Тема 3. основные подходы к изучению менеджмента
1. Бихевиористский подход
2. Ситуационный подход
3. Количественный подход
4. Процессный подход
5. Деятельностный подход
6. Системный подход
Бихевиористский подход
Бихевиоризм(от английского behavior – поведение) – прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей, акцентирующий внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т.д. Метод возник из непосредственного наблюдения за поведением животных и перенесен на изучение человека (менеджера, лидера, деятеля). Общеметодологическими предпосылками его явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда и основной тезис: бихевиоризм-психология (или социальная психология) должна изучать поведение, а не сознание, не наблюдаемое в принципе. При этом поведение понимается как совокупность связей «стимул – реакция» (S – R). Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Уотсоном (1913 г.) На формирование научных основ бихевиоризма оказали работы Бехтерева и Павлова. К середине XX в. основные идеи бихевиоризма, методики исследования и термины были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, политологию, теорию программного обучения (Скиннер). Успешная, результативная реакция и впредь имеет тенденцию к воспроизводству в аналогичных условиях. В США все науки, занятые изучением поведения, получили название бихевиористские.
Осуществленный бихевиоризмом поворот на объективное изучение, новые методики эксперимента, широкое привлечение математических средств составили сильную сторону бихевиоризма. Вместе с тем очевидна и его ограниченность, поскольку игнорируются полностью сознание, мышление, воля, социальная природа психики, а отсюда примитивизация поведения людей.
В рассмотренной выше формуле «S – R», S – толковалась как сумма стимулов или еще шире – как «ситуация», «среда», ведущая к тому или иному типу поведения, «реакции».
Интерес исследователей сосредоточен на выявлении факторов, формирующих позиции (среднее звено «А») в конкретно социальной (производственной) обстановке. Затем это звено было в формуле заменено более широким понятием «личность» (person) – Р, которое включало в себя «прошлый опыт человека», традиции, «культурный комплекс», групповые ценности, установки, т.е. социальные факторы, влияющие на «позиции». Формула S – Р – R, или S – Р – А – R соответствует представлению о механизме человеческого поведения, принятому бихевиоризмом. Весь вопрос здесь в том, как понимать категории «среда», «личность», «реакции» и т. д. И в конечном итоге верный вывод, что поведение не прямо зависит от предлагаемых менеджментом стимулов, часто сводится к преувеличению психологических механизмов поведения.
По мнению Н. Майера, У. Скотта, Д. Макгрегора и др., непосредственный мотив поведения М как определенный фактор создается путем столкновения физиологических, психофизиологических потребностей (к выживанию, безопасности и т.п.) с их удовлетворением. Этот мотив оттесняет на задний план элемент сознания в составе звеньев Р и А (позиций); а сам мотив утрачивает свою конкретно-историческую определенность: игнорируется само его содержание, влияние реальной социальной среды. То есть бихевиоризм не занимается поиском причинных факторов поведения, а лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее «работающие», быстро переводимые на практические предложения и рекомендации.
Ситуационный подход
Разработан в конце 60-х гг. Это вероятностный подход, зависящий от случайностей, от ситуаций. Его не следует путать с методом ситуаций, который применяется при интенсивном и проблемном обучении с помощью конкретных надуманных или реальных ситуаций.
Ситуационный подход не только не выступает против бихевиористского подхода, но, напротив, использует его методы, принципы, совмещая их с прямым приложением наук к конкретным условиям и ситуациям. В данном случае под ситуацией как главным элементом подхода понимается конкретный набор обстоятельств, определяющих деятельность организации или поведение в данное конкретное время. То есть, зная типы и характер «ситуационного мышления и поведения», влияние их на деятельность, менеджер может лучше понять, какие приемы и стиль в большей степени будут способствовать эффективному достижению цели в данной конкретной ситуации. Но нужно понять, что ситуационный подход – это не просто набор типов, стереотипов или способов руководства и организации, а выбор специфических приемов для конкретных ситуаций, причем выбор не произвольный, а основанный на определенной стратегической для данной организации или подразделения концепции управления и организации.
Сложность ситуационного подхода в том, что необходимо в каждой ситуации определять значимые социальные перемены и какую роль они играют в организации. В какой-то степени это выделение ведущего звена в организаторской и управленческой деятельности в данной конкретной ситуации. Умение его выделить во многом определяет квалификацию менеджера.
