Сравнение стратегического и оперативного менеджмента
Признаки | Стратегический менеджмент | Оперативный менеджмент |
Иерархические ступени | В основном на уровне высшего руководства | Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления |
Неопределенность | Существенно выше | Меньше |
Вид проблем | Большинство проблем не структурировано | Относительно хорошо структурированы |
Временной горизонт | Акцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные аспекты | Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты |
Потребная информация | В первую очередь из внешней среды | В первую очередь из самого предприятия |
Альтернативы планов | Спектр альтернатив в принципе широк | Спектр ограничен |
Охват | Концентрация на отдельных важных позициях | Охватывает все функциональные области и интегрирует их |
Степень детализации | Невысокая | Относительно большая |
Основные контролируемые величины | Потенциалы успеха (например, рост доли рынка) | Прибыль, рентабельность |
ЛЕКЦИЯ №4. 15.03.13
«НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»
Особые приемы, используемые наукой управления при рассмотрении организации и ее составляющих, получили название подходов:
· КЛАССИЧЕСКИЙ, ИЛИ ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД
(отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д.)
· ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
(рассматривает управление как процесс, например: «постановка целей – планирование – организация работ – мотивация – контроль)
· СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
(рассматривает организацию как систему, со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работ по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.)
Основные цели при системном подходе:
1. Снижение эмерджентности (снижение появления свойств системы, которые ей не присущи).
2. Повышение синергичности (сплочения).
3. Обеспечение положительной мультипликативности (множественности) в организации.
4. Обеспечение устойчивости функционирования организации.
5. Обеспечение адаптивности работы организации.
6. Обеспечение совместимости работы подсистем организации (например, подсистемы «персонал» с подсистемой «руководство», подсистемы «сбыт» с подсистемой «покупатели» и т.д.).
7. Обеспечение эффективной работы обратных связей в организации как внутри подсистем, так и между подсистемами.
· СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Суть ситуационного подхода:
1. методы управления могут меняться в зависимости от ситуации.
2. На практике результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях.
3. Ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике, прогнозируются последствия (будущий спрос, затраты, финансовые поступления и т.д.)
4. На основании полученных данных планируется будущая деятельность организации.
Часто ситуационный анализ проводят:
- методами экспертных оценок;
- с помощью «мозгового штурма (атаки)» с аргументами «за» и «против»;
- с использованием кейсов (от англ. «случай») – деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения.
Два современных подхода:
· СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
1. Сформировался в 1970-е годы в условиях нарастающей подвижности внешней среды организации.
2. Его развитие привело к разработке теории стратегического планирования и управления.
3. Появление этих концепций предоставило практикам новые инструменты для осуществления изменений компаний с целью обеспечения гарантированного роста рентабельности.
· СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
1. Требует учитывать природу человека и сознательно формировать общие ценности (организационную структуру).
2. Согласно социокультурному подходу, осуществляя изменения, мало контролировать «жесткие» составляющие организации, надо уметь опознавать и сознательно изменять ее «мягкие» компоненты.
3. В новом обществе – обществе знаний – лидирующим классом становятся работники умственного труда. Такой персонал может обеспечивать конкретный результат, только работая в организации, которая будет предъявлять к нему новые требования.
ЛЕКЦИЯ №4. 22.03.13
«МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ»
Выделяют методы управления прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов.
Можно выделить формальные и неформальные методы воздействия.
Наибольшее значение имеет классификация методов на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица и лиц, на кого направлено воздействие.
По этому признаку выделяют методы управления:
1. Организационные (организационно-распорядительные, административные);
2. Экономические;
3. Социально-психологические.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Экономические методы управления – это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей.
Экономические интересы делятся на 4 большие группы:
1. Интересы государства.
2. Интересы отрасли.
3. Интересы коллектива (организации).
4. Интересы личности.
Возможные экономические рычаги управления включают в себя:
· себестоимость;
· рентабельность;
· прибыль;
· фондоотдачу;
· цену;
· заработную плату и др.
Один из важнейших экономических рычагов управления – заработная плата работников.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
Организационные методы управления – это методы на основе силы и авторитета власти, т.е. указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.д.
Назначение:
• регламентировать деятельность (всей организации, структурных подразделений, должностей, функций);
• обеспечивать организацию нормативами (времени, численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ);
• поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы).