Срочность Социально-экономическая ориентация

                             
    Срочность Социально-экономическая ориентация - student2.ru
      Срочность Социально-экономическая ориентация - student2.ru
 
 
   
Долгосрочные

рассчитанные на длительный период

 
Краткосрочные

конкретные и детализированные

      Срочность Социально-экономическая ориентация - student2.ru   Срочность Социально-экономическая ориентация - student2.ru
 
 
 
    Срочность Социально-экономическая ориентация - student2.ru   Срочность Социально-экономическая ориентация - student2.ru


Направ-ленность целей
Установки субъектов целеполагания:
□ собственников
□ менеджеров
□ работников-исполнителей
□ потребителей □ поставщиков
□ местного сообщества
□ общества в целом
Пространство определения целей

Внешняя Срочность Социально-экономическая ориентация - student2.ru Потребление ресурсов
Реализация товаров
Внутренняя Срочность Социально-экономическая ориентация - student2.ru Переработка ресурсов
Управление отношениями

Срочность Социально-экономическая ориентация - student2.ru Срочность Социально-экономическая ориентация - student2.ru Срочность Социально-экономическая ориентация - student2.ru

Рис. 11.5. Распределение факторов, влияющих на формирование целей

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятий «цель» и «целеобразование».

2. Что представляют собой стратегические и оперативные цели организации, какова их взаимосвязь?

3. Цели каких субъектов целеполагания необходимо учитывать при определении целей организации?

4. Что представляет собой вектор целей конкурирующей организации по отношению к вектору целей организации, в каких случаях данные векторы могут иметь одинаковую направленность?

5. Сформулируйте аксиому целеполагания в организациях.

6. Каковы следствия аксиомы целеполагания?

7. Что представляет собой стратегическая система целей?

8. Назовите три вида целей по А.И. Пригожину, не связанные между собой иерархией. К чему, на ваш взгляд могут привести конфликты между данными видами целей?

9. Должны ли оперативные цели соответствовать стратегии организации?

10. Назовите факторы, влияющие на формирование целей.

Список литературы

1. Исаев В. В., Немчин А. М. Общая теория социально-экономических систем: Учеб. пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. — 176 с.

2. Лапыгин Ю.Н. Системное управление организацией. (Курс лекций. Части 1 и 2). - Владимир: Изд-во ВлГУ, ВГПУ, ВИБ, 2003. – 145 с.

3. Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. — М.: Сирин, 2003 г., 251с.

4. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал с. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.

5. Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. - Рига: “Зинатне”, 1988.

6. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высш. шк., 1989.

7. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 4. – М.: «ИНФРА-М», 1999. – 344 с.

8. Проблемы планирования и управления: опыт системных исследований / Под ред. Е.П. Голубкова, А.М. Жандарова. - М.: Экономика, 1987.

9. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 192 с.

Тема 12. Критерии достижения целей организации

Критерии принятия решений и их шкалы

Показатели и критерии эффективности

Критерии принятия решений и их шкалы

Для формализации задачи выбора необходимо, чтобы альтернативы сравнивались по количественным критериям. Поэтому важно, чтобы большая часть (особенно наиболее весомых) критериев состояла из количественных критериев.

Таким образом, критерий есть количественно выраженная цель – ее количественная модель. Например, можно определить такие общие для большинства предприятий критерии достижения целей:

· для собственников – высокие и стабильные дивиденды не ниже банковского процента по вкладам (не менее 12%, например);

· для управляющих – доля рынка (например, не менее 42%), уровень применяемых технологий (например, соответствующий ISO-9000), репутация предприятия (например, репутация 100-процентного плательщика по обязательствам), уровень корпоративной культуры (например, количество случаев появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии – 1 случай в год на 1000 работающих);

· для работников – увеличение заработной платы (например, темпами, превышающими инфляцию на 2%), социальные гарантии (например, перечисления в пенсионный фонд);

· для конкурентов – доля рынка: увеличение на n-процентов (если цели согласованы) или уменьшение на n-процентов (если цели не согласованы и цель конкурентов заменяется на противодействующую цель предприятия);

· для клиентов – цена и качество товара: снижение цен на n-процентов, увеличение товарной номенклатуры до m-позиций, оказание p-дополнительных услуг.