Итак, для того чтобы успешно реализовать ситуационный подход, менеджер в своей работе должен:
- во-первых, владеть средствами профессионального управления и организации, знать принципы группового и индивидуального поведения, системного анализа, методы планирования, контроля, оценки, стимулирования и количественных методов принятия решений;
- во-вторых, уметь проводить сравнительный анализ методов, приемов и типов поведения для данной конкретной ситуации и выбрать наиболее эффективный;
- в-третьих, уметь оценивать ситуацию с ретроспективных и футурологических позиций, выделять наиболее важные, значимые для данной ситуации изменения в организации при изменении каждой из переменных;
- в-четвертых, уметь выбрать приемы и типы поведения, оптимальные для данной ситуации.
Таким образом, при всей известной ограниченности рамками уникальной ситуации (американец Питер Вейл называет ее «постоянно бурлящая вода»; есть также такие образы, как «китайский бейсбол», «шаги в темноту» и т.д.).
Ситуационный подход, положенный на научную основу, стал значительным шагом вперед в развитии теории менеджмента. Вместе с тем, поскольку «лучшего приема, способа, типа» поведения менеджера в данной ситуации не существует, реакция менеджера на конкретную ситуацию часто больше похожа на искусство, чем на науку.
Количественный подход
Фактически это применение математических методов к исследованию операций в организации и деятельности менеджеров, а также при формировании моделей поведения. Создание модели позволяет:
- упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;
- объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;
- использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов;
В менеджменте чаще всего используются несколько классов моделей:
1) модель оптимизации;
2) модель адаптации.
К этим моделям сводятся западные теории так называемого рационального поведения, которое предполагает следующее:
а) существует некоторое множество альтернатив в деятельности индивида;
б) индивид располагает информацией, на основании которой он может предвидеть последствия своего выбора;
в) существует критерий, посредством которого индивид определяет, какие следствия он предпочитает.
Модель оптимизации – чаще всего статическая модель, предлагающая лучшее решение для данного момента времени.
Г. Саймон описывает такую модель уравнением:
dπ | = | df | *p[f(x)]+f(x) | dp | * | df(x) | -P(x)-x | dP | =0 |
dx | dx | dy | dx | dx |
где:f, p, P – известные функции x;
Нахождение наилучшего решения при изменяющихся со временем переменных (динамическая модель) называют процессом адаптации и описывают моделью адаптации. То есть оптимизация есть выбор лучшего, адаптация – движение к лучшему и является более широким понятием. Существует еще несколько моделей:
3) модель «социальной диффузии» (распространение какой-либо информации среди работников – слухи, донесения, мнения, сплетни, образ поведения, нормы, даже ложь), в которой относительно немного мотивированного поведения, а действия и мотивация носят элементарный характер;
4) модель подражания (включает три элемента нервных возбуждений: физиологический стимул, нервное волокно и ответную реакцию);
5) модель распределения статуса;
6) модель распространения состояний и т.д.
При всех достоинствах количественного подхода очевидна его абстрактность, которая не охватывает всего богатства процессов человеческой деятельности и поведения. Используется количественный подход значительно реже по двум главным причинам:
- руководители редко сталкиваются с исследованием операций;
- лишь немного руководителей владеют количественным методом.
Процессный подход
Основан на рассмотрении организационно-экономических функций менеджеров как процесса взаимосвязанных между собой действий, поведения. Все эти действия обычно при процессном подходе укладывают в цепь формальных и неформальных функций, выполняемых менеджером. То есть общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых представляет совокупность выполненных функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.
Деятельностный подход
Это подход, включающий в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий менеджера. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности менеджера, в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников. Как исходная методологическая база, деятельный подход ставит во главу угла труд.
Системный подход
Это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов (организаций) как систем. Исследование ориентировано на раскрытие целостного объекта, источников, движущихся сил и механизмов функционирования и развития организации под воздействием социальных факторов. При этом система понимается как целое, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований: фиксируют недостаточность старых, традиционных принципов, а также помогают строить новые предметы изучения (новые системообразующие качества).
