Тема 4. Административная теория Анри Файоля (1841-1925). Классическая школа менеджмента
Тема 4. Административная теория Анри Файоля (1841-1925). Классическая школа менеджмента
Цели и задачи изучения темы:Изучить административную теорию А. Файоля, чётко усвоить и понимать структуру и составляющие классической школы менеджмента.
Личность Анри Файоля
По образованию А. Файоль был инженером, по социальному положению предпринимателем, по интересам и личным качествам менеджером, личность неординарная, творческая, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Больше всего его интересовали философские и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление его исторической и социальной роли в развитии современного общества, общие принципы организации и управления персоналом. Насколько разнообразны были его интересы, свидетельствует тот факт, что перу А.Файоля принадлежат книги по борьбе с пожарами на угольных шахтах, исследованию геологических формаций угольных месторождений, по искусству администрирования. В течение 30 лет он возглавлял крупную горнодобывающую и металлургическую компанию во Франции. Приняв ее на грани банкротства, Файоль к 1918 г. вывел фирму в число самых процветающих предприятий. В своей главной книге «Общая промышленная администрация»(1916) Файоль обобщил собственный управленческий опыт и создал логически стройную теорию менеджмента. Своей практикой в качестве эффективного лидера и своими работами, Файоль доказал, что управлению можно научиться только в том случае, если теория строго сформулирована. Именно поэтому, выйдя в отставку, он посвятил свое время популяризации теории администрирования. С этой целью он много выступал на различных конференциях и симпозиумах, создал французский Центр административных исследований и попытался применить свои идеи в реорганизации государственного и общественного управления. Они освещены в другой его книге - «Административная теория государства»(1923). Файолю принадлежит идея соединения теории Тейлора и принципа единоначалия. В результате мир получил новую схему управления, которая впоследствии легла в основу современной теории организации. Файоля называют отцом современной управленческой теории потому, что он был первым, кто соединил искусство управления и науку управления. Он считается выдающимся европейцем, внесшим большой личный вклад в развитие «классической» школы менеджмента.
Функции управления
Теория администрирования Файоля состоит из двух частей: функции управления и принципы управления. Функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца, отвечает на вопрос, что делает руководитель. Принципотвечает на вопрос, какруководитель делает это. Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Он не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления - структурно-функционального подхода в менеджменте. Потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Функции определяют структуру организации, а не выступают приложением к ней. У Файоля 5 функций и целая система функциональных служб, которые составляли мозговой штаб компании.
Новый подход получил название линейно-штабной структуры. Он и сегодня преобладает в менеджменте. Современное определение управления включает все файолевские функции. Сегодня процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс.
Разработанная Файолем концептуальная модель функций оказалась настолько плодотворной, что дала жизнь многим современным школам и направлениям. Например, школа управленческих процессов (процессный подход) взяла у Файоля функции планирования и организации, развив их дальше. После Второй мировой войны получил распространение подход, основанный на идее разделения функций управления. Его называют делегированием полномочий. Дальнейшее развитие функциональных идей Файоля шло таким образом, что они получали новую интерпретацию. Старое понимание управленческих функций и организационной структуры изменилось. Иначе трактуется ныне термин «администрирование». Согласно Д. Макфарланду, администрация определяет главные цели и политику фирмы, а управление обеспечивает выполнение операций. И хотя функции администрации и управления взаимно пересекаются, их выполнением не обязательно должны заниматься одни и те же люди. Вместе с тем, на любом уровне одно и то же лицо может делить свое рабочее время между выполнением функций администратора и управляющего.
Принципы управления
Если функции управления в большей степени ориентированы на организационную структуру, то принципы управления Файоля больше направлены на поведение людей. Они конкретны и выражают нормы организационного поведения. Всего их четырнадцать: 1) разделение труда, 2) власть, 3) дисциплина,4) единство командования,5) единство руководства, 6) подчинение индивидуальных интересов общей цели,7) вознаграждение, 8) централизация,9) иерархия, или скалярный принцип,10) порядок, 11) равенство,12) стабильность персонала,13) инициатива,14) корпоративный дух.
Различие между функциями и принципами в следующем: Функции- обязательные элементы управленческого процесса. Выпадение одного из таких элементов ведет к нарушению всей технологии управления. Они четко выверены, структурированы и являются частью «науки администрирования». Принципывоплощают субъективный опыт руководителя, его философию, они жестко не связаны между собой, поэтому могут заменяться, дополняться или существенно трансформироваться в зависимости от конкретной ситуации. Привязка к ситуации также не является жестко детерминированной. Система функций закрытая. Совокупность принципов всегда открыта, обогащаясь за счет нового управленческого опыта. Степень важности принципы не одинакова в отличие от функций. Есть более важные и менее важные принципы. Приоритетными Файоль считал два принципа - единство командования и единство руководства.
Вопросы для повторения
1. Объясните, в чём специфика "администрирования" по-Файолю?
2. Какие функции управления выделял А.Файоль?
3. Какие принципы управления выделял А.Файоль?
4. В чём состоят различия между приципами и функциями?
5. Какова схема классической школы научного менеджмента?
