Понятие, сущность, задачи и основные функции менеджмента
Менеджмент как научная теория и искусство руководства людьми. Менеджмент как научная теория появилась не сразу. В современном виде впервые научная теория менеджмента возникла в конце прошлого столетия в связи с опубликованием в 1881 г. курса Дж. Вартона для преподавания в колледже. Более важным является 1911 г., когда была опубликована первая книга по менеджменту «Принципы научного управления» Ф. Тейлор. В этом же году в Америке была проведена первая в истории научная конференция. Позже вышло ещё несколько книг, которые заложили основы менеджмента. Менеджмент - это научная теория, т.к. можно выделить предмет и объект исследования. Предметом этой науки являются управленческие отношения: 1) субординации (подчинения); 2) координации (согласования); 3) дисциплины; 4) ответственности; 5) инициативы. Своим объектом менеджмент имеет организации людей различного типа. Задача менеджмента состоит в том, чтобы изучить практический опыт, выявить причины успехов и неудач, обосновать возможность широкого использования удачных примеров руководства организациями. Наука управления занимается такими проблемами, как формирование и обоснование принципов и методов управленческой деятельности, определение наиболее целесообразных структур построения организаций, определение способов совершенствования информационного обмена, разработка приёмов манипулирования поведением людей и др. Т.к. эта наука возникла сравнительно недавно, её принято называть молодой. Наибольший вклад внесли американские ученые, но нельзя отрицать значения исследований наших ученых, которые разработали модели оптимального функционирования фирмы, демократизации управления (Нерчиенцев, Ванников и др.).
Отличительной особенностью менеджмента как научной теории является наличие в ней большого числа различных направлений, это целостная система воззрений различных учёных. Он не даёт общепринятых рекомендаций. Менеджмент - бурно развивающаяся наука, в последние годы количество результатов исследований растёт. Сейчас происходит процесс, который называется тихой управленческой революцией - кардинальным образом изменяется система воззрений, доминирующих в этой науке. Сегодня в теории менеджмента развиваются такие идеи, как ориентация руководства на самореализующегося человека; подход к любой организации как к живому организму, который находится в сильной зависимости от изменяющихся условий; подход к любой организации как неотъемлемому элементу общества, стремящемуся быть его достойным членом. Наука менеджмент занимается не только производством новых знаний на базе исследования управленческих законов, но и оценкой (анализом, обобщением) реальной практики. Поэтому менеджмент называют синтезом научного знания и практического опыта. Ещё одна особенность управленческой теории связана с ее применением: не удается применить теорию без каких-либо изменений. Успех или неудача при попытке внедрить теорию в практику в значительной степени определяется умением руководителей. Два разных руководителя, внедряя одни теоретические выводы управленческой теории, получат два разных результата. Поэтому управленческую мысль считают не только наукой, но и искусством. Менеджмент выступает в 3-х аспектах: 1) научная дисциплина; 2) обобщение накопленного опыта; 3) искусство конкретных руководителей. В этой связи можно сказать ещё об одной особенности управленческой мысли - она непрерывно обогащается и развивается.
Сущность менеджмента, его природа и роль в современном обществе. Слово менеджмент недавно вошло в наш оборот в связи с начавшимися рыночными реформами. В мире этот термин используется достаточно широко. Слово имеет английское происхождение и означает «организовывание, заведование, руководство». За рубежом употребляется для обозначения 1) деятельности, связанной с руководством людьми; 2) специалистов, профессионально занимающихся этой деятельностью; 3) подразделений в организации, занимающихся руководством (администрация); 4) особой области знаний.
Трактовок этого понятия существует очень много, на разных стадиях развития организации мы имеем дело с разными типами менеджмента (технологическим, финансовым, корпоративным и т.д.). В общем виде менеджмент есть наука и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект других людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Таким образом, менеджмент – это управление человеческими возможностями, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Для решения многих задач люди стали объединять усилия ещё в глубокой древности (предпосылки формирования менеджмента): племя, община, бюрократическая организация, менеджмент. Исторически появление менеджмента как способа организации совместной деятельности совпадает со временем вступления капитализма в фазу машинного производства. Первое упоминание о руководстве совместным трудом людей можно найти в древних манускриптах 6000-4000 лет до н.э. (строительство пирамид). Современный менеджмент - такой способ руководства, который позволяет наиболее гуманным образом направлять интеллектуальные и физические силы людей к достижению каких-то общих целей. Этот способ руководства обеспечивает максимальное удовлетворение интересов отдельных личностей, обеспечивает возможность наиболее полного использования способностей и возможностей каждого человека, помогает самореализоваться в труде.
Отличительной особенностью менеджмента является то, что он ориентирует работу коллективов в направлении максимального удовлетворения общественных потребностей. Менеджмент способствует тому, чтобы деятельность любой организации наиболее полно удовлетворяла запросы потребителей, не наносила вреда общественности и по мере возможности вносила посильный вклад в решение общенациональных проблем, а в последнее время проблем мирового значения. Характерной чертой менеджмента является также нацеленность на постоянное совершенствование, обновление, решение не только текущих, но и перспективных задач. Менеджмент - такой способ управления людьми, который дает возможность быстрого приспособления организаций к меняющимся условиям.
Задачами менеджмента как управления бизнесом заключается в:
1) создании фирм и преобразовании ресурсов этих фирм в некую целостную систему (продукцию или услуги);
2) определении миссии и целей фирм;
3) обеспечении выживания фирм в меняющихся условиях;
4) обеспечении достижения целей и наиболее эффективного использования ресурсов.
В социально--экономической жизни общества менеджмент играет исключительно важную роль. Благодаря менеджменту предприятия производят те товары и услуги, которые наиболее нужны потребителям; создаются рабочие места. От менеджмента зависит уровень развития экономики, уровень благосостояния граждан страны, научно-технический прогресс, состояние окружающей среды. В зарубежной экономической литературе менеджмент стали называть самостоятельным фактором производства наряду с капиталом, трудом, землей и оказывающим существенное влияние на них. Численность управленцев непрерывно возрастает, задачи их усложняются, поэтому наблюдается тенденция постепенного концентрирования власти в руках менеджеров. Особо важное значение качества управления людьми имеют в неблагоприятных ситуациях. Велика роль руководителя в периоды кардинальных реорганизаций. Только грамотный, теоретически подкованный и практически зрелый руководитель способен навести порядок и вывести организацию из состояния кризиса.
Как профессионально осуществляемая деятельность управление представляет собой процесс, складывающийся из отдельных элементов. С данной трактовкой функций руководителя согласны не все авторы теории менеджмента. Не существует такого описания работы менеджера, которое устраивало бы всех в отношении ролей, функций и содержания. Однако широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель.
К таким функциям менеджмента относятся следующие:
1) планирование
2) организация;
3) принятие решений;
4) мотивация;
5) контроль за деятельностью и результатами;