История развития менеджмента и классификация школ управления (классицеская школа управления).


Луис Брандейс ввел понятие «научное управление» в 1910г.
Классическая школа (Тейлор, Гантт, Гилблет, Файоль)
Данная школа мало заботилась о социальных аспектах управления, их целью было создание «универсальнвх принципов» управления. Эти принципы затрагивали 2 аспекта – разработка рациональной системы управления организацией и построение структуры организации и управления работниками.

Принципы Тейлоризм:
- создание научного фундамента,
- отбор, тренировка и обучение сотрудников при внедрении норм научной организации труда
- равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими

Закон Паркенсона: «кол-во служащих и объем работ совершенно не связаны между собой».

Принцип Фордизма:
- избегать ненужной формальности
- хорошо оплачивайте труд
- приведите все оборудование в рабочее состояние, научите работников уважать свой труд

Принципы Файоля:
Разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единонаправление, подчинение личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь (иерархическая система управления), порядок, справедливость, стабильность рабочего места, инициатива, корпоративный дух.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ.

Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо было изучать человека, его психологические особенности, адаптационные возможности. Начала формироваться "поведенческая школа", которая изучала поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя.

Считается, что начало этому направлению положил один из основателей поведенческой школы Элтон Мэйо (психолог-клиницист), который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места.

Э. Мэйо увеличил уровень освещенности рабочего места и отметил серьезное увеличение производительности. Тогда в научных целях экспериментатор уменьшил уровень освещения, однако производительность снова возросла. После многочисленных исследований был сделан вывод о том, что производительность труда растет не из-за уровня освещенности (изменение производительности непосредственно от уровня освещенности можно принять относительно небольшим), а в силу того обстоятельства, что к исполнителям просто проявлялось внимание (так как ничего подобного с ними раньше не было). Видимо, в силу этих же обстоятельств, производительность труда в контрольных группах менялась точно так же, хотя уровень освещенности там не варьировали.

Так или иначе, теория управления, обслуживающая дальнейшее развитие промышленности, стала базироваться на изучении психофизиологических возможностей человека и была разработана до уровня, удовлетворяющего требованиям производства.

11. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ.
Подход с точки зрения наук о поведении
…количественных методов
Процессный подход
Системный подход
Ситуационный подход

НАУКА УПРАВЛЕНИЯ ИЛИ КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД. (ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЕЙ И МОДЕЛИ).


Математика, статистика, инженерные науки и т.д.
Количественные методы = исследование операций, были использованы были изначально использованы для решения проблем связанных с отголосками войны.
Исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. Разрабатывается модель (форма представления реальности), которая упрощает или представляет абстрактно реальность. После этого переменным задаются количественные значения. – это важнейшая отличительная черта
Влияние данного метода было значительно меньше – это связано с тем, что ежедневно рук-ли сталкиваются с большим кол-вом проблем связанных с человеческими отношениями. Кроме того – это требует особых знаний!

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Наши рекомендации