Прибыль – новые инвестиции – резервный фонд
Премиальный фактор=-----------------------------------------------------------
Общая сумма заработной платы и жалованья, выплаченных рабочим и служащим в течение года
Выбор тех или иных показателей – дело предприятия и зависит от традиций, вышестоящих учреждений и организаций, государственных инстанций и т.п. Главное состоит в том, чтобы система показателей охватывала все процессы; была динамичной, удобной в измерении, контроле и сравнении; характеризовала бы деятельность предприятия в индикаторах достижения, успех, движение, прогресс, выигрыш, эффект.
Организация производства
Рассматривая организацию производства как часть организационной сферы менеджмента, назовем главные составляющие ее, нисколько не претендуя на исчерпывающий перечень. Каждый из моментов подлежит дальнейшему систематическому изучению. Вместе с тем, они являются предметом освоения практической организации управления:
- объективные закономерности, политические цели и социально – экономические условия организации производства;
- специфика природы эффективности производства, соотношение целей, средств и результатов;
- выделение сфер организации в системе производства и механизмов взаимодействия среды, объекта и субъекта организации;
- структура организационно-экономических взаимоотношений общества, трудовой группы и личности. Соотношение объективных и субъективных факторов в организации;
- основные организационные функции на производстве и тенденции их развития. Взаимообусловленные изменения функций, средств, методов, форм, структур и техники, всей системы управления производством в зависимости от характера самого производства, а также внешних факторов;
- концентрация, централизация, специализация, кооперирование и комбинирование производства на основе принципа повторяемости операций производства и организации его;
- основные средства воздействия, применяемые в сфере организации: распорядительная деятельность, нормативные ограничения, проектные установления и преобразования, обучение, ориентация, стимулирование;
- оптимальное соотношение централизации и децентрализации, единообразия и разнообразия, дисциплины и инициативы;
- объективные требования, факторы и научные принципы формирования структурных подразделений и построения аппарата управления;
- сочетание линейной и функциональной организации;
- разработка четких методов оценки эффективности организаторского труда;
- выработка технологии и техники организации, использование технических средств;
- разработка системы информации на производстве (классификация, кодирование, применение компьютеров), расширение сферы организационного проектирования; определение соотношения нормативной и нормализованной информации;
- подготовка и повышение квалификации кадров по организаторской культуре, стилю работы т.п.;
- изучение, обобщение и использование передового опыта организаторской деятельности, умения конкурировать на внутреннем и внешнем рынке.
Современное конкурентоспособное производство должно соответствовать следующим параметрам:
- обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий. Жизненный цикл продукции стал коротким, ассортимент шире, серийность, объем партий, разовый выпуск – меньше. Производство, ориентированное на выпуск массовой продукции, лишь на строгое соответствие стандартам, спецификациям, техническим условиям, а не на запросы реального потребителя, обречено на вымирание;
- сегодня требуются совершенно новые формы контроля, организации разделения труда и неприемлемо глубокое технологическое разделение труда;
- требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер принятия решений (важно еще думать об организации послепродажного обслуживания и удовлетворении в высшей степени индивидуальных требований потребителя);
- резко изменилась структура издержек производства. Сегодня снижение прямых затрат труда (например, повышение норм выработки, замещение живого труда капиталом и энергией) мало способствуют общему повышению эффективности промышленного производства.
Современное промышленное производство должно обладать следующими характеристиками:
- небольшими организационными подразделениями с небольшим числом работников, но высоким образованием и квалификацией;
- небольшим числом уровней управленческой иерархии, почти полным упразднением организационной пирамиды;
- бригадными или командными организационными структурами. На всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые комплексные группы работников из разных подразделений фирмы, способные непосредственно выйти на рынок. Это логическое следствие тенденций в развитии организационных структур: переход от линейных и линейно-функциональных структур к дивизиональным, а в составе последних – от продуктового типа до ориентированных на заполнение определенной ниши рынка;
- ориентация производства и поставок на обслуживание потребителя;
- гибкий, быстроменяющийся ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя;
- минимум запасов;
- быстрое внедрение новой техники, технологии и изделий в производство;
- гибкие производственные системы, иногда разработанные внедрившими их предприятиями;
- более высокий уровень и темпы роста эффективности производства, более низкие издержки;
- более высокое качество продукции.
