Организация использования трудовых ресурсов
Другой аспект организации труда менеджера связан с использованием трудовых ресурсов в нужном направлении, ответственностью, важнейшими качествами менеджера и делегированием полномочий.
Ответственность – это обязанность осуществлять предусмотренные формы деятельности, выполнять предписанную ему работу, приложив все свои способности. Источником ответственности служит сам индивидуальный работник. Ответственность не может быть делегирована или передана подчиненным или сотрудникам. Ответственность связана со следующими тремя сферами: разделением труда, вычленением трудовых операций менеджмента и взятием на себя ответственности. Степень ответственности, с которой менеджеры подходят к своим обязанностям, можно определить путем анализа их отношения к подчиненным, вышестоящему начальству, другим коллективам организации, а также личных установок и ценностей.
Существуют методы, способы и формы разделения ответственности, связанные в основном с предотвращением дублирования и разрывов ответственности. Некоторые из этих способов и форм названы в книге Шамхалова Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. – М.: Наука, 1993.-С.83.
- общая ответственность: менеджер руководит реализацией функций через лицо, которому делегирована оперативная ответственность;
- оперативная ответственность: менеджер несет полную ответственность за выполнение определенной функции;
- конкретная ответственность: менеджер несет ответственность за выполнение какой-либо конкретной или ограниченной функции;
- необходимость консультации: если решение сказывается на круге деятельности того или иного работника, то последний должен быть поставлен в известность до принятия решения для обеспечения его согласия на практическую реализацию этого решения;
- желательность консультации: менеджер может обратиться к работнику, которого данное решение касается, за информацией, советом или рекомендацией;
- необходимость уведомления: работник должен быть уведомлен относительно принятого решения;
- необходимость одобрения: работник, который не несет общую или оперативную ответственность, должен одобрить или не одобрить принятое решение.
После такого установления менеджерам остается определить отношения между этими формами ответственности.
Труд коллег и подчиненных менеджера можно организовать и по правилам, выделяющим их важнейшие характеристики, в соответствии с которыми отдельным работникам поручается выполнение определенного круга работ. Эти характеристики отражают практически все отношения менеджера: с подчиненными, с вышестоящим начальством; отношения с другими группами, отношения с внешним социальным окружением; личные установки, интересы и ценности и их приближение к установкам, интересам и ценностям предприятия.
Важным моментом при организации труда подчиненных и коллег является наличие у менеджера управленческо-властных возможностей. Они позволяют менеджеру не только приказывать и указывать, но и право реализовывать цели, а также право вето на ошибочные решения других менеджеров. Но наряду с этими возможностями менеджер должен наделять полномочиями тех, кому он делегирует часть властных функций. Делегирование властных функций наряду с задачами и ресурсами расширяет границы и автономию сотрудников, получивших полномочия.
Прежде чем говорить о полномочиях и их делегировании, рассмотрим вопрос организации менеджером задания своим подчиненным или сотрудникам.
При распределении обязанностей следует руководствоваться принципом: трудность порученного задания не должна превышать верхней границы возможностей работника. Могут быть следующие теоретические варианты: задание превосходит возможности; задание ниже возможностей; задание находится на уровне верхней границы возможностей.
Первый вариант лишен смысла, так как незачем давать задание, заранее зная, что оно не будет выполнено.
Второй вариант чреват рядом отрицательных моментов: расточительством средств общества, а также знаний и опыта работников; лишает работника удовлетворения от работы; потерей квалификации; моральным развращением; текучестью кадров.
Третий вариант в принципе отвечает требованию максимальной полезности и хорошей организации предприятия. Против третьего варианта тоже Могут быть возражения. Например, работа в условиях максимального напряжения сил, по высшему уровню квалификации слабо стимулирует, мобилизует работника, не уверенного в себе. Эти возражения могут быть оценены по-другому. Но один вывод из них является очень важным: максимальная граница возможностей работника, по крайней мере по двум причинам, не является стабильной: каждая выполненная на таком уровне работа поднимает уровень последующих задач и для других работников; постоянно происходит рост образовательного и профессионального уровня работников.