Перечисленные выше критерии образуют систему критериев достижения целей предприятия.

Для получения оценок по критериям используются определенные шкалы, которые задают совокупность возможных значений показателей и их допустимых преобразований. Существуют три основных типа шкал — номинальная, порядковая, метрическая. В свою очередь, к метрическим шкалам относятся шкала интервалов, шкал отношений и абсолютная шкала. Показатели, значения которых измеряются в номинальной или порядковой шкалах, называются качественными. Количественными называют такие показатели, значения которых измеряются в любой метрической шкале.

Каждый тип шкалы имеет свою информативность и свой класс допустимых преобразований (т.е. операций с показателем).

При измерении показателей наибольшее распространение имеют номинальные, порядковые и метрические шкалы. Среди метрических выделяются абсолютные шкалы, шкалы отношений и интервальные шкалы.

Номинальная шкала или шкала наименований применяется для описания принадлежности объектов к определенным классам. В этой шкале число используют лишь для обозначения и выделения объекта. Это наименее совершенный тип шкалы.

Порядковая шкала (ранговая) применяется для упорядочивания объектов по одному или несколько признакам. Числа в этой шкале определяют только порядок следования объектов по их предпочтительности, но не позволяют утверждать, в какой степени один объект предпочтительнее, чем другой.

Шкала интервалов применяется для отображения различий между свойствами объектов. Значения показателей в шкале интервалов позволяют определить, насколько один объект превосходит другой. Эта шкала может иметь произвольные точки и масштаб. Основное свойство шкалы интервалов – сохранение отношения интервалов при любом допустимом преобразовании шкалы.

Шкала отношений является частным случаем шкалы интервалов при выборе нулевой точки отсчета. В отличие от шкалы интервалов она позволяет судить во сколько раз некоторое свойство одного объекта «сильнее» или «слабее», чем это же свойство у другого объекта.

Абсолютная шкала – самая совершенная. В ней не допускается никаких преобразований показателей. Это означает, что существует только одно отображение объектов в числовую шкалу.

Шкала считается тем совершенней, чем меньше множество ее допустимых преобразований. А это, в свою очередь, дает возможность более точно определить понятия количественного и качественного показателей.

Показатели и критерии эффективности

Для осуществления выбора альтернативы из множества рассматриваемых их необходимо оценить. Оценивают альтернативы по критерию эффективности. Критерий эффективности это определяющее правило, позволяющее оценить альтернативы и осуществить выбор из их множества. Существуют два основных вида критериев эффективности, которые носят названия «критерий оптимальности» и «критерий пригодности». Критерии оптимальности используются для принятия оптимальных решений, которые обеспечивают максимальную эффективность операции. Критерии пригодности используются для принятия удовлетворительных решений, которые обеспечивают требуемую эффективность операции.

Для принятия управленческих решений недостаточно знать, по каким показателям будет оцениваться эффективность операции. Чтобы принять решение, необходимо использовать определенные правила, позволяющие выбрать наилучший или приемлемый вариант действий из множества допустимых. Такие правила определяются критериями эффективности.

Критерий эффективности. Критерий эффективности формулируется на основе показателей, описывающих количественно цель (или цели) принятия решения. В таком случае критерий эффективности является определяющим выбор критерием.

Существуют две концепции, на основе которых формируется критерий эффективности: концепция максимизации полезности и концепция ограниченной рациональности.

На основе концепции максимизации полезности формируется критерий оптимальности, а на основе концепции ограниченной рациональности – критерий пригодности.

Использование критерия оптимальности означает, что управленческое решение считается оптимальным, если оно обеспечивает максимальную эффективность.

Скалярный показатель эффективности играет роль функции полезности, которую необходимо максимизировать. Например, оптимальным может быть признано стратегическое решение, которое обеспечивает захват максимальной доли рынка или минимальные риски.

