Два уровня знания менеджмента
С этого времени в западной науке менеджмента выделяют два уровня знания. Первый уровень представлен теориями социального управления: «революции менеджеров», «социальной ответственности бизнеса», «промышленной демократии», «человеческих отношений», «постиндустриального общества» и т.д. В методологическом плане они являются не чем иным, как частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования капитализма.
Рассмотрим подробнее некоторые из теорий.
А) «Революция менеджеров» – это одна из основополагающих социально-философских концепций американской социологии и менеджмента, согласно которой новый класс наемных работников-управляющих все более вытесняет старую элиту – собственников и играет решающую роль в развитии современного западного общества.
Идея «революции менеджеров» и термин принадлежат Бернхейму, но во многом исходит от Гегеля и Маркса (их идеи о роли и сущности корпораций в капиталистическом обществе). Следующий этап приходится на конец XIX- начало XX вв. (эпоха семейного капитализма). Теория Э. Бернштейна и К. Шмидта: класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которой противоположны интересам собственников. В 1953 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский, а Парсонс – о переходе контроля над производством, принадлежавшим когда-то семьям собственников корпораций, к управленческому и техническому персоналу. В 1958 г. Белл ввел термин «молчаливая революция», подчеркнув, что собственность и формальный контроль разделены окончательно, а потому традиционная теория классов потеряла ценность.
В 70-е гг. «менеджмент-бум» оканчивается, к концепции революции менеджеров растет недоверие. Сегодня новое поколение американских социологов проверяет эмпирическую достоверность и теоретическую обоснованность концепции «революции менеджеров» (это сделали М. Цейтлин, М. Аллен, Д. Джеймс, М. Сореф и др.).
Б) Концепция «социальной ответственности бизнеса»также имела несколько этапов: в начале XX в. появились идеи «капиталистической благотворительности» (Эндрю Карнеги вложил на социальные программы 350 млн. долл. и построил 2 000 публичных библиотек, Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера; в России – С. Мамонтов создал частную оперу, то же самое сделал С. И. Зимин, В. О. Гришман и М. П. Рябушинский организовали собрания картин; Солдатенков – больницу; А. В. Морозов – собрание русского фарфора, Третьяковскую галерею; Щукинский и Морозовский музеи), затем появились защитники решения социальных проблем не только с государственных, но и с менеджерских позиций. С 50-х гг. говорили о возрастании социальной роли бизнеса из-за сотрудничества бизнеса с правительством во время Второй мировой войны и затем в период «холодной войны». В это же время после работы Р. Хауардта «Социальная ответственность бизнесмена» пытались концепцию социальной ответственности распространить и на бизнес, утверждая, что бизнес может приносить социальные и экономические выгоды обществу. В 60-70-х гг. в общественном мнении появилась оппозиция миру бизнеса (интерес к гражданским правам, против войны во Вьетнаме, равноправие женщин, загрязнение среды отходами промышленности и угроза человечеству, избавление от голода стран третьего мира, движение потребителей и т.д.)
Социальные ожидания в отношении бизнеса менялись. Но юридическая и социальная ответственность менялись по-разному.
Юридическая ответственность – следование конкретным законам и нормам госрегулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. Социальная ответственность отличается тем, что предполагает добровольную деятельность организации по решению социальных проблем, лежащих вне сферы, охватываемой законами и нормами.
Сторонники и противники выдвигали различные аргументы за и против социальной ответственности бизнеса.
Сторонники: 1) благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы; 2) изменение отношения к бизнесу; 3) наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем; 4) ответственное поведение, моральные обязательства, поддержка общественных ценностей и норм и т.д.
Противники: 1) нарушение принципа максимализации из-за отвлечения части ресурсов на социальные нужды; 2) издержки на социальные нужды переносятся на потребителей; 3) бизнес остается вне поля контроля со стороны населения; 4) неподготовленность бизнесменов решать социальные проблемы и пустая потеря средств.
В) «Промышленная демократия» – участие рабочих в прибылях организаций создает видимость общего интереса рабочих и бизнесменов и должна крепче привязать рабочего к предприятию:
- награждение акциями, выплата зарплаты ими, премии акциями и т.д.;
- благодаря этому теряется зависимость вознаграждения от затраты труда; возрастает риск оказаться без работы, зависеть от политики, конъюнктуры рынка, неумелости предпринимателей и т.д.;
- большинство американских профсоюзов к участию рабочих в прибылях относятся враждебно;
- профсоюзы сопротивляются и против программ расширения функций и ответственности рабочих, осуществляемых под маркой «обогащения труда».