При организации распределения обязанностей необходимо учитывать ряд правил:
1) принцип реальности и конкретности в постановке задач. Они должны быть точно сформулированы с указанием конкретных сроков и качества выполнения;
2) равномерность заданий, позволяющая правильно спланировать силы, средства, распределить время. Существует общая закономерность, состоящая в том, что задание с точно очерченными контурами, ясными задачами и определенными методами будет первоочередной для исполнителя;
3) задания не должны противоречить друг дугу. Это может возникнуть при реализации противоречивых тенденций: специализации и кооперации; централизации и децентрализации; чрезмерных запасов оборотных средств и потерь, вызванных простоями из-за недостатка этих средств; между инженером качества и менеджером, отвечающим за реализацию и заинтересованным . в максимальном снижении цен и т.п. В таких условиях все может зависеть не столько от аргументов, сколько от ловкости, красноречия, быстрой реакции. На научной основе такие противоречивые ситуации разрешаются с помощью субарбитража (специалистов или руководителей высшего уровня);
4) установление степени ответственности при распределении заданий;
5) правильное сопоставление ближних и долгосрочных задач. Приоритет ближних целей по сравнению с долгосрочными тормозит прогресс на предприятии. Ближайшие цели должны быть этапами к достижению долгосрочных целей;
6) при организации выполнения задач оставить возможности для инициативы, самостоятельности и творчества исполнителям;
7) в задании всегда должен быть предусмотрен прогрессивный элемент – усовершенствование организации труда;
8) четыре принципа, которые постоянно должен иметь ввиду менеджер при формулировании заданий:
- принцип единоначалия (в отличие от принципа единоличного управления) выступает как требование о том, чтобы каждый подчиненный или коллега получал однозначное указание как с точки зрения поставленной цели, так и методов ее достижения;
- принцип технической связи. Во избежание несогласованности действий, возникающей из-за практической невозможности детально предусмотреть все подробности технологического процесса и многочисленные горизонтальные связи между работниками, поставленные задачи должны в большей степени приобретать характер директивы, указывающей общие направления;
- принцип пропорционального распределения в границах выделенных средств;
- принцип соответствия заданий органическим функциям.
При рассмотрении вопросов распределения и поручения заданий важным элементом является сам процесс поручения заданий. При этом и в отечественной, и в западной литературе по менеджменту эти вопросы либо игнорируются вовсе, либо рассматриваются в рамках психологии управления. Вместе с тем здесь существует множество аспектов, играющих важную роль в деятельности менеджера, его взаимодействии с подчиненными и сотрудниками.
А. Предварительным условием правильного поручения заданийи вообще всяких контактов менеджеров является точный язык. Эта проблема особенно обостряется при контактах в письменной форме. Научно разработанных методов оценки доходчивости текстов на русском языке пока нет.
Тем не менее, при обучении менеджменту некоторые моменты необходимо взять на заметку.
- каждое задание тем больше понятно, чем оно короче (то же самое об инструкциях, постановлениях, распоряжениях, приказах и законоположениях);
- следует везде, где только возможно без ущерба для содержания, пользоваться общепринятыми и понятными словами;
- официальный язык, которым пользуются различные учреждения является тяжелым, запутанным и малодоступным, а потому требует переработки.
Б. Объективизация распоряжений или деперсонализация распоряжений.Распоряжение должно быть преподнесено в такой форме, чтобы казалось очевидным, что оно является логическим следствием объективно существующей ситуации. В этом состоит суть закона ситуаций, которому в интересах учреждения должны подчиняться все. Объективизация распоряжений нужна для того, чтобы задания не вызывали духа противоречия и поведения противодействия. Отсюда следует целесообразный практический принцип – избегать в задании подтекстов, которые могут шокировать, обидеть или оскорбить. И еще практический вывод: везде, где это возможно, распоряжения, приказы и т.п. следует заменять принципами (например, задумайтесь над реакцией на два таких замечания: 1) наш начальник не терпит непунктуальности; 2) в нашем отделе принцип пунктуальности один из важнейших.
В. Ритм труда.Выданное задание не должно серьезно изменять естественный ритм работы, равномерное выполнение функций. Необходимо исходить из условия, что наивысшую производительность можно достигнуть только при нормальном для организма человека темпе труда с соблюдением рациональных пропорций составного времени (отдыха, перемены деятельности и т.п.). То есть нужно по возможности избегать заданий, обозначенных на бумаге грифами «срочно», «очень срочно»; излишнего рвения «средних чинов»; нерациональной соревновательности или конкуренции; хаотичности в своей работе.
Г. Чрезмерное инструктирование исполнителя сверхопределенной границы указаний, норм, предписаний и т.п., которое чаще всего приводит к чрезмерному контролю, увеличению систематических инспекций, мелочной опеке, снижению интереса к работе, равнодушию. Следует давать такое количество указаний, которым работник в состоянии пользоваться.
Д. Требование полноты инструкцийпоявляется всякий раз, когда их чрезмерное количество, много неясности, ошибок, наложений, есть недостаточная продуманность и конкретность. Такая практика дезорганизует работу группы, становится главной причиной беспорядка, увеличивает объем работы, повышает затраты, вносит элементы недоверия руководителям.
Е. Чрезмерная жесткость указанийпоявляется либо при амбициозных действиях, либо при перегрузке указаний деталями, желанием охватить жизненные ситуации. Такая жесткость оставляет исполнителю единственный путь выполнения задания, лишает его возможности творчества, самостоятельности и т.п.
