Адаптивные структуры управления.
1. Содержание понятия «Организационная структура» и ее элементы
Структура – это внутренняя форма системы. Познать структуру – значит понять законы и закономерности связей между элементами системы.
Организационная структура, это состав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных подразделений аппарата управления, выполняющих различные функции менеджмента.
Организационные структуры управления появились еще до нашей эры и представляют собой форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.
Система управления представляет собой состав и комбинацию различных звеньев управления, связанных между собой по функциям и полномочиям.
Элементами организационной структуры управления являются:
1.Звенья аппарата управления:
§ самостоятельные структурные подразделения – административно обособленное звено управления, где группа специалистов связана определенными отношениями и выполняет одну или несколько функций менеджмента;
§ органы управления - звено аппарата управления, которое необязательно обособлено административно, где группа специалистов связано определенными отношениями и которые выполняют определенные функции менеджмента;
§ управленческие работники – специалисты, выполняющие одну или несколько функций менеджмента и занимающие определенную должность.
В качестве звена выступают должность, отдел, служба, подразделение, лаборатория и т.п.
Звенья в системе управления отличаются: функциями, полномочиями, величиной, назначением, степенью специализации, информационным насыщением, динамикой взаимодействия.
2. Уровни или ступени управления. Ступень управления представляет собой совокупность звеньев на определенном уровне иерархии управления, которая указывает на соподчиненность вышестоящих звеньев нижестоящим звеньям управления с верху донизу организационной структуры.
ОСУ предприятием, которая имеет два или три уровня управления, называется плоской, а четыре и более уровней – многоступенчатой.
3. Связи между элементами управлении. Связи могут быть горизонтальные и вертикальные.
Организационная структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами:
§ горизонтальные связи – это координационные связи, которые носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;
§ вертикальные связи – это субординационные связи, т.е. подчинения между звеньями разных уровней управления, они бывают линейными и функциональными.
Линейные связи устанавливают отношения руководства – подчинения между выше- и нижестоящими звеньями аппарата управления по всем вопросам управления.
Функциональные связи – это связи между звеньями аппарата управления в рамках определенного вида управленческой деятельности – функции менеджмента.
Организационные структуры управления формируются в результате выполнения функции организации и должны:
1. Устанавливать состав и соподчиненность органов управления;
2. Отражать цели и задачи организации;
3. Определять объем полномочий и ответственность менеджеров и управленческих работников;
4. Отражать горизонтальные связи в системе управления;
5. Определять уровень централизации и децентрализации в принятии и реализации управленческих решений;
6. Учитывать функциональное разделение труда;
7. Очерчивать диапазон контроля.
4. Типы иерархических организационных структур
Концепцию иерархических организационных структур управления сформировал немецкий ученый Макс Вебер. Основными типами иерархических структур управления являются линейные, функциональные, линейно-функциональные, линейно-штабные и дивизионные организационные структуры.
Линейная структура управления образуется в результате построения системы управления на основе вертикальных линейных связей между органами управления в виде иерархической лестницы. Руководители нижестоящего уровня подчиняются по всем вопросам управления руководителям более высокого уровня. Каждый управленческий работник подчиняется только одному руководителю и связан с более высокими уровнями управления только через непосредственного руководителя. В линейных ОСУ нет функциональных звеньев, а роводители структурных подразделений являются единоначальниками, наделены полномочиями и осуществляют единоличное руководство подчиненными работниками, реализуя все функции управления.
Линейная структура управления исторически возникла первой и ее отличает сосредоточение в руках руководителей всех функций управления.
Преимущества линейной структуры управления:
§ создает условия для реализации принципа единоначалия и единства распорядительства;
§ обеспечивает согласованность действий исполнителей в соответствии с главными целями организации;
§ четкое разграничение функций и ответственности;
§ невозможность выполнения противоречивых заданий и распоряжений;
§ четкое описание границ для осуществления контроля;
§ полная ответственность руководителя за результаты работы.
