Этап 2.1. Определение региональных целей их детализация и разработка системы показателей развития региона
Определение видения региона как объекта стратегического планирования. На рис. 16.2 представлено видение региона в четырех аспектах[234]. Все четыре аспекта видения должны обязательно быть взаимосвязаны. Например, ЭКОВИДЕНИЕ региона как средоточия туристических услуг и глобального регионального туристического комплекса предполагает также ХОМОВИДЕНИЕ как видение различного по составу, но обязательно исторически и культурно образованного человека как субъекта общественной деятельности.
Это не означает, что торговый работник должен в совершенстве знать иностранные языки, но знания разговорного английского не помешают при общении с иностранными клиентами.
То же касается и ТЕХНОВИДЕНИЯ – оно обязательно должно включать в себя видение системы образования, как специализирующейся на обеспечении сферы туризма требуемыми кадрами, научными и техническими разработками, совершенствующими данную сферу услуг.
СОЦИОВИДЕНИЕ должно обеспечивать приемлемые условия существования человека, как элемента системы производства туристических услуг, как демосферы[235] региона.
Это, например, может быть видение региона как социально ориентированной системы, где человек и его благосостояние понимается не как цель, а, скорее, необходимое условие развития региона в целом.
Подытоживая сказанное выше, отметим, что видение региона в перечисленных аспектах предполагает конструирование модели будущего региона как связанной иерархически системы, на нижнем уровне которой конструируется уже сам человек – главная детерминанта регионального развития. Пересечение всех четырех аспектов дает разработчикам стратегии ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ региона как модели будущего данной территории.
Распространение влияния видения на дальнейшие этапы планирования позволяет говорить о построенной модели как о четырех-аспектной концепции регионального видения.
Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это уже не столько образ региона в различных аспектах, сколько «амбициозное заявление о намерениях». Миссия не обязательно должна быть именно амбициозной, но чаще всего формулировка несколько завышенной миссии является дополнительным стимулом достижения поставленных целей. Создается ситуация, когда реализация миссии является победой над ограниченными возможностями, своеобразным «прыжком через собственную голову», представляя сверхзадачу, решение которой ассоциируется с общим успехом. Упрощенно миссия региона выражается ответом на два следующих вопроса:
1) Что регион, как часть мирового сообщества намеревается предложить окружающей среде (в том числе государству как надсистеме), каково его предназначение в мировой системе хозяйствования?
2) В каком направлении регион намерен развиваться, какова его функция как обязательство перед субъектами, входящими в его состав и формирующими его (перед предприятиями, муниципальными образованиями, перед социумом вообще и каждым человеком в частности)?
Ответ на первый вопрос позволяет сформулировать миссию, направленную во внешнюю среду, или иначе – миссию вовне. Ответ на второй вопрос определяет предназначение региона самого для себя, своего развития, или, иначе, позволяет сформулировать миссию вовнутрь.
Миссия вовне и миссия вовнутрь являются взаимосвязанными векторами развития региона, обеспечивая важнейший метод стимулирования, когда каждый субъект региональной хозяйственной деятельности вносит свой вклад в осуществление миссии вовне, осознавая необходимость ее реализации для обеспечения реализации миссии вовнутрь в обмен на гарантии реализации своих притязаний на новые возможности, возникающие в результате развития региона.
Так, например, миссия вовне, для примера видения региона как глобального туристического комплекса, может звучать так: «Обеспечить каждому въезжающему на территорию региона туристу культурный, дифференцированный отдых качества, соответствующего мировым стандартам». Миссия вовнутрь может, в зависимости от амбициозности, иметь различные вариации, но в большинстве случаев ее направленность одинакова: развитие региона во всех четырех рассмотренных выше аспектах в направлении видения.
Следует отметить, что такое разделение весьма условно, так как вообще миссия представляет собой вектор, направленный в сторону видения, т.е. достижения состояния, ассоциируемого у субъектов целеполагания с успехом, или как говорят иначе с выполнением миссии, то есть это тоже видение, но уже в глагольной форме. Подытожим сказанное и дадим следующее определение рассматриваемой дефиниции: миссия – это предназначение региона в структуре мировой социально-экономической системы как двуединство направления ее развития и общественной функции.
