Вопрос 9. Современные управленческие парадигмы. Особенности менеджмента ХХ века.
Парадигма управления – (от греческого – пример, образец) набор концепций, взглядов, ценностей, способов поведения, которые формируют модель менеджмента на определенном историческом отрезке времени.
Современная управленческая парадигма –общепризнаннаямодель теорий практики менеджмента накопленная к настоящему моменту времени.
Основные характеристики современной управленческой парадигмы:
1. Гуманизация управления. Признание лидирующей роли человеческого фактора в достижении успеха организации. Вложения в человека рассматривается не как затраты, а как инвестиции приносящие доход. «Главная задача руководителя – помощь людям».
· В реализации их желаний и мечтаний
· Стремление быть объединенными доверием и здоровыми человеческими ценностями
· В раскрытии их талантов и энергии
· В освоении техники групповой работы (Д. Коттер «Дорога в XXI век»).
2. Стратегическая направленность управления. Стратегия рассматривается не только с позиции прогноза действия организации на конкурентном рынке. Современная стратегия – позиционирование компании по отношению к партнерам и альянсам.
3. Использование системно-ситуационного подхода в управлении (см. вопросы 7 и 8)
Современные тенденции менеджмента
Комплексное управление качеством –совокупность методов менеджмента, обеспечивающее создание качественных товаров и услуг, посредством реализации следующих элементов программы в организации:
· Активного вовлечения всех работников в процессе контроля качества.
· Фокусирование внимания на диагностике потребностей потребителей продуктов труда работников и их полном и своевременном удовлетворении.
· Контрольных сравнений (бенчмаркинга) – процесс сопоставления организацией достигнутых в различных видах деятельности результатов с достижениями конкурентов в целях совершенствования собственных продуктов, методов труда, процессов.
· Перманентно изменяются и улучшения продукции и услуг, внутриорганизационных процессов.
Научающиеся организации –ее работники участвуютв идентификации решении проблем, сопряженных с достижением организационных целей, что дает возможность постоянно экспериментировать, изменяется и совершенствование организации, личностью и профессионально развиваться сотрудникам, через непосредственно полученный опыт (достижение успеха и ошибки) персонально вовлекается в непрерывный процесс научения поведению, изменяя сознание. (работа П. Синге)
Условия функционирования научающейся организации:
· Командная структура. В состав команды входят сотрудники разных специальностей, совместно работающих над выполнением одних заданий, «обслуживающих» один товар или услугу.
· Наделение работников властью (делегирование полномочий). В самоуправляемых командах господствуют распределенное лидерство, принимаются групповые решения касательно планирования, выбора методов работы, способов стимулирования, контроля, обучения, координации деятельности с другими командами.
· Открытость информации. В научающейся организации интенсивные информационные потоки, обмен информацией обратная связь. Каждый член организации имеет доступ к бюджетам, отчетам о прибылях и убытках, сметам затрат отделов. Для идентификации и решения проблем предполагается, что сотрудники должны обладать достоверной и исчерпывающей информацией, руководствуясь принципом: «Лучше превысить, чем ограничить объем необходимой работнику информации».
· Перманентное самосовершенствование работников. Понимание личной, групповой и организационной миссии, способность видеть невидимое и ставить перед собой цели, системное мышление, навыки активного слушания, внимательность к особенностям восприятия других людей, их картин мира – важные характеристики персонала научающихся организаций.
· Групповое обучение. Обмен опытом, интенсивная групповая обратная связь, ориентация на групповую синергию – уникальный источник творчества, развития персонала.
Управление знаниями –систематические усилия, направленные на поиск, формирование и использование интеллектуального капитала компании, а также непрерывное обучение персонала и интенсивный объем знаниями.
«Управление знаниями – это когда нужные сведения попадают к нужным людям в нужное время, чтобы эти люди могли предпринять необходимые действия» /Б. Гейтс/
Большую роль в управлении знаниями играют информационные системы и технологии, которые обеспечивают хранение данных и их распространение внутри организации.
Интранет – локальная коммуникационная сеть компании.
Экстранет – сеть, доступ к которой имеют поставщики, партнеры, покупатели и прочие сторонние лица.
Создание корпоративных университетов, использование передовых методов обучения (модераций, кейс-метода, деловых, ролевых, имитационных игр и пр.) – особенности реализации концепции управления знаниями.
Лекция 3. «Цели организации, планирование и стратегическое управление».
Вопросы:
1. Цели и планирование. Миссия организации.