Стиль управления и его влияние на эффективность организации.
Стиль управления - выбор системы методов. То, как руководитель сочетает методы в систему, определяет стиль его управления. Методы и стиль связаны между собой, как содержание и форма. Содержание (метод) отчасти влияет на форму (стиль), а форма изменяет результаты метода. Плохим стилем руководства можно загубить самый замечательный метод.
Стиль руководства - ключевой фактор управления. Во внутрифирменном управлении эффективность на 80 процентов зависит от стиля руководства.
Типовые индивидуальные стили руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля. Различают 3 типовых индивидуальных стиля руководства: авторитарный, демократический, пассивный.
Авторитарный: преимущественное использование командных методов управления, ориентация на задачу или на себя, централизация полномочий, жесткий контроль, минимальное информирование, предпочтение наказаниям, грубость. Достоинство: обеспечивает четкость и оперативность выполнения. Недостатки: подавляет инициативу, не создает стимулов к труду.
Демократический: упор на социально-психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, поощрение инициативы, вежливость. Достоинства - создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы. Недостатки - активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации.
Пассивный - характерные черты - бессистемность в методах, ориентировка на себе, не использование полномочий, самотек в организации дел, бесконтрольность подчиненных, уход от принятия решения. Достоинство - абсолютная свобода исполнителей. Недостаток - тот же.
Большинство работ по исследованию стиля руководства принадлежит американцам. В японском менеджменте кроме значительной национальной специфики ничего принципиально нового обнаружено не было. Американцы признают авторитарный и демократический стили, но вместо пассивного говорят о либеральном (смесь демократического и пассивного).
Российская концепция состоит в понимании несоответствия между типовыми моделями и конкретным стилем руководства. Американцы стараются создать модели, однозначно отражающие реальность и в результате приходят к континууму стилей. разработки американских специалистов привели к созданию ситуационных моделей, представляющих собой попытки связать стиль с ситуацией. Примером может служить «Управленческая решетка Роберта Блейка и Джейна Мутона». Американские модели стиля руководства разделяют на 2 типа.
Первая модель поведенческая, в основе которой поведение руководителя. Структура модели: 1)авторитарно-либеральный континуум - это простейший способ моделирования стилей, не нашедший практических предложений. 2)Авторитарно-демократический континуум Лайкерта - попытка увязать модель с реальностью путем введения черт автократии и демократизма. 3)Континуум «Человек-задача» Лайкерта. Эта модель выражает предпочтения, отдаваемые менеджерами производственным задачам или человеческим отношениям. 4)Управленческая решетка Блейка и Мутона - это двухмерная модель, которая выявила 5 различных стилевых ситуаций (примитивное руководство, социальное руководство, авторитет – подчинение, производственно-социальное управление, команда).
Вторая ситуационная модель, опирающуюся на характер ситуации. Примеры: 1)модель Фидлера. В этой модели учитываются факторы ситуации - взаимоотношения руководителя с подчиненными; привычность производственной задачи, четкость ее формулировки и структурированность; должностные полномочия руководителя. 2) Модель Митчела и Хауса: в ней учитываются следующие ситационные факторы - внутренние психические качества подчиненных; характер решаемых производственных задач.
Существует несколько классификаций стилей менеджмента.
Стили могут классифицироваться по следующим критериям.
1. Критерий участия исполнителей в управлении: авторитарный; сопричастный; автономный.
2. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления: управление через инновацию; управление с помощью задания цели;
3. Критерий преимущественной ориентации: слабое управление; управление по задачам; клубное управление; управление по среднему пути; сильное управление.
Успех стиля управления можно оценивать по критериям:
– воздействия на прибыль и издержки;
– реализации задач при разработке продукции;
– реализации задач организации;
– реализации задач в управлении персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).