Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями.

«Управление экономическими системами принимает все более информационный характер. Современный менеджмент имеет дело не столько с реальными экономическими объектами, сколько с их информационными моделями. Тем не менее, ответственность за принятие решений на основании информации, получаемой с помощью технических средств, возлагается только на человека»[107]. То есть человек как естественная биологическая система, наделенная интеллектом, является одновременно и объектом и субъектом информационного пространства.

Оперируя информацией полученной из различных источников, основываясь на жизненном опыте и знаниях методов обработки информации человек, выделяя только те сведения об объекте, которые необходимы (на его взгляд, и уже тут присутствует субъективность) для принятия решений и управления системами осуществляет осознанный выбор методов воздействия на систему (т.е. принимает решение).

«В теории менеджмента положен принцип приоритета «человеческого» интеллектуального капитала - не труд (в классическом понимании, физическая составляющая) и капитал (финансы), а знания и информация, порождающие новые технологии, являются объектом управления»[108]. Нельзя не согласится, современная теория управления затрагивает не только управление такими искусственными системами как организация, но и знаниями[109], как одной из ее подсистем.

«Определяющим фактором развития самоорганизующихся систем является информация»[110]. А вот это утверждение несколько неадекватно реальности, ведь сама по себе информация, сколь бы полной, достоверной и структурированной она не была, не содержит в себе готового решения проблемы. Она лишь структурированный набор необходимых данных, т.е. параметров управляемой системы.

Для того чтобы структурированный набор данных был полезен – должны быть также определены функциональные зависимости, причинно-следственные связи, конфликты функций, целей и приоритетов, что в большинстве случаев определяет проблему и уже содержит в себе ее причину и как следствие в какой-то мере определяет точку приложения усилий по ее решению.

И далее, обобщенный опыт, полученный в процессе решения задач управления реальной действительностью (в некоторой ее части) позволяет генерировать информационные модели частей действительности, часть из которых, будучи проверенной на практике и став общепризнанными, являются определяющими факторами поведения человека и называются знаниями. Людей, являющихся носителями уникального подсознательного (интуитивного) знания, основанного на опыте, называют экспертами. Разница между ученым и экспертом состоит в том, что первый на основе теоретических обобщений опыта (как своего, так и чужого) способен генерировать теории, которые будучи проверенными на практике и общепризнанными, становятся новым знанием и формируют общественное устройство.

Персонал организации, являющийся носителем исключительного знания (так как это пока еще не обобщенное знание и относится к какой-то конкретной организации), является ее главной стержневой компетенцией.

Но любое знание со временем «устаревает», изменяется внешнее окружение организации, из организации выбывают кадры, приходят новые, с новыми знаниями и новым опытом. Управление (с позиции теории систем) есть функция управляющей системы в отношении управляемой заключающаяся в оказании воздействий направленных на обеспечение требуемой функциональности управляемой системы. Управление изменениями в организациях с этой позиции – это управление знаниями организации, как определяющей нематериальной компонентой ее функционирования и развития. Именно управление знаниями организации позволяет разрешить противоречие между стремлением организации к пассивной устойчивости и необходимостью ее развития как реакцию на изменяющиеся параметры окружения.

Связь между данными, информацией и знаниями.Если данные представляют собой неупорядоченное множество параметров системы и представляет собой кучу, то под информацией понимают взаимосвязанные отношениями структурированные данные, представляющие собой систему данных связанную отношениями с другими элементами и подсистемами организации.

Спецификой информации является то, что в момент ее анализа и обработки она из компонентов управляемой системы, отражающих состояние системы трансформируется в систему элементов, оперируя над которой с использованием научных методов получают модель состояния системы, проецируют ее на цель, определяют отклонения ее параметров (патологию), производят изменения в этой системе (синтез нового знания), а затем новую модель вновь трансформируют в информацию и по каналам прямой связи данная информация «доносит» знание до управляемой системы.

Для того, чтобы данные можно было считать информацией они должны соответствовать некоторым требованиям, заключенных в данных выше определениях этого понятия, итак информация должна:

1) снимать или уменьшать неопределенность;

2) храниться;

3) быть адекватной реальной действительности;

4) быть непротиворечивой;

5) быть достаточной;

6) быть понятной;

7) быть связанной отношениями хотя бы с одним элементом управляемой системы и одним элементом управляющей (иметь «отправителя» и «получателя»);

8) быть структурированной или подвергаться структурированию.