Судя по тому, какие характеристики производства должны быть достигнуты, и какие организационные меры могут привести к их достижению, менеджеры на предприятии должны быть различных специальностей, обладать знаниями и умениями по различным направлениям:
- организации прогнозирования, перспективного и текущего социально-экономического планирования;
- организации учета, отчетности и контроля;
- организации управления НИР и опытно-конструкторскими разработками;
- организации оперативного управления производством;
- организации управления качеством продукции;
- организации управления кадрами;
- организации управления материально-техническим снабжением, закупками;
- организации коммерческой деятельности;
- организации управления технической подготовкой производства;
- организации управления машинной обработкой информации;
- организации поиска информации;
- организации управления хозяйственным обслуживанием;
- организации работ по связям с населением;
- организации работ по созданию условий труда (технических, безопасных, санитарно-гигиенических, эргономических и т.п.).
Организация труда менеджера
Со времен промышленной революции XIX в. организация труда имела разные тенденции: от стремления, чтобы работник выполнял отдельные частичные операции через глубокое технологическое разделение труда на конвейерный и поточный труд до современного разделения труда, обогащенного групповым взаимодействием. И если в условиях высокой доли живого труда в стоимости продукции дифференциация операций была в какой-то мере оправданной необходимостью повышения производительности труда без учета его монотонности, повышенной утомляемости в процессе работы, отчуждения и неудовлетворенности трудом, то в условиях современного производства она становится во многом непригодной. Когда в 70-е гг. пытались расширить спектр выполняемых работ, наполнить содержание труда, повысить его привлекательность, улучшить морально-психологический климат, то значительного улучшения конечных показателей хозяйственной деятельности предприятий не произошло, а потому и широкого распространения начинание не получило. Был сделан важнейший вывод о том, что проблемы эти в принципе не могут быть решены на уровне отдельного рабочего места.
Вместо перебирания способов разработки рабочих мест в масштабе небольшой части организации необходим подход, который ориентировал бы работников на самостоятельное хозяйствование на рынке с продуктом собственной разработки и производства. Причем такое «обогащение» характера труда относится не к отдельному работнику, а к группе и взаимоувязано со всем комплексом взаимоотношений с потребителями и рынком. Направленность действий групп тоже должна измениться; но не внутрь организации (на повышение удовлетворенности трудом), а вовне ее – на улучшение обслуживания потребителей рынка и т.п. Когда за основу берется не сама работа (профессия, труд, его обогащение и т.п.), а команда, бригада, коллектив, совокупность работников, способных выполнить широкий круг обязанностей Для получения заданного конечного результата, то в этом есть и слабая сторона: теряется индивидуальность, перестают играть роль интересы, остаются одни социальные установки, актуализирующие потребности в копировании, подражании, подделке, подыгрывании. Искомая гибкость в организации и управлении может быть достигнута, но будут ли реализованы и удовлетворены потребности более возвышенные? Тем более если это люди, близкие по характеру к индивидуалистам и с претенционистам, имеющие склонность к самостоятельному выполнению работ, выделению их из массы при распределении стимулов.
Дальнейшее разукрупнение производственных отделений, децентрализация управления на уровне и внутри предприятия, формирование бригадных оргструктур и на производстве, и в управлении, отвечающих не только за разработку и выпуск продукта, но и за его продвижение к потребителю, за своевременное внесение изменений в изделия, в тактику действий, чтобы обеспечить необходимую долю сложившегося рынка или начать формировать новый рынок сбыта, – именно этот подход становится доминирующим в компаниях с производством мирового класса, наиболее распространенным в рамках нового организационного мышления.
Пример: завод компании «Гудйеар» в Лаутане (штат Оклахома, США), выпускающий автомобильные шины, представляет собой набор из 164 команд численностью от 5 до 27 человек каждая (т.н. рабочих центров). Координируют деятельность этих центров четыре команды из числа служащих заводоуправления. Центры несут ответственность за все. Командно-бригадная форма организации труда плохо согласуется с традиционной компоновкой промышленного типового оборудования и, напротив, хорошо сочетается с ячеечной компоновкой оборудования, с размещением его и работников по принципу производства технологически законченного изделия в одном месте. В производственные ячейки подбираются работники самых разных специальностей.