Все социальные организации являются открытыми системами, взаимодействующими с внешней средой. Системное мышление, на наш взгляд, наиболее подходящий в области менеджмента инструмент для противодействия различного рода неожиданностям, проблемам, трудностям. Системное мышление воспринимает все факторы, действующие на организацию и работу менеджера. Системные модели организационных явлений описательно намного превосходят «игровые» или линейные причинно-следовательные (по «теории домино») модели и все рассмотренные ранее подходы.
Но системный подход совершенно не побуждает руководство к действиям для реальных случаев в реальном времени. Так же, как и другие, системные модели не защищены от двух постоянно действующих факторов: от работы в условиях постоянно изменяющихся условий и присутствия в системе самого действующего лица. (Руководитель или менеджер всегда является элементом системы и чаще активным, поскольку на нем лежит ответственность за действия. Их мнение, действия и поведение непредсказуемы).
Итак, мы рассмотрели шесть различных подходов к работе менеджеров. Самые убежденные приверженцы каждого из этих подходов надеялись, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Детальные исследования и неудачный опыт показали, что все подходы лишь частично (одни больше, другие меньше) правильны, эффективны в отдельных, ограниченных ситуациях. Раз и навсегда, на все случаи, во все времена рецептов не существует. Каждый из подходов реален, значим, может давать эффект в отдельных ситуациях, может быть использован и совместно с другими подходами. И еще один важный вывод: все подходы пересекаются в вопросах теории и практики, и в работе любого менеджера, любой организации можно найти элементы всех этих подходов.
ТЕМА 4. МИР МЕНЕДЖМЕНТА
1. Содержание работы менеджера
2. Внутреннее окружение менеджера в организации:
Структура;
Цели;
Стратегия;
Функции менеджера;
Технология;
Люди;
Климат в организации
Содержание работы менеджера
Употребление терминов «менеджмент» и «менеджер» в мире ограничено. Даже в США (а эти термины специфически американские) их применяют только в деловых отношениях. В сферах бизнеса, в больницах, госучреждениях, университетах или армии существуют администраторы, директоры, командиры и т.п.
Если говорить о менеджменте в функциональном плане, то менеджерская функция, менеджерская работа, менеджерские задачи есть во всех организациях. Как в действующем, динамичном элементе организации в менеджменте есть нужда всех организаций – от университетов до поликлиник, от правительственных учреждений до детских садов.
Мир менеджмента можно представить через рассмотрение содержания деятельности менеджера и его окружения. Деятельность менеджера можно показать через базовые операции (см. Современный менеджмент: принципы и правила. – М.- Н. Новгород, 1992. – С.28-32).
Выделяется пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он не занимался (их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста организации):
1) менеджер устанавливает цели, определяет каковы они должны быть, определяет конкретные задачи в каждой группе целей; решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей; делает их эффективными;
2) менеджер организует, анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей; разделяет их на управляемые совокупности, а последние – на управляемые трудовые задачи; группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру; выбирает людей для управления этими совокупностями и для задач, которые нужно выполнить;
3) менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию; составляет команду из людей, ответственных за различные работы; делает это с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое «качество трудовой жизни» (не сводящейся ни к зарплате, ни к условиям труда). И делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами;
4) устанавливает единицы измерения – мало есть факторов, столь важных для успеха организации. Добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей организации данного индивида; анализирует, оценивает и интерпретирует результаты; сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам;
5) способствует росту людей, включая себя самого.
Каждая операция может быть разделена на отдельные элементы, каждый из которых требует специфических качеств и квалификации. При этом менеджер не обязательно начальник.
В книге «Основы менеджмента» (с. 35-38) содержание работы менеджера дается по американскому ученому Минцбергу (его книге «Природа управленческого труда») через роли руководителя, т.е. через набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Менеджеры играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей. Минцберг выделяет десять ролей, которые принимают на себя менеджеры в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Роли не могут быть независимы одна от другой. Они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.
Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса менеджера в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми. Эти межличностные роли могут сделать менеджера пунктом сосредоточения информации и играть информационные роли. Принимая эти роли, менеджер способен играть роли, связанные с принятием решений: распределением ресурсов, налаживанием конфликтов, поиском возможностей для организации, ведением переговоров от имени организации. Все вместе эти десять ролей определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.