В результате анализа информации, полученной из различных источников, происходит генерирование знания:как, кто что, когда и почему должен делать для достижения целей личных, целей подразделений, целей организации. Ответ на вопрос: почему может показаться лишним, но именно он определяет цели субъектов в контексте целей организации (персонал организации в таком случае не остается в неведении по поводу своей функции и получает естественную мотивацию простым объяснением своего вклада в осуществление миссии организации). В свою очередь информация является также «транспортом» знания и выполняет функцию связи, обеспечивающую передачу управляющих воздействий от управляющей системы к управляемой.

Таким образом, для управления системой (например, системой менеджмента или одной из ее подсистем – подсистемой функциональных стратегий) необходимы и достаточны три информационных канала связей: прямой, обратной и канала связи с внешней средой. По каналам обратной связи и связи с внешней средой информация поступает в управляющую систему, затем анализируется и далее по каналу прямой связи в управляемую систему направляется управляющая информация, цель которой изменение параметров системы в соответствие с целями организации.

Движение информации по каналу связи называется информационным потоком. Модель информационных потоков организации приведена на рис.5.1.

По каналу обратной связи в управляющую подсистему (систему менеджмента) кроме информации о состоянии управляемых подсистем также поступает информация о воздействиях ближней внешней среды (поставщики, потребители, конкуренты) на различные подсистемы организации.

На рис.7.1. показано, что анализ информации является одной из подфункций всех функцией менеджмента (планирования, организации, мотивации и контроля), обеспечивающей их выполнение.

Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru

Общий алгоритм анализа информации может выглядеть так, как это показано на рис.7.2. До тех пор, пока исходные данные не будут проверены на соответствие перечисленных выше требованиям, соответствие которым – отличительный признак информации от данных такие данные информацией считаться не могут.

После того, как данные признаются информацией, на их основе строятся модели организации, ее подразделения, иных систем или подсистем; проблемной ситуации, ситуации кризиса и т.п. событий. Вначале строится модель черного ящика, затем модель состава, далее модель структуры и в финале модель «структурной схемы»[111]. После построения, указанные выше модели проверяют, на то, снимает ли построенная информационная модель неопределенность. Если построенная модель не снимает неопределенность, то необходима дополнительная информация, если снимает, то сравнивают контрольные параметры системы с требуемыми, если расхождение в допустимых пределах, то это означает, что управляемая система не нуждается в воздействии управляющей.

Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru

Рис.7.2. Модель алгоритма анализа информации

Если же обнаруживается расхождение параметров, то определяют, какие управляющие параметры влияют на параметры, по которым обнаружено отклонение, и разрабатываются мероприятия по необходимым управляющим воздействиям.

Метод экспертного оценивания

Метод экспертного оценивания относится к инструментарию количественной оценки качества альтернатив в условиях слабоформализуемой проблемной ситуации.

Сущность метода экспертных оценок[112] заключается в логико-интуитивном анализе внутренней и внешней среды организации, разработке альтернатив и количественной оценке их качества. Обобщенное мнение экспертов служит основанием для осуществления выбора.

Комплексное использование интуитивного и логического мышления, а также формальной обработки количественно выраженных суждений экспертов позволяет получить показатели качества альтернатив при решении слабоформализуемых задач выбора. Эксперты при этом выступают в роли «измерительных приборов», позволяющих определить их относительную погрешность (по разбросу суждений) и оценки, интерпретация которых дает требуемый результат.

Экспертные суждения – это содержательные высказывания (определяющие состав, структуру, функциональность исследуемой системы, сущностей и их атрибутов), количественная или качественная оценка какой-либо сущности (т.е. определение количественных и качественных атрибутов и их значений).

Типовые задачи, решаемые методом экспертного оценивания следующие:

· определение состава возможных событий, в какой-либо системе в определенном интервале времени;

· определение вероятностей событий и временных интервалов в множестве событий;

· структурирование проблемного поля организации и определение приоритетности решения проблем;

· дифференциация целей управления до задач и определение приоритетности их решения;

· генерирование альтернатив; фильтрация множества альтернатив и оценка их предпочтительности.

