Методология принятия управленческих решений
Процесс принятия решенийсоставляет один из центральныхпунктов управленческой деятельности. Рациональное решение проблем возможно, когда руководители следуют общепринятым методам работы. К ним относят научный метод,состоящий в том, что путем наблюдения, сбора и анализа информации формулируется гипотеза о самой проблеме и подходах к ее решению. Научный метод дает системную ориентацию, т. е. выявляет взаимосвязи данной проблемы с внешним окружением и внутренними переменными самой организации, что позволяет выявить причины возникновения проблемы и выяснить ее основу, а также он пользуется математическим моделированием.
На практике применяетсямножество научных подходов к разработке и принятию управленческих решений:
– системный подходпредполагает исследование объектов как системы, состоящей из внешнего окружения и внутренней структуры. Организационно-экономическая система рассматривается как единство объекта управления и его связей с внешней средой;
– логический подходк выполнению любой работы на основе принципов диалектической (объективность, всесторонность и историзм) и формальной (тождество, непротиворечие, достаточное обоснование, исключение третьего) логики;
– воспроизводственно-эволюционный подходориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей с меньшими затратами. Каждая новая модель должна быть лучше заменяемой;
– инновационный подходориентирован на развитие на основе активизации инновационной деятельности;
– комплексный подходпредусматривает одновременную разработку технических, экологических, экономических, организационных, психологических и других аспектов управления в их взаимосвязи;
– интеграционный подходнацелен на исследование и усиление взаимосвязей между подсистемами, между стадиями жизненного цикла объекта управления, между уровнями управления, между субъектами управления по горизонтали;
– стандартизационный подходзаключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы норм, правил и характеристик с целью управления;
– маркетинговый подходпредусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач;
– функциональный подходзаключается в том, что потребность рассматривается как результирующая функций, которые нужно выполнять для удовлетворения потребителей;
– структурный подход – это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов в их совокупности с целью установления рационального соотношения и повышения обоснованности принятия решений;
– ситуационный подходконцентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время;
– нормативный подходзаключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента;
– оптимизационный подходзаключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи применения методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др.;
– поведенческий подходзаключается в оказании помощи работнику в создании собственных возможностей к управлению организацией;
– деловой подходявляется наиболее комплексным и сложным, т. к. у каждого свое понимание этого подхода, индивидуальное воспитание и образование.
Классификация управленческого решения
Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. Цель любого решения – обеспечить движение к поставленным перед организацией задачам.
Классификация управленческих решений:
1) по объекту решения (структурные и ситуационные);
2) по срокам действия последствий (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
3) по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);
4) по лицу, принимающему решение (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);
5) по сложности (простые сложные);
6) по правилам поведения (программируемые - построенные на установленных правилах, непрограммируемые – неограниченные правилами).