По результатам проведенных в США Питером Вейллом социальных исследований можно представить работу менеджера достаточно детально:
- 30-40% времени проводит на различных собраниях;
- многое в работе приходится создавать заново;
- работа требует больших полномочий, чем имеются;
- приходится отвечать более чем на 12 телефонных звонков;
- качество работы не всегда соответствует оплате и сопутствует доходам;
- ежегодно требуется по две недели повышать или поддерживать квалификацию;
- часто приходится сталкиваться с людьми разных рас, полов, национальностей, возрастов, этнических групп;
- объективного способа эффективности деятельности нет;
- о работе приходится докладывать трем шефам и все трое оценивают работу;
- 1/3 всего рабочего времени расходуется на решение срочных непредвиденных дел, а запланированная работа откладывается;
- никогда не удается собрать совещание, чтобы собрать всех подчиненных, и секретарь на это тратит порой целый день;
- степени, полученной в колледже, недостаточно, необходима ученая степень;
- каждую неделю необходимо прочитывать 100-200 страниц специальных материалов;
- не менее одной ночи в неделю приходится проводить вне города по работе;
- работа отдела связана с работой других отделов настолько, что разделение функций и ответственности является весьма произвольным;
- до 20% ожидают повышение в другой отдел с аналогичной работой;
- или отдел или вся организация ежегодно реорганизуются;
- более 50% не видят для себя объективной возможности сделать карьеру;
- у 90% нет реальных шансов стать членом руководства компании;
- у 90% даже при наличии идей нет непосредственного влияния ни на кадровую, ни на деловую политику своего отдела;
- приходится давать показания по решениям в организации, нарушившей законодательство;
- постоянно обновляется техника управления и приходится непрерывно учиться;
- их начальники чаще не считаются с ними и выключают терминал и экран компьютера.
Эту «жизненную среду» подтверждают опытные менеджеры. Она в полной мере отражает существо работы менеджера.
Анализируя эти три подхода к работе менеджера, можно сделать некоторые выводы.
Лишь в начале истории менеджмента менеджер означал человека, ответственного за работу других. Это отделяло функции менеджера от функции владельца.
Это специфическая работа, которую можно систематически изучать и совершенствовать. Всегда на предприятиях были люди часто на ответственных постах, которые явно были менеджерами, но не начальниками, т.е. не несли ответственности за работу других людей. Например, казначей фирмы отвечает за приток и расход денег, может не иметь подчиненных, работать с вкладчиками компании, с финансовыми учреждениями, приказов не отдает, но его труд индивидуален и без сомнения менеджерский.
Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, но вклад в деятельность всей организации и ответственность за ее результаты.
Менеджмент не имеет обязательной связи с делегированием власти. Задачи его автономны и коренятся в нуждах предприятия. Есть менеджерские посты, менеджерская работа, менеджерское мастерство, культура менеджера и есть менеджерская специфическая организация.
Менеджеры – самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, разрушить ее можно за несколько месяцев. Растут вложения в менеджеров и требования предприятия к ним. Эти требования удваиваются с каждым поколением.
Ответственность за свою собственную работу и есть особая работа менеджера, его особые задачи. Есть определенный способ управлять менеджерами – с помощью целей и самоконтроля. Менеджер решает две специфические задачи:
- создание подлинного целого, которое больше суммы частей, продуктивного единства, выпускающего больше, чем в него вложено. Иначе: менеджер создает систему, способствует порядку, особенно новому порядку;
- гармонизировать в каждом решении и действии требования немедленного и отдаленного будущего.
Большинство менеджеров большую часть своего времени выполняют необходимые функции, не относящиеся к менеджменту, какой бы ранг, пост и работу не выполнял менеджер.
Определить структурные блоки работы менеджера по типам выполняемой работы, т.е. по функциям сложно. Тем не менее в любой самой маленькой организации менеджмент должен охватывать три типа работы, решать три разные задачи:
а) управлять текущими операциями, эксплуатировать их потенциал, решать их повседневные проблемы;
б) решать задачи высшего руководства. Это особая работа со своими специфическими требованиями;
в) создать завтрашний день предприятия (инновационные задачи).
Все это отдельные задачи, работа над каждой их них имеет специфические характеристики, выполнить ее должны разные люди.
Решение первой (а) из этих трех задач организуется в современном менеджменте на основе функционального принципа; вторая и третьи (б и в) – на принципе (team). Это означает, что даже простая организация должна строиться по меньшей мере на двух организационных принципах. Каждый из них имеет свои требования и свои ограничения.