К недостаткам линейной структуры относится:
§ завышенные требования к уровню профессиональной компетентности руководителя верхнего уровня;
§ для определения действий работников нижнего уровня требуется согласование с руководителем верхнего уровня;
§ не высокая оперативность управления, - информация проходит длинный путь от руководителя верхнего уровня до исполнителя нижнего уровня.
Функциональная организационная структура управления возникла с развитием специализации, т.е. функционального разделения управленческого труда. При функциональной структуре управления за каждым отделом или руководителем закрепляются обязанности по выполнение различных функций управлений, в зависимости от вида деятельности организации и, права, давать указания каждому нижестоящему звену по всем вопросам, которые входят в их компетенцию.
Основные достоинства функциональной структуры управления:
§ обеспечивается компетентное решение задач управления;
§ возрастает эффективность управленческого труда;
§ повышается оперативность управления;
§ хорошая адаптация работников к работе;
§ стимулирует профессиональную специализацию сотрудников и руководителей;
§ не требует глубоких профессиональных знаний по всем направлениям управленческой деятельности.
Основные недостатки:
§ службы и отделы не ориентированы на достижение конечных целей организации, т.к. не несут за них ответственности;
§ возможно дублирование функций в управленческой деятельности;
§ нарушение единства распорядительности и ответственности за результаты работы;
§ руководители среднего свеня имеют узкую профессиональную специализацию;
§ сложность подготовки руководителей высшего уровня.
В следствие своих недостатков функциональная структура мало приемлема для крупный корпораций.
Линейно-функциональная (штабная) организационная структура управления – это современный вид структуры, в которой обеспечивается разделение труда. Линейные звенья управления осуществляют руководство, а функциональные – консультируют и оказывают помощь при подготовке соответствующих решений, программ и планов. Руководители функциональных служб не имеют права отдавать распоряжения руководителям линейных служб, а влияют на них лишь формально.
Основные преимущества:
§ более глубокая подготовка специалистов на всех уровнях управления;
§ освобождение линейных руководителей от решения специальных вопросов;
§ исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
§ уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;
§ освобождение линейных руководителей от глубокого анализа проблем.
Основные преимущества:
§ недостаточна ответственность, так как руководители функциональных служб не участвуют в реализации решений;
§ чрезмерная централизация;
§ трудности поддержания взаимосвязей между различными функциональными службами.
Дивизионные организационные структуры управления применяется в крупных компаниях и транснациональных корпорациях. Основными ее элементами являются центральный аппарат (штаб) и отделения. Дивизионные оргструктуры создаются на базе линейно-функциональных, когда часть функций от центрального аппарата передается отделениям.
Центральный аппарат обычно выполняет следующие функции:
§ разрабатывает и проводит политику компании;
§ разрабатывает стратегию деятельности компании;
§ осуществляет функции финансового инвестора;
§ ориентирует отделения на новые рынки сбыта;
§ оценивает результаты деятельности;
§ проводит контроллинг.
Отделение являются основным звеном в системе корпоративного управления и выполняют функции:
§ осуществляет процесс производства, маркетинга, снабжения и сбыта, подбор кадров;
§ ведет бухгалтерский учет и контроль финансовой деятельности;
§ направляет усилия на получение прибыли и несет за это ответственность.
Дивизионные организационные структуры управления могут создаваться в нескольких вариантах, наиболее распространенными из них являются: продуктовые, региональные и смешанные.
В продуктовых ОСУ применяется продуктовая департаментализация, когда признаком отделения является продукт или группа продуктов.
В региональных ОСУ используется региональная департаментализация, когда признаком отделения является регион.
Преимущества дивизионных ОСУ:
§ обеспечивают оперативное принятие решений;
§ гибко адаптируются к изменениям рыночных условий и внешней среды;
§ более ориентированы на освоение новых рынков и технологий.
Недостатки дивизионных ОСУ:
§ при расширении самостоятельности отделений повышается вероятность разных подходов с центральным аппаратом при решении управленческих задач;
§ усиливается дублирование функций на разных уровнях управления;
§ увеличивается численность управленческого персонала.