Этапы экспертизы[113]. процесс экспертизы в общем случае условно может быть разбит на следующие этапы, последовательность и содержание которых можем варьироваться в зависимости от реальных условий и ограничений:

1) определение задач экспертизы;

2) формирование аналитической группы;

3) отбор экспертов и формирование эксперт-группы;

4) организация и проведение опроса;

5) анализ и обработка эксперт-информации;

6) интерпретация полученных результатов и представление их в форме, пригодной для осуществления выбора ЛПР.

Первые три этапа относятся к подготовке экспертизы. При подготовке экспертизы важно сформулировать ее задачи, то есть, основываясь на информации о проблемной ситуации определить какие проблемы требуется решить и что ожидается получить в результате. На основании сформулированных задач формируется аналитическая группа, в задачи которой входит:

· разработка методов опроса;

· отбор экспертов и формирование эксперт-группы;

· проведение опроса экспертов;

· анализ результатов опроса и их интерпретация.

Аналитическая группа, в зависимости от сложности и специфики проблемной ситуации может быть сформирована на первом этапе. В этом случае помимо перечисленных задач на нее возлагается также определение задач экспертизы.

В случаях, особенной сложности проблемной ситуации, неопределенности среды и большого масштаба требуемых изменений, что особенно характерно при решении стратегических проблем, может потребоваться привлечение к организации процесса экспертизы внешних консультантов по управлению. Задачи и специфика функций консультантов рассмотрены далее в теме 8.

Субъекты и объекты экспертизы. Модель черного ящика процесса экспертной оценки представлена на рис. 7.3. На входе процесса экспертного оценивания в случае, когда принимается стратегическое решение, кроме параметров внутренней среды, характеризующих проблемную ситуацию и ресурсы организации включая (организацию, как свойство содержать некий порядок и соответственно, характеризующееся рядом параметров, таких как уровень организации, численный состав, различного рода патологии и особенности, свойственные данной конкретной организации) также включаются параметры внешней среды, описанные в теме 1, методы анализа которой описаны в теме 4. Необходимость включения параметров внешней среды в таком случае объясняется спецификой стратегических управленческих решений.

Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru

Персонал организации, являясь ее важнейшим ресурсом, представляющий ее стержневые компетенции, является основным источником субъектного состава процесса оценивания. В случаях, когда кадровый потенциал организации не позволяет привлечь к процессу оценивания работников организации (либо по причине низкого интеллектуального потенциала, либо в силу занятости в производственных и иных процессах), то возможно привлечение к процессу оценивания сторонних экспертов, что сопряжено с рядом барьеров (например, привлекать экспертов из конкурирующих организаций ненадежно, работавших ранее в требуемых областях нерационально, т.к. процедуральные знания подвержены устареванию и потери своей актуальности с течением времени).

Тем не менее, привлечение сторонних экспертов является единственным выходом для обеспечения проведения экспертизы в случаях, когда нет возможности привлечь к процессу оценивания работников предприятия. Кроме того, привлечение сторонних экспертов (при обеспечении их информированности) позволяет значительно повысить объективность оценок. Тут возникает противоречие, с одной стороны - кто как не работники организации обладают требуемой для проведения оценки информацией и, в тоже время – независимые сторонние эксперты способны наиболее объективно проводить экспертную оценку.

Данное противоречие решается путем привлечения к процессу оценивания консультантов по управлению, одной из задач которых и является организация взаимодействия участников процесса, в результате которого происходит взаимное информирование сторонних и внутренних экспертов.

Субъектный состав экспертизы, как системы процесса оценки может быть получен из круга решаемых задач и условий, в которых происходит процесс РУР.

В общем случае субъектный состав процесса экспертной оценки следующий (см. рис. 7.4.):

· субъект (лицо или группа лиц) принимающий решение – в данном случае в данное понятие включается не только лицо или группа, осуществляющая выбор, но и участники активной группы, т.е. лица, заинтересованных в решении;

· информаторы – это все те люди, которые являются источниками информации, непосредственно связаны с процессами переработки ресурсов или управления;

· эксперты – это специалисты в конкретных областях функционирования организации (владеющие технологией переработки ресурсов) или в области управления ею (владеющие технологией управления), обладающие необходимыми процедуральными знаниями и способные на основе вновь поступившей информации, выносить суждения рекомендации и заключение по объекту экспертизы в пределах своей компетенции.