Определение целей развития региона. Цели региона представляют собой детализированную до конкретного, описанного качественными показателями, модель состояния региона, соответствующую его видению. Если видение это образ, миссия – предназначение, то цель – это не существующее на данный момент, но требуемое для реализации миссии состояние региона.
Например, в том случае, если видение региона определено как средоточие туристических услуг и глобального регионального туристического комплекса, с высоким уровнем социальной обеспеченности и развития среднестатистического индивида, то цели должны описывать все три обозначенных аспекта развития региона в качественных, однозначно характеризующих его состояние показателях (занимаемый сегмент туристических услуг, доходы на душу населения, структура населения по уровню развития и т.п. показателях).
Причем, показатели должны быть относительными не от настоящего состояния региона, а желательно вписанными в структуру показателей развития субъектов Федерации (другими словами, цели должны показывать состояние региона по данному направлению деятельности в структуре развития государства в целом). То есть следует, например, говорить не о росте доли рынка на 25%, а о состоянии региона, т.е. в данном случае, например, о 10% занимаемом сегменте туристических услуг.
Конкретизация видения до системы стратегических целей требует описание видения в измеримых категориях.
Следует отметить, что реализации стратегии, требует привлечения ресурсов в сферы стратегического развития, а это в свою очередь означает, что ресурсы необходимо будет отвлекать из тех сфер, развитие которых является следствием развития стратегически значимых. Графически стратегическая ориентация развития региона в аспекте вложения требуемых ресурсов в соответствующие проекты, программы и конкретные мероприятия может выглядеть так, как это изображено на рис. 16.2.
Рассмотрим рис. 16.2 подробнее.
1. Нетрудно заметить, что обеспечение интенсивного экономического развития и развития системы образования требует отвлечения ресурсов из сфер социального обеспечения и обеспечения равных возможностей в получении образования.
2. В условиях ограниченных ресурсов обеспечение интенсивного развития одновременно с поддержанием социального обеспечения возможно лишь в случае поддержки программ развития из внешней среды (например, государства).
3. Развитие экономики и системы образования позволит усилить потенциал региона и тем самым обеспечить требуемые ресурсы для усиления социального обеспечения, а также увеличения уровня образования, что является свидетельством целесообразности и гарантией сбалансированного развития региона во всех его аспектах.
Таким образом, стратегическая система целей должна определять приоритетность того или иного направления развития, развитие которого, в свою очередь, позволит реализовывать миссию в других аспектах.
Детализация целей и разработка системы показателей развития региона. Система показателей развития региона – это комплексная количественная модель, характеризующая состояние региона и позволяющая судить об относительном уровне его развития. Поэтому такая модель должна быть построена на основе общих показателей, используемых для характеристики, как уровня развития региона, так и государства в целом, либо позволять переход к таким показателям. Такая система должна представлять собой конфигуратор состояния региона по четырем аспектам видения, что позволяет судить о степени достижения стратегических целей и, соответственно, целевой эффективности.
Наличие связей между показателями развития региона и возможность определения стратегической значимости каждого показателя позволяет говорить о сбалансированности такой системы, а это в свою очередь – говорить о применимости концепции стратегических карт[236] в процессе моделирования системы показателей стратегического развития региона.
В соответствии с четырьмя аспектами развития региона могут быть разработаны четыре стратегические карты (см. рис. 16.3), которые могут быть в последующем детализированы до требуемого уровня и откорректированы на последнем этапе разработки стратегии.
Этап 2.2. Определение текущего состояния региона
При определении текущего состояния региона необходимо рассмотрение факторов его внутренней среды в двух аспектах: сильные стороны (свойства региона, определяющие его стержневые компетенции) и слабые стороны (свойства региона, определяющие главные противоречия в его развитии).
Определение текущего состояния региона требует анализа трех объектов:
· состояние социума; · состояние материальных систем и подсистем; · текущая стратегия региона
во всех четырех аспектах его деятельности:
научно-техническом, социальном, аспекте развития общества, а также развития экономики и экологии (см табл. 16.3).
Необходимо отметить, что анализ каждого объекта по каждому аспекту должен проводиться в позиции выявления сильных и слабых сторон. Так одно и то же свойство объекта в различных условиях может определять как сильную сторону объекта, так и слабую.