Суть экономического поведения
Центральным и наиболее значимым фактором эффективности экономики является экономическое поведение социальных групп и отдельных лиц, особенно занимающих ключевые позиции в системе производственных отношений. В экономике все, начиная с составления производственных планов и кончая потреблением продукции, зависит, если не в решающей, то в очень существенной степени, от поведения существующих групп работников, покупателей, потребителей. Экономическое поведение людей (будучи подверженным влиянию ряда глубоких социальных факторов) необходимо изучать, чтобы понять характер воздействия на экономику.
Поведение представляет собой субъективную сторону деятельности, т.е. совокупность поступков и действий, отражающих внутреннее отношение людей к условиям и результатам деятельности. Оно всегда регулируется более или менее осознанной целью и предполагает определенную свободу выбора поступков и действий из множества возможных. Чем строже регламентируются содержание и условия деятельности, тем уже область проявления поведенческих факторов и слабее их влияние на ее результат. Основной регулятор экономического поведения групп – хозяйственный механизм, охватывающий методы организации, планирования и стимулирования труда. Он формирует целостную систему норм поведения, санкций и стимулов, призванных направлять деятельность людей, трудовых , профессиональных и других групп работников в требуемом направлении.
На практике социально-экономическое поведение групп и деятельность органов управления принимают взаимно ориентированный характер. На экономическое поведение людей и групп все большее воздействие оказывает социальный механизм управления, в частности экономики, под которым понимается устойчивая система экономического поведения и взаимодействия различных групп; регулирование действий социальных факторов и обеспечение внутреннего единства функционирования сложных социально-экономических объектов; согласование развития производительных сил и производственных отношений. Через этот механизм формируется определенный социальный тип личности как субъекта экономической деятельности, который характеризуется степенью распространения и уровнем проявления, с одной стороны, таких качеств, как трудолюбие, надежность, добросовестность, исполнительность, честность, способность к принятию самостоятельных решений, оправданному риску, инициативность, трудовая солидарность и коллективизм, а с другой – таких черт, как безразличие, равнодушие к выполняемому труду, индивидуализм, стяжательство, беспринципность, безответственность и т.д.
Судить о наиболее распространенных социальных типах работников можно лишь на основе оценки преобладающих способов поведения.
Попытки изучения экономического поведения предпринимались уже в системе немарксистской социологии и в первую очередь Максом Вебером. Современные западные социологи экономики (Нейл Дж. Смеслер, П.Самуэльсон, Т.Парсонс и др.) к экономическому поведению подходят либо бихевиористски (описательно), либо функционально, но со значительными элементами психологии.
Сегодня перед социологами и специалистами по менеджменту стоят задачи проследить место экономического поведения в экономическом процессе; рассмотреть социальные аспекты поведения и функционирования работников производства как предпосылку их трудовой, производящей деятельности; выяснить характер взаимосвязи социальных условий и экономической эффективности, экономического процесса и социальной эффективности и значимости.
Экономическое поведение можно определить как совокупность форм производственного и потребительского поведения личности и группы, посредством которых они осваивают наличный процесс труда, приводят в действие экономическую подсистему общества. Такое определение предполагает системно-деятельностный подход к изучению экономического поведения, связывая его с экономической деятельностью, экономическим сознанием и экономическим отношением. Экономическое поведение выступает как содержание индивидуального сознания носителя определенного типа экономической деятельности, оно есть определенный момент в развитии и функционировании общественного экономического сознания, необходимо возникающей под действием определенного уровня развития системы экономической деятельности и необходимо преходящий вследствие ее дальнейшего развития.
Суммируя сказанное, можно отметить, что экономическое поведение представляет собой необходимое звено между экономическими и социальными процессами внутри производства и вне его. Оно может быть непосредственным (цель действий – непосредственное производство, распределение, потребление) и опосредованным, косвенно экономическим, когда производство, распределение, потребление являются более отдаленными целями, а непосредственные цели действий есть лишь средства для них.
Экономическое поведение менеджера осуществляется в два этапа: вначале оно воплощается в конкретные виды труда, которые затем насыщаются качественными признаками, характеризующими его формы проявления. Специфика экономического поведения менеджеров состоит:
- в особых функциях по осуществлению взаимосвязи между экономическими и социальными процессами;
- в особой социальной роли менеджера в экономике (планирование, координация, организация, мотивация, контроль и т.д.);
- в особом подходе к экономическому поведению – балансовом, когда оно рассматривается как взаимодействие экономических отношений и определенных установок, ценностей, а также целей субъекта. Т.е. в процессе экономического поведения субъект отдает свой живой труд, силы, способности и получает взамен живой и овеществленный труд других субъектов, потребляя его в форме благ и услуг (в том числе духовных благ, информации и т.п.);
- в особых формах экономического поведения: организации коллективности, соревновательности и конкуренции; инициативе и предприимчивости; бизнесе, предпринимательстве и коммерции; закрепленности на определенном месте; спонсорстве и благотворительности; создании организованных, солидарных и сплоченных трудовых групп; организации шефской помощи; управлении внедрением инноваций; осуществлении оценки и контроля за экономическими и социальными процессами в производстве; мотивации эффективного труда; коммуникации между организацией и социальной средой, между подразделениями, руководителями и подчиненными; неформальных коммуникациях в трудовых группах.