Резюме по теме
А.Файоль обобщил свой личный опыт управленческой леятельности и создал свою систему менеджмента, доказав, что управлять эффективно можно, если научиться этому. Научиться управлению можно, если теория менеджмента чётко сформулирована. Теория администрирования Файоль выделяет пять неизменных функций управления и четырнадцать изменяемых принципов управления, состав которых варьируется в зависимости от субъективного опыта менеджера. Административная теория Файоля входит в состав классической школы менеджмента, которая была создана постепенно в течении более чем полувека активной исследовательской работы французских, английских и американских учёных и практиков управления.
Вопросы для повторения
1. Какие этапы выделяют в Хоторнских экспериментах, и каковы их основные характеристики?
2. Что такое неформальные нормы поведения?
3. Что такое "контролируемые" и "неконтролируемые" факторы?
4. В чём состоит критика научности экспериментов Э.Мэйо современными учёными?
5. В чём историческое значение создания "школы человеческих отношений"?
6. Дайте объяснение термину "бихевиоризм".
7. Каких представителей бихевиористской школы вы знаете?
Резюме по теме
Начало формированию школы человеческих отношений положили Хоторнские эксперименты, проведённые группой ученых Гарвардской школы бизнеса под руководством Э.Мэйо с 1927 по 1932 гг. В результате этих экспериментов исследователи пришли к выводу, что на производительность труда работников влияют "неконтролируемые факторы". Выявить их, систематизировать и описать в достаточной мере учёным не удалось. И хотя современные ученые, получив доступ к материалам экспериментов, подвергли их методическую базу серьёзной критике, хоторнские эксперименты подтолкнули исследователей всего мира к поиску объяснения феномена и дали толчок развитию бихевиористского направления изучения менеджмента.
Вопросы для повторения
1. Когда и где состоялась Первая Всероссийская конференция по НОТ, какие вопросы на ней обсуждались?
2. Дайте определение предмету и методу НОТ, сформулированным на Первой Всероссийской конференции по НОТ.
3. Какие группы сформировались в ходе дискуссии по отношению к тейлоризму, в чём суть разногласий учёных?
4. Почему возникла необходимость созыва Второй Всесоюзной конференции НОТ?
5. Как вы понимаете выражение "смена тактики НОТ" на Второй Всесоюзной конференции НОТ?
6. Перечислите главные творческие лаборатории НОТ.
7. Каким, по мнению советских учёных, должен быть механизм формирования научного менеджмента?
8.Расскажите о трёх этапах становления органов рационализации на производстве, дайте их хронологию.
Резюме по теме
Научный менеджмент в России развивался параллельно с зарубежным. Первые упоминания о школах научного менеджмента в России относятся к 1904 году. Ещё до 1914 г. в практику управления внедрялись принципы научной организации труда. Этот процесс активизировался с переходом к политики НЭПа, сменившей политику "военного коммунизма" в 1921 г. В этом же году проходит первая в мире конференция по НОТ в России, затем в 1924 г. - вторая конференция. На них обсуждались проблемы становления новой науки управления, предмет НОТ, методы НОТ и пр. Конференции дали толчок формированию разнообразных форм движения за НОТ.
Источник: Путятина Т.П. История менеджмента: учебно-практическое пособие. – Белгород, 2007.
Тема 4. Административная теория Анри Файоля (1841-1925). Классическая школа менеджмента
Цели и задачи изучения темы:Изучить административную теорию А. Файоля, чётко усвоить и понимать структуру и составляющие классической школы менеджмента.
Личность Анри Файоля
По образованию А. Файоль был инженером, по социальному положению предпринимателем, по интересам и личным качествам менеджером, личность неординарная, творческая, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Больше всего его интересовали философские и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление его исторической и социальной роли в развитии современного общества, общие принципы организации и управления персоналом. Насколько разнообразны были его интересы, свидетельствует тот факт, что перу А.Файоля принадлежат книги по борьбе с пожарами на угольных шахтах, исследованию геологических формаций угольных месторождений, по искусству администрирования. В течение 30 лет он возглавлял крупную горнодобывающую и металлургическую компанию во Франции. Приняв ее на грани банкротства, Файоль к 1918 г. вывел фирму в число самых процветающих предприятий. В своей главной книге «Общая промышленная администрация»(1916) Файоль обобщил собственный управленческий опыт и создал логически стройную теорию менеджмента. Своей практикой в качестве эффективного лидера и своими работами, Файоль доказал, что управлению можно научиться только в том случае, если теория строго сформулирована. Именно поэтому, выйдя в отставку, он посвятил свое время популяризации теории администрирования. С этой целью он много выступал на различных конференциях и симпозиумах, создал французский Центр административных исследований и попытался применить свои идеи в реорганизации государственного и общественного управления. Они освещены в другой его книге - «Административная теория государства»(1923). Файолю принадлежит идея соединения теории Тейлора и принципа единоначалия. В результате мир получил новую схему управления, которая впоследствии легла в основу современной теории организации. Файоля называют отцом современной управленческой теории потому, что он был первым, кто соединил искусство управления и науку управления. Он считается выдающимся европейцем, внесшим большой личный вклад в развитие «классической» школы менеджмента.