В нашей стране ячеечная организация труда чаще называлась организацией комплексных бригад, выполняющих широкий круг функций с богатым содержанием труда, возможностью наблюдения всего производственного процесса, реальной самостоятельностью и автономией в принятии решений.
Какой бы тип организации ни был выбран – функциональный, ячеечный, матричный и т.д., важна прежде всего ее простота. Простота же чаще всего обеспечивается мобильностью организации, которая может быть достигнута за счет:
- ориентации на основной принцип (продукт, функция, география, потребитель);
- создания универсальных подразделений (комплексных центров, рабочих групп, проектных центров и т. п.);
- проведения кадровой политики, обеспечивающей высокую защищенность людей от изменений в конкретной организационной ячейке (т.е. упорядочена основа перераспределения людей и изделий между подразделениями).
- Альтернативной к этим типам, наиболее простой, перспективной организацией теоретики и практики менеджмента считают организацию, отвечающую трем главным требованиям:
- эффективности с точки зрения основ политики бизнеса;
- регулярного обновления;
- профилактики против застоя, обеспечением по крайней мере умеренной чувствительности к главным угрозам.
Каждое из этих требований базируется на своих основаниях. Эффективность опирается на устойчивость организации (простую базовую форму, доминирующие ценности и цели высшего порядка, минимум и простота воздействия в рамках бригады, центра и т.п.). Организация по отделениям, ячейкам, дивизионам, матрицам остается наиболее простой и лучшей формой. Выбор принципа смещается в пользу продукта и потребителя.
Регулярность обновления осуществляется через предприимчивость (предприимчивые единицы – малые, удобные для сохранения адаптивности отделения, берущие на себя практически все необходимые штатные функции; системы измерителей, ориентированные на предприимчивость и эффективность);
Профилактика застоя включает готовность к регулярной реорганизации или временной для решения конкретных проблем. Под регулярной реорганизацией понимается:
- готовность регулярно выделять новые отделения, когда старые наполнены бюрократией;
- готовность перераспределять продукты или номенклатуру среди отделений, чтобы можно было воспользоваться способностями работников и для перестройки рынка;
- готовность привлечь таланты и объединить их в проектные группы; общая готовность при необходимости к реорганизации и перетасовке ячеек.
Понятие организация труда менеджера имеет два аспекта: организацию своего труда и организацию труда своих подчиненных и сотрудников.
Первым шагом менеджера рациональной организации своего труда должно быть составление перечня своих органических функций.
Вторым шагом – сопоставление органических функций с официально установленным кругом задач и устранение выявленных расхождений. Он сложен, т.к. связан с передачей подчиненным тех функций, которые выходят за пределы органических функций.
Третий шаг – определение важности каждой функции и выделение среди них главного звена, на котором акцентируется внимание. Часто это звено считают стратегическим фактором. Чтобы его выделить, необходимо представлять истинное положение дел во всех звеньях. Усиление же слабого звена необходимо для гармоничного использования всех факторов производства.
Все остальные моменты в организации работы менеджера зависят от этих трех шагов, базируются на них.
Назовем наиболее значимые моменты в организации труда менеджера:
- организация рабочего места (укомплектование необходимыми средствами связи и другой оргтехникой, а также современной рационально спроектированной конторской мебелью и т.п.);
- организация рабочего времени (длительность рабочего дня, распределение своего времени между вопросами главными, срочными и теми, решение которых можно отложить; распорядок рабочего дня, связанный с режимом работы подчиненных ему служб, подразделений, сотрудников;
- интегрированность с другими менеджерами, подразделениями, конкретными людьми и методами работы выступает как предметная привязанность к конкретным ситуациям; постоянные перерывы в течение рабочего дня, не всегда учтенные, которые прерывают концентрацию мышления, (ответы на телефонные звонки, свои звонки, прием посетителей, просмотр писем, подписание документов, присутствие на заседании и т.д.).