Использование векторного показателя эффективности предполагает, что роль функции полезности будет играть некоторое математическое выражение в виде комбинации частных показателей, выражающих количественную модель достижения цели некоторой функцией эффективности. Например, если решение принимается с учетом двух показателей — доля рынка и риски, то функция эффективности может выглядеть как доли рынка к рискам, т.е. иметь «физический» смысл рыночной доли на единицу рисков. оптимальным данном случае считают решение, которому соответствует максимальное значение этой функции.

Если взаимосвязи между показателями не выражены явно, т.е. выражение функции полезности неизвестно, то применяют специальные методы ее построения либо решение принимается путем непосредственного сравнения между собой значений векторного показателя для различных альтернатив. Если число частных показателей и число альтернатив велико, то при этом могут использоваться вспомогательные методы, облегчающие процесс поиска и выбор наилучшей альтернативы. В этом случае оптимальным считается наилучшее компромиссное решение, принятое человеком субъективно с учетом значений всех показателей эффективности.

Таким образом, критерий оптимальности — это такое решающее правило, согласно которому следует принимать только решение, обеспечивающее максимальную эффективность.

Критерий пригодностииспользуются для принятия решений, соответствующих требованиям целедостижения в соответствие с концепцией ограниченной рациональности. «Управленческое решение считается удовлетворительным, если оно обеспечивает требуемую эффективность операции»[176].

Если для принятия решения используется скалярный показатель эффективности, то удовлетворительными будут такие решения, которым соответствует оценка данного показателя не хуже, чем некоторое «пороговое» значение, но не обязательно обеспечивающие максимальную эффективность операции. Например, ожидаемая производительность должна быть не меньше требуемой или процент брака не должен быть выше допустимого.

«Если используется векторный показатель, то удовлетворительными следует признать такие решения, которые удовлетворяют всем требованиям по частным показателям одновременно либо обеспечивают требуемое значение обобщенного показателя эффективности или функции полезности, если она известна»[177].

Таким образом, критерий пригодности — это решающее правило, согласно которому принимаются только такие решения, которые обеспечивают требуемую, но не обязательно максимальную эффективность операции. Если таких решений несколько, то считается, что все они одинаковы по предпочтительности и человеку безразлично, какое из них выбрать. Обычно в этом случае принимается решение, соответствующее личным предпочтениям (по скрытым или как еще говорят – латентным критериям) и дальнейший поиск на этом прекращается.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «критерий».

2. Для чего необходимы критерии, какова их сущность?

3. Какие критерии предпочтительнее с точки зрения оценки альтернатив – количественные или качественные?

4. Для чего необходимы шкалы критериев? Что они определяют?

5. Какие шкалы критериев вы знаете? Какие шкалы критериев наиболее распространены?

6. По какому критерию чаще всего оцениваются альтернативы?

7. В чем сущность критериев оптимальности и пригодности, каково их отличие?

8. В чем специфика осуществления оценки по векторному критерию эффективности?

Список литературы

1. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: теория и технология принятия, учебник для вузов. – М.: Проект, 2004. – 304 с.

2. Бирман Л.А. Управленческие решения: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2004. – 208 с.

3. Варфоломеев В.И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих решений: Учебное пособие для вузов. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2001. – 288 с.

4. Карданская Н.Л. Управленческие решения: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. – 416 с.

5. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.; 1979

6. Кулагин О.А. Принятие решений в организациях: Учебное пособие СПб.: Изд-во дом «Сентябрь», 2001. – 148 с.

7. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник. Изд. Второе, перераб. И доп. – М.: Логос, 2002. – 392 с.

8. Литвак Б.Г. управленческие решения. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1998. – 248 с.

Тема 13. Генерирование альтернатив решения

Активизирующие и эвристические методы выработки вариантов решений

Методы тестирования, тренинга и проведения имитационных игр

Активизирующие и эвристические методы выработки вариантов решений

Наши рекомендации