Школа человеческих отношений.
Возглавил данное направление профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо(1880-1949).
Работа Э. Мэйо позволила повернуть управленческую мысль в сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а также на роль коллектива в успешной работе всего предприятия.
Его выводы состоят в следующем: .
· четко разработанные трудовые операции и высокая заработная плата не всегда приводят к повышению производительности труда;
· внутренние силы взаимодействия в коллективе или группе работников между собой могут превзойти усилия руководителей;
· поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий и отношений между рабочими и менеджером;
· в отличие от Ф. Тейлора, Э. Мэйо считал, что рабочий по своей природе неленив и если ему созданы необходимые условия, то он будет проявлять инициативу и трудолюбие.
Эти положения по-новому ставили вопросы взаимоотношений работников и требовали отношения к человеку на работе как к личности с ее социально-психологическими качествами и чертами.
Менеджер должен заботиться о формировании коллектива, сплачивать его вокруг себя, создавать атмосферу дружелюбия, взаимной помощи и поддержки каждого работника. Это позволит значительно повысить результаты труда. Таким образом, центр исследований переместился с поисков резервов роста производительности труда, за счет совершенствования процесса производства, на человека и его поведение. Возникло бихевиористское направление в менеджменте.
Теория человеческих отношений была дополнена поведенческой концепцией, наиболее видными сторонниками которой были Абрахам Маслоу и Дуглас Мак-Грегор.
Абрахам Маслоу разработал теорию, потребностей, известную как «пирамида потребностей». В ней потребности человека можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные, физиологические потребности, а ближе к вершине— духовные. Выявить их и использовать является задачей менеджера.
Дуглас Мак-Грегор разработал теорию двух типов поведения человека на работе и в соответствии с этим двух способов управления работниками. Это теории «X» и «Y». По теории «X» люди в данной организации изначально ленивы и стремятся избегать лишней работы, они работают только по принуждению и желают, чтобы ими управляли. По теории «Y» - работа для здорового человеческого организма является потребностью, следовательно, менеджер должен обеспечить такие условия, при которых работник мог бы удовлетворять не только физиологические, но и духовные потребности.
Сторонники концепции ставили перед собой цель помочь людям наиболее полно раскрыть свои потаённые способности и за счёт этого повысить эффективность труда. Раскрыть потаённые способности человека, по мнению сторонников концепции, можно путём применения достижений наук о человеческом поведении, прежде всего психологии.
Школа науки управления.
Сторонники данной школы использовали количественную теорию управления. Они на основе конкретных заданных значений переменных разрабатывали модели различных ситуаций, математически описывали их и искали оптимальные решения.
В 1964г. в США Б. Хендерсоном была создана международная консультационная компания, получившая название Бостонская консультационная группа (БКГ). На протяжении последних 30-35 лет ей принадлежит ведущая роль в создании теории стратегии бизнеса. Ею была выдвинута концепция матрицы БКГ (матрица Рост/Доля рынка) и кривой опыта. Кроме того, БКГ была разработана теория конкуренции, основанная на времени и сохранении клиента. Выдвинутые БКГ идеи увеличили багаж полезных знаний о бизнесе больше, чем работы любых школ менеджмента.
Тема 3. Организация и управление
Лекция 3. Сущность и основные признаки организации
Понятие и виды организаций
В основе понятия «организация» лежит понятие «группа».
Группа – это два или более человек, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно оказывает влияние на других и сам испытывает влияние остальных.
Группа становится организацией при соблюдении двух условий:
· наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
· наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Организации можно разделить на формальные и неформальные, простые и сложные.
Формальная организация - имеет официальный статус, создается намеренно, документально оформлена. Имеет иерархию, лидера, цели и задачи, т.п.
Неформальная организация - спонтанно образующаяся группа людей, вступающих в регулярные взаимоотношения для достижения определенных целей, как правило, не связанных с целями формальной организации. У нее также может быть иерархия, свои задачи и лидеры, свои неписанные правила.
Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.