Сравнение стратегического и оперативного менеджмента

Признаки Стратегический менеджмент Оперативный менеджмент
Иерархические ступени В основном на уровне высшего руководства Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления
Неопределенность Существенно выше Меньше
Вид проблем Большинство проблем не структурировано Относительно хорошо структурированы
Временной горизонт Акцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные аспекты Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты
Потребная информация В первую очередь из внешней среды В первую очередь из самого предприятия
Альтернативы планов Спектр альтернатив в принципе широк Спектр ограничен
Охват Концентрация на отдельных важных позициях Охватывает все функциональные области и интегрирует их
Степень детализации Невысокая Относительно большая
Основные контролируемые величины Потенциалы успеха (например, рост доли рынка) Прибыль, рентабельность

ЛЕКЦИЯ №4. 15.03.13

«НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

Особые приемы, используемые наукой управления при рассмотрении организации и ее составляющих, получили название подходов:

· КЛАССИЧЕСКИЙ, ИЛИ ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД

(отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д.)

· ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

(рассматривает управление как процесс, например: «постановка целей – планирование – организация работ – мотивация – контроль)

· СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

(рассматривает организацию как систему, со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работ по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.)

Основные цели при системном подходе:

1. Снижение эмерджентности (снижение появления свойств системы, которые ей не присущи).

2. Повышение синергичности (сплочения).

3. Обеспечение положительной мультипликативности (множественности) в организации.

4. Обеспечение устойчивости функционирования организации.

5. Обеспечение адаптивности работы организации.

6. Обеспечение совместимости работы подсистем организации (например, подсистемы «персонал» с подсистемой «руководство», подсистемы «сбыт» с подсистемой «покупатели» и т.д.).

7. Обеспечение эффективной работы обратных связей в организации как внутри подсистем, так и между подсистемами.

· СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Суть ситуационного подхода:

1. методы управления могут меняться в зависимости от ситуации.

2. На практике результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях.

3. Ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике, прогнозируются последствия (будущий спрос, затраты, финансовые поступления и т.д.)

4. На основании полученных данных планируется будущая деятельность организации.

Часто ситуационный анализ проводят:

- методами экспертных оценок;

- с помощью «мозгового штурма (атаки)» с аргументами «за» и «против»;

- с использованием кейсов (от англ. «случай») – деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения.

Два современных подхода:

· СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

1. Сформировался в 1970-е годы в условиях нарастающей подвижности внешней среды организации.

2. Его развитие привело к разработке теории стратегического планирования и управления.

3. Появление этих концепций предоставило практикам новые инструменты для осуществления изменений компаний с целью обеспечения гарантированного роста рентабельности.

· СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

1. Требует учитывать природу человека и сознательно формировать общие ценности (организационную структуру).

2. Согласно социокультурному подходу, осуществляя изменения, мало контролировать «жесткие» составляющие организации, надо уметь опознавать и сознательно изменять ее «мягкие» компоненты.

3. В новом обществе – обществе знаний – лидирующим классом становятся работники умственного труда. Такой персонал может обеспечивать конкретный результат, только работая в организации, которая будет предъявлять к нему новые требования.




ЛЕКЦИЯ №4. 22.03.13

«МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ»

Выделяют методы управления прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов.

Можно выделить формальные и неформальные методы воздействия.

Наибольшее значение имеет классификация методов на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица и лиц, на кого направлено воздействие.

По этому признаку выделяют методы управления:

1. Организационные (организационно-распорядительные, административные);

2. Экономические;

3. Социально-психологические.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Экономические методы управления – это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей.

Экономические интересы делятся на 4 большие группы:

1. Интересы государства.

2. Интересы отрасли.

3. Интересы коллектива (организации).

4. Интересы личности.

Возможные экономические рычаги управления включают в себя:

· себестоимость;

· рентабельность;

· прибыль;

· фондоотдачу;

· цену;

· заработную плату и др.

Один из важнейших экономических рычагов управления – заработная плата работников.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

Организационные методы управления – это методы на основе силы и авторитета власти, т.е. указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.д.

Назначение:

• регламентировать деятельность (всей организации, структурных подразделений, должностей, функций);

• обеспечивать организацию нормативами (времени, численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ);

• поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы).

Наши рекомендации