· консультанты по управлению – специалисты в области организации процессов выявления проблем, определения видения, миссии, целей, разработки критериев, генерирования альтернатив и их оценки, владеющие специальными инструментами и технологией разработки управленческих решений;

· аналитики – специалисты в какой-либо узкой области знаний, способные проводить анализ в областях решаемых проблем и владеющие специальными инструментами анализа и технологией их применения.

Объектный состав процесса экспертного оценивания представляет собой информационные модели действительного и желаемого состояний организации, а также условий среды, в которых она функционирует (см. рис. 7.5). Кроме этого в объектном составе могут присутствовать базы знаний, образованные путем анализа и систематизации как внутреннего опыта организации, так и внешнего (опыта других организаций).

В качестве объектов оценивания обычно выступают альтернативы решения проблем, генерируемые на основе контекста, в котором происходит разработка решения. При этом в функции эксперт-группы входит как генерация альтернатив, так и их оценка с выработкой рекомендаций по решению проблем.

Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru

Этапы и методы синтеза проблем организации, методы целеобразования, разработки на основе системы целей системы критериев представлены в темах 11 и 12. Этапы и методы анализа внешней среды организации рассмотрены в теме 4. Поэтому в данном параграфе мы подробно рассмотрим лишь методы формирования экперт-групп, методы сбора и обработки информации получаемой от экспертов и расширения метода экспертных оценок.

По объекту исследования экспертная информация может быть разделена на информацию о:

- миссии и целях системы (рангах целей в том числе);

- функциях системы;

- составе системы;

- связях между элементами системы;

- тенденциях развития системы (прогнозе развития при различных факторах среды);

- возможных вариантах изменения системы (альтернативах);

- весах (рангах, значимости) элементов системы и их функциях.

Методы формирования эксперт-групп. На точность результатов экспертизы существенно влияет состав эксперт-группы. Одной из задач процедуры отбора представляет собой формирование системы характеристик эксперта. Авторы монографии[114] предлагают для описания экспертов с точки зрения оценки качества решения проблемы использовать следующие характеристики: компетентность, креативность, конформность, аналитичность, широта мышления, глубина мышления, самокритичность и др.

Под компетентностью понимают степень квалификации эксперта в определенной области знаний, обладание компетенцией (компетенция – круг вопросов, для решения которых лицо обладает необходимыми знаниями и умениями).

Креативность – (от. англ. сreate создавать) - это способность видеть контекст (существенные по отношению к данной проблеме обстоятельства) и создавать на его основе модели необходимых изменений, т.е. разрабатывать альтернативы.

Конформность – с одной стороны, свойство личности к действительному преобразованию индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, которая оценивается как более объективная и обоснованная (обычно играет положительную роль), и, с другой стороны, неустойчивость мнения, подверженность влиянию более авторитетных членов группы (играет отрицательную роль).

Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru

Аналитичность – в общем смысле способность эксперта к анализу и самоанализу. В узком смысле – способность анализировать проблемную ситуацию, то есть выделять в ней элементы, определять связи между ними и функциональные зависимости, что позволяет определять место рассогласования в системе и разрабатывать модели требуемых изменений.

Широта мышления - это способность эксперта представлять исследуемую сущность не только в общем контексте, но и в других контекстах, формирующих новый аспект исследуемой сущности (см. также ссылка на определение в Роль человеческого фактора в процессе подготовки РУР).

Глубина мышления – это способность эксперта представлять максимально возможное множество аспектов исследуемой сущности именно в данном контексте.

Самокритичность – способность эксперта абстрагироваться от эмоционального контекста и объективно оценивать собственную позицию.

Определение компетентности эксперта методом самооценки. Компетентность экспертов оценивается определением коэффициента компетентности k по простой и полной методике ГКНТ[115]. Коэффициент компетентности k вычисляется на основе суждений эксперта о степени своей информированности по решаемой проблеме с указанием источников аргументации своих суждений:

Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru

где ku – коэффициент информированности по проблеме получаемый на основе самооценки эксперта по десятибалльной шкале и умножением полученной оценки на 0,1;

ka – коэффициент аргументации, получаемый в результате суммирования баллов по табл. 7.1.