Ж. Навязывание методов работыприносит практически тот же эффект, что и чрезмерная жесткость указаний. Здесь искусство менеджера может быть проявлено в тактичном, но настойчивом преодолении всякого противодействия исполнителей методом, разработанным и усовершенствованным специалистами.
3. Необходимость более широкой постановки задач,чем это непосредственно нужно для выполнения данного задания. Это вызывается рядом факторов:
- реализацией принципа свободы маневра (возможность отклониться от предварительно намеченного плана действий, чтобы выполнить задание в изменившихся условиях);
- гетерогенностью (неоднородностью) целей. Почти каждое задание представляет совокупность целей. Роль менеджера состоит при этом в их интеграции, замыкании, увязке в цели всего учреждения;
- информацией, неадекватной потребностям исполнителя (исполнитель не ориентируется в задачах и целях учреждения и не может проявить творческой инициативы в обеспечении организации ценной информацией);
- недостатками в поручениях (недостаточная продуманность плана действий, неучет всех факторов и т.п.). Они могут быть безболезненно исправлены «снизу», если руководитель и менеджер обеспечивают исполнителей полной информацией и свободой мышления и маневра;
- эмоциональностью восприятия и сопоставления интересов исполнителя с интересами организации;
- ограничением задачи после выдачи задания и выяснением у исполнителя его роли в нем.
И. Право исполнителя совершить ошибку.Это не амнистия ошибок. Лимит ошибок в пределах квалификации хорошего специалиста повышает требование к персоналу. Работники, лишенные такого права, неуверенно чувствуют себя в самоконтроле, эмоционально постоянно возбуждены, отвлекают менеджера или руководителя по пустякам.
К. Показатели необходимы прежде всего исполнителю,чтобы он знал, по каким признакам его будут контролировать и мог сам себя контролировать. Для менеджеров показатели играют следующую роль:
- при помощи их можно сравнивать работу разных людей без необходимости подробного вникания в нее;
- облегчают взаимный обмен информацией, создают общий язык с исполнителями;
- создают стимул к лучшему исполнению;
- дают для оценки работы более объективный материал, чем интуиция;
- создают условия для своевременного реагирования по принципу обратной связи, когда есть еще время для внесения коррекций в производственный процесс;
- формализуют процесс трудовых взаимоотношений с исполнителями.
Л. Обход служебных рамокпроявляется чаще всего при нарушении субординации или превышении своих функциональных прав и может привести к негативным последствиям – дезориентации исполнителей, нарушению единства управления, затруднению координации действий, понижению авторитета менеджера, изменению трудовой ситуации и т.п.
Проблемы организации полномочий достаточно полно раскрыты в книге Мескона М.Х., Ольберта М. и Хедоури Ф. Основы менеджмента. – С.308-329. При этом необходимо отметить своеобразие подхода авторов работы к проблемам: особенности терминологии, понятийная нечеткость и многозначность, нетипичность примеров для других стран мира, крайняя конкретность изложения порой безо всякой аргументации.
Организация полномочий и их делегирование больше относится к теории управления и организации. В плане организации менеджером труда коллег и подчиненных, на наш взгляд, важнейшим вопросом является структура полномочий, которые передаются исполнителю вместе с заданием, и порядок их делегирования.
Напомним, что делегирование полномочий – это передача руководителями ограниченного права принимать решения относительно ресурсов предприятия и организации труда людям, готовым принять ответственность за реализацию известных целей. В книге «Основы менеджмента» на с.310-311 передача полномочий фактически отождествляется с передачей задания. На наш взгляд, это далеко не одно и то же. Полномочия как механизм, средство делегируются исполнителю либо для более качественного выполнения задания, либо управления процессом выполнения задания.
Полномочия могут быть полными и неполными, постоянными и временными. Полные полномочия бывают, как правило, временные (это исполняющие обязанности, назначенные при увольнении основного менеджера). Неполные полномочия всегда ограничены. Пределы ограничения устанавливаются чаще всего руководителем организации. Постоянные полномочия делегируются руководителем организации своим заместителям по отдельным вопросам.
По характеру полномочия бывают линейными (иерархическими); аппаратными (горизонтальными); рекомендательными (ограничены лишь консультациями); функциональными (в рамках компетенции); параллельными (для уравновешения власти, при принятии решений в Совете).
Полномочия обычно ограничены планами, процедурами, правилами и Устными распоряжениями начальника, а также факторами внешнего социального окружения (законами, культурными ценностями, социальными установками).
Наиболее эффективным путем разрешения проблемы делегирования полномочий является формализованный путь, построенный на научной основе: создание резерва на выдвижение по каждой должности, четкий обмен информацией, реализация принципа соответствия и эффективная система стимулов за повышение ответственности.