренняя среда организации и её анализ
12. Понятие цели организации. Виды целей. Процесс целеполагания
13. Функции управления: анализ среды, принятия управленческого решения, планирование.
14. Функции управления: организационный процесс, состав, содержание, основные типы организационных структур управления; координация деятельности в организации; система контроля в организации, сущность, задачи, виды контроля
15. Ф.У.Тейлор – основоположник школы научного управления. Раскрыть содержание значения концепций Ф.У.Тейлора для практики менеджмента.
16. А. Файоль - основоположник школы административного управления. Раскрыть содержание значения принципов А.Файоля для практики менеджмента.
17. Принципы производительности труда Г.Эмерсона
18. Формы власти и влияния в организации. Источники власти
19. Социальное партнёрство как способ управления трудового коллектива
20. Лидерство как социальное явление. Соотношение власти и лидерства
21. Основные концепции лидерства и их содержание
22. Понятие стиля управления руководителя. Одномерные стили управления
23. Двумерные стили управления. Решётка Блейка-Моутона
24. Понятие мотивации. Мотивационный процесс и его этапы
25. Содержательные теории мотивации, их содержание
26. Процессуальные теории мотивации, их содержание
27. Методы управления персоналом и их особенности
28. Понятие конфликта и его основные виды. Причины конфликтов в коллективе
29. Основные способы разрешения конфликтов в коллективе
30. Понятие корпоративной культуры
31. Содержание и состав элементов корпоративной культуры
32. Роль и значение корпоративной культуры для организации