Эксперт заполняет таблицу без значений степеней влияния, оценивая влияния источников по качественной шкале высокая – средняя – низкая. Затем качественные оценки заменяются их количественными показателями и подсчитывается (суммированием значений) количество баллов по всем источникам.

При этом должны выполняться условия: 0≤ ka ≤ 1, 0≤ ku ≤ 1, и соответственно 0≤ k ≤ 1.

Таблица 7.1

Эталонные весовые коэффициенты источников аргументации[116]

Источники аргументации Степень влияния источника на мнение эксперта
Высокая Средняя Низкая
Проведенный теоретический анализ 0,3 0,2 0,1
Производственный опыт 0,5 0,4 0,2
Обобщение работ отечественных авторов 0,05 0,05 0,05
Обобщение работ зарубежных авторов 0,05 0,05 0,05
Личное знакомство с состоянием проблемы за рубежом 0,05 0,05 0,05
Процедуральное знание эксперта (интуиция) 0,05 0,05 0,05

Методы сбора экспертной информации. Анкетирование считается наиболее эффективным и самым распространенным видом опроса и заключается в заполнении экспертами опросных листов-анкет[117].

«Анкета — это определенным образом организованный набор вопросов, ответы на которые позволяют получить информацию об объекте экспертизы, необходимую для проведения управленческого анализа»[118].

Анкетирование является наиболее жестким метод сбора экспертной информации, поскольку он наиболее стандартизирован – аналитик заранее составляет вопросник или анкету, размножает ее и использует для опроса нескольких работников компании[119].

Типы анкет по кругу решаемых задач и типы применяемых вопросов. В зависимости от того, какие задачи ставятся перед экспертами и, соответственно, какую информацию требуется собрать в результате проведения анкетирования целесообразно рассмотреть следующие типы анкет:

Фактографические анкеты позволяют собрать объективную информацию об анализируемом объекте и получить, таким образом, систематизированную информационную модель объекта анализа (например, информационную модель внешней среды).

Тематические анкеты – анкеты, позволяющие собрать информацию по определенной тематике (например, о работе кадровой подсистемы, подсистемы «маркетинга» или управления).

Анкеты альтернатив – анкеты, предназначенные для разработки альтернатив.

Оценочные анкеты – анкеты, предназначенные для оценки объектов экспертизы или элементов оцениваемой системы, в том числе альтернатив. То есть все перечисленные выше типы анкет могут быть оценочными помимо обозначенных особенностей в случае, когда в анкете предусмотрены поля для вынесения суждений.

Вопросному составу анкеты и структуре вопросов необходимо уделять пристальное внимание, результаты анкетирования должны обеспечивать ЛПР максимально полной и достоверной информацией, необходимой для принятия решения.

Типология вопросов применяемых при составлении анкет представлена в табл. 7.2.

Окончательный вопросный состав анкеты формируется после ее пилотажа, т.е. апробации на практике опроса экспертов с целью выявления некорректных, неясных вопросов, вызывающих дополнительные (со стороны экспертов) вопросы и т.п. Кроме анкет-опросников экспертам предоставляется пояснительная записка, поясняющая исходные условия (цель и задачи опроса, объект экспертизы, сведения о проблемной ситуации, т.е. ее модель) и правила по заполнению анкет.

Анкетирование как процесс сбора информации может быть очным и заочным.

Очное анкетирование предполагает непосредственный контакт опрашивающего и опрашиваемого, предполагающий разъяснения по ходу опроса со стороны первого (недостаток – субъективное влияние опрашивающего на ответы опрашиваемого, достоинство – возможность уточнения вопросов, разъяснение вопросов).