Г) Концепция «человеческих отношений».Теория возникла в 20-е гг. нашего века как одно из направлений теории научного управления. Основные положения теории были сформулированы в ходе проведения Хоторнского эксперимента американским социологом и психологом Э. Мэйо как оппозиция тейлоризму 1. В дальнейшем эти идеи разрабатывались американцами У. Муром, Ф. Ротлисбергером, Т. Уайтхедом, У. Диксоном, французом Ж. Фридманом. Теория «человеческих отношений» выступила против «экономического человека» Тейлора, считавшего главным стимулом человеческой деятельности лишь материальную заинтересованность, и заменила биологический подход к человеку анализом психосоциальной деятельности индивида («человек – главный объект внимания»). Теория показала, что наряду с материальными стимулами большое значение имеют психосоциальные факторы: сплоченность группы, в которой трудится индивид, взаимоотношения с руководством, благоприятная атмосфера на рабочем месте, удовлетворенность работника своим трудом и т.д.
Теория «человеческих отношений» включает в себя понятие формальных и неформальных групп и рассматривает широкий круг проблем: анализ влияния группы на поведение, мотивы, ценности индивида в процессе трудовой деятельности; исследование структуры и механизмов функционирования неформальных групп; изучение роли и места предприятия в структуре района, города; средства общения и способы передачи информации рабочим в процессе трудовой деятельности, специфику речи, структуру их языка.
Уже Хоторнский эксперимент внес много интересного в область процедуры и методики конкретных социальных исследований, особенно в технику интервью, технику учета функциональной зависимости производительности от различных социальных факторов и сочетаний, составления матриц и т.д.
Ф. Ретлисбергер (Гарвардский университет) в своих книгах «Менеджмент и рабочий» и сборнике статей 1936-1941 гг. «Менеджмент и мораль» больше сконцентрировался на проблемах психологического стимулирования труда и первом переводе этих принципов на язык практических рекомендаций по менеджменту. Главным в его идеях является представление о предприятии как о "социальной», а не только технико-организационной системе, успех которой зависит от согласованных функций ее формальной и неформальной структур. Поведение нельзя выводить только из логических и экономических посылок, не учитывая силы групповых привычек, традиций, установок. Процессы понимания, внимания, вникания (манера обращения, дипломатия, вежливость, приветливость, участие, справедливость, терпение и т.д.) в повседневном менеджменте при распределении работы, продвижении, урегулировании жалоб, заключении коллективных соглашений и т.п. требуют глубокого социального смысла и действия. Он же начал разработку практических принципов «человеческого руководства» рабочими и стимулирования труда. Его основные практические рекомендации, суммированные им в 1945 г.:
1 Речь идет о социально-психологических исследованиях, проведенных в двадцатые годы профессором Гарвардского университета Э. Мэйо на заводе телефонной компании в Хоторнском районе Г. Чикаго.
1) необходимы хорошие знания формальных и социальных структур;
2) разработка общего для структуры языка общения;
3) система коммуникаций должна взаимно учитывать мнения сторон, демократичность управления;
4) разрешать проблемы и предотвращать сопротивление внедрению нововведений, чтобы они понимались рабочими как развитие, а не как остановка в жизни;
5) учет зависимого положения рабочего и его стремления к упрочению своего статуса в данной социальной организации определенных гарантий, разделения с персоналом ответственности за дела предприятия;
6) учет эмоциональной стороны человеческой натуры, не совпадающей со строгой логикой поведения, разработать приемы неофициального общения с рабочими.
В последующем и до сего времени осталось в целом характерной психологизация механизма общественного поведения людей. И верный в сущности вывод из Хоторнского эксперимента о том, что поведение не может быть прямой функцией от предлагаемых менеджментом стимулов вылился в другую крайность – в абсолютизацию психологических пружин поведения. Подход представителей этого направления к поведению рабочих и приемам контроля над ними соединил в себе черты психоанализа и бихевиоризма, акцентирующих внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т.д., пренебрегая поиском причинных факторов поведения.
Д) В концепции постиндустриального общества первый уровеньзнания выражен признаками перехода от индустриального к постиндустриальному:
- изменением от товаропроизводства к обслуживающей экономике (превосходство сферы услуг над сферой производства);
- изменением в социальной структуре общества (классовое деление уступает место профессиональному);
- созданием новой интеллектуальной технологии, введением планирования и контроля над технологическими изменениями;
- появление новой правящей элиты, обладающей высоким уровнем образования и знаний, а с ними теряет значение собственность как критерий социальной стратификации;
- основной конфликт – в борьбе между знанием и некомпетентностью.
Второй уровеньзнаний – прикладные теории организации и управления – более конкретен, он обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления (например, групповых или бригадных форм труда), анализа и обоснования решений, применения новейших приемов социально-психологического воздействия на поведение рабочих и служащих.
Итак, очевидно, что характерная черта менеджмента – плюрализм методологических установок.
Разработка концептуального аппарата ведется без строгой ориентации на общую теорию. Хорошо поставленная система эмпирических исследований и инновационных экспериментов дает определенные методические преимущества, которые, однако, нейтрализуются отсутствием единой теории поиска в целом. Неудивительно поэтому, что в менеджменте наряду с концепциями, отражающими современный уровень знания, существуют и идеи начала века.