Заочное анкетирование не требует непосредственного контакта опрашиваемого и опрашивающего и позволяет привлекать к процессу оценивания территориально разделенных экспертов (например, из разных городов или структурных подразделений организации) без их

Таблица 7.2

Виды и типы вопросов[120]

Вид вопроса Тип вопроса Пример
Вопрос, ответ на который содержит количественную оценку Оценивающий: время наступления некоторого события вероятность осуществления события количественное значение прогнозируемой характеристики объекта влияние факторов друг на друга по некоторой шкале Когда будет создан первый опытный образец объекта? Какова вероятность того, что к 2002 г. будет создан объект с заданными характеристиками? Каково будет максимальное значение прогнозируемой характеристики объекта к 2002 г.? Оцените по десятибалльной шкале вклад каждой из рассматриваемых теорий в решение проблемы
Вопрос, требующий содержательного ответа в сжатой форме Вариантный (выбирается альтернатива) Какой принцип использования объекта является наиболее эффективным для решения поставленной задачи в период с 2002 по 2010 г.: А, или В, или С, или ...? Какие из перечисленных ниже методов будут применяться в период с 2002 г. по 2010 г.: А, или В, или С, или ...? Какие из перечисленных ниже изменений в структуре объекта произойдут, если будет осуществлен принцип А, или В, или С, или ...?
Вопрос, требующий содержательного ответа в развернутой форме Требующий ответа в виде: перечня сведений об объекте перечня аргументов, которые подтверждают тезис, содержащийся в вопросе Каковы характерные особенности объекта? Каковы ваши доводы в пользу целесообразности развития объекта?

отрыва от выполняемых функций (недостаток – невозможность уточнения вопросов, проблемной ситуации и правил по заполнению анкет).

Методы обработки экспертной информации

Экспертное ранжирование[121]. Рангом называется степень отличия по какому-либо признаку, а ранжированием – процесс определения рангов, относительных количественных оценок степеней отличий по качественным признакам (например, расположение факторов в порядке их существенности, значимости в данном исследовательском контексте).

Ранжирование применяется, в случаях, когда невозможна или нецелесообразна непосредственная оценка. При этом «ранжирование объектов содержит лишь информацию о том, какой из объектов более предпочтителен, и не содержит информацию о том, насколько или во сколько раз один объект предпочтительнее другого. Объект, расположенный в ранжировании эксперта, скажем, на третьем месте, может превосходить объект, расположенный на четвертом месте, в 1,01 раза, а может превосходить и в 101 раз»[122].

Метод простой ранжировки[123] заключается в том, что эксперты располагают объекты ранжирования (например, критерии) в порядке убывания их значимости (например, для альтернатив это убывание предпочтительности). Ранги обозначаются цифрами от 1 до n, где n – количество рангов. Сумма рангов Sn, при этом будет равна сумме чисел натурального ряда:

Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru .

Например, при n = 6 последовательность рангов альтернатив An может выглядеть следующим образом:

2, 4, 1, 3, 6, 5, что означает, что ранг альтернативы A3 равен единице (RA3 = 1) и она наиболее предпочтительна из всех шести (наименее предпочтительна альтернатива A5, т.к. RA5 = 6).

При ранжировании n объектов m экспертами ранжирование производят следующим образом:

1. Каждый эксперт выносит суждения о рангах объектов.

2. Для каждого объекта подсчитывают сумму рангов, полученных от всех экспертов, т.е. Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru , где Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru - суждение m–го эксперта о ранге n–го объекта, Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru - представляет собой результирующий ранг n–го объекта.

3. Определяют ранги объектов (от 1 до n) начиная от наименьшего до наибольшего результирующего рангов.

Метод непосредственной оценки заключается в отнесении объекта оценки к определенному значению по оценочной шкале (т.е. в присвоении объекту оценки балла в определенном интервале), например, от 0 до 10 в соответствие с предпочтением по какому-либо признаку или их группе (альтернативы, например, по предпочтению, критерии - по значимости, факторы внешней среды по оказываемому влиянию, проблемы - по приоритетности решения).

Для дальнейшей обработки полученные оценки могут быть пронормированы, т.е. их сумма может быть приведена к единице, путем деления каждой оценки на их общую сумму.

Для наглядности и удобства обработки (например, осуществление выбора ЛПР) оценки могут быть переведены в ранги. Максимальной оценке при этом соответствует наивысший ранг, т.е. 1, а минимальной – n при n – количестве объектов оценки.

При оценке объекта по нескольким параметрам (например, при оценке альтернатив по нескольким критериям), cуммарная оценка объекта производится следующим образом:

1. Эксперты выносят суждения о весах параметров (например, о весах критериев) и оценках объекта по множеству параметров (например, оценки альтернатив по критериям).

2. Аналитики обрабатывают полученные оценки следующим образом:

· вычисляют нормализованные веса параметров (например, критериев) по формулам арифметического среднего, геометрического среднего или средневзвешенного. Например, методом вычисления средних арифметических веса находятся следующим образом:

o нормализуют оценки весов параметров, отдельно по каждому эксперту (см. табл. 7.3, строки 2-4)

Таблица 7.3

Вычисление усредненных весов параметров

№ строки Эксперт Параметры
P1 P2 P3 P4 P5
Эксперт № 1
Норм. оценка 0,21 0,25 0,08 0,33 0,125
Эксперт № 2
Норм. оценка 0,17 0,3 0,13 0,3 0,09
(стр.2+стр.4)/2 Средняя оценка (kj, j = 1…m, где m – число параметров)   0,19 0,275 0,105 0,315 0,107

o находят средние арифметические весов параметров так как представлено в строке 5 табл. 7.3.

· вычисляют оценки объектов по параметрам, вычисляемые аналогично вычислению весов параметров и определяют комплексные оценки объектов по следующей формуле:

Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями. - student2.ru ,

где Ri – комплексная оценка i – го объекта (i = 1…n, где n – количество объектов оценки), kj – нормализованный весовой коэффициент j – го параметра, rij – нормализованная оценка i – го объекта по j – му параметру, m – количество параметров; затем комплексные оценки нормализуют.

Метод парных сравнений. Метод парных сравнений заключается в определении предпочтений элементов расположенных в левом столбце над элементами расположенными в верхней строке. При этом составляется матрица по строкам и столбцам которой, располагают сравниваемые объекты так, как это представлено в табл. 7.4.

Таблица 7.4

Матрица парных сравнений для четырех объектов

  A1 A2 A3 A4 Ранг
A1 - 1 (A12)
A2 0 (A21) -
A3 -
A4 -

В табл. 7.4. в ячейке A12 вписана единица, это означает, что элемент A1 получает большую оценку чем элемент A2, соответственно в ячейке A21 пишут 0 и затем суммируя значения по строкам получают ранги объектов.

Методы оптимизации решений

Оптимальным считается решение, обеспечивающее максимальную эффективность. Оптимизация решения – поиск оптимального множества факторов, влияющих на его результат.

Р.А. Фатхутдинов называет следующие перечисленные ниже методы, применяемые для оптимизации решений[124].

· Анализ [< гр. analysis разложение, расчленение] – метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части[125].

· Синтез – [от греч. syntesis соединение, сочетание, составление] – метод научного исследования какого-либо предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей[126].

· Прогнозирование – процесс разработки, составления прогноза. Прогноз – [от греч. prognosis – предвидение, предсказание] – научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующих это состояние показателей[127].

· Моделирование [от франц. Modelle, от лат. modulus – мера, образец] – воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях[128].

Методы моделирования и формализации проблемной ситуации

Описание системы (будь то проблемная ситуация, подсистема маркетинга, подсистема учета или организация как система в целом) на любом языке отражает лишь некоторые стороны явлений и никогда не является абсолютно полным.

Под моделью понимают описание, охватывающее и отображающее атрибуты (свойства, показатели, параметры, принимаемые формы) сущности, интересующие исследователя с позиции получения результатов по проблеме исследования т.е. с позиции достижения его (исследования) целей. Под сущностями в данном контексте понимают явления, процессы, системы различной природы, что то иное поддающееся описанию. Из приведенного определения ясно, что все модели субъективны. Еще одна особенность моделей в том, что сущности могут быть смоделированы на различных языках описания.

Моделирование условно можно разделить на:

· образное;

· логическое;

· физическое;

· экономико-математическое;

· ассоциативное.

Образная модель – это модель, возникающая в сознании человека, представляющая собой зрительный, слуховой, осязательный или обонятельный отпечаток, некий образ явления действительности. Образная модель представляет собой фрагмент действительности (то, что Дж. Миллер назвал чанком, вкладывая в это понятие «отрезок запоминаемой человеком информации»[129]).

Следует отметить, что образ – это еще не информация (см. тему 7; «Алгоритм анализа информации»; требования, предъявляемые к информации). Приближенно образную модель можно считать кучей атрибутов сущности. Сама же сущность объективируется в неко

Наши рекомендации