Проблемы управления организационными изменениями
В общем виде организационное проектирование – это процесс разработки организационных элементов, их связей и функциональных процессов проектируемой организации. Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) есть процесс создания прототипа, прообраза возможного будущего состояния организации и предполагает описание ее технических, экономических, социальных и иных сторон.
Как следует из определений, с позиций статики проектирование – это процесс разработки структурных составляющих и их взаимосвязей в моделируемой системе, в ходе реализации которых система имела бы устойчивость, надежность и экономичность при функционировании. Для этого устанавливаются необходимые пропорции между ее элементами, их размещение в пространстве и во времени.
С позиций динамики организационное проектирование предусматривает разработку функциональных процессов систем, определение характера их связей внутри систем и с внешней средой, прогноз их развития.
Организационное проектирование – это разработка системы управления вновь создаваемой организации или совершенствование системы управления действующей организации.
Объектами организационного проектирования являются: организация в целом, ее структурные подразделения, организационные процессы: административный (проектируется формальная структура); инжиниринговый (технологический) – проектируется организация производственного процесса; инновационный (проектируются нововведения); функциональный (проектируются функциональные роли); деятельностный (проектируется совместная деятельность); системный (проектируются системные связи и синергетический (организационный) эффект).
Цели организационного проектирования:
- создание новой организации;
- усовершенствование существующей организации (рационализация);
- радикальное преобразование существующей организации (реорганизация).
Центральная задача организационного проектирования – определение состава и необходимой численности подразделений и должностей, их функций, полномочий, связей между ними, форм и методов их осуществления, закрепление всего этого в нормативных документах.
Принципы оргпроектирования:
- Адекватность структуры, носящей организационный характер, соответственно и деятельности управленческого объекта.
- Способность к быстрым изменениям в соответствии ситуаций.
- Максимальная оптимизация всех уровней управления.
- Создание идеальной сбалансированности прав и полномочий.
- Распределение равномерной нагрузки на все звенья управления.
- Безупречная полная согласованность всех решений и деятельности структурных подразделений, без исключения.
Методы организационного проектирования:
- Метод аналогий.
- Метод структуризации целей.
- Метод организационного моделирования.
- Экспертно-аналитический метод.
Задача для самостоятельного решения
Реорганизация предприятия.
1. «Регион» – рекламное агентство с персоналом в несколько сот человек. Оно осуществляет следующие виды услуг:
– информационное обеспечение различных рекламных и массовых мероприятий (афиши, плакаты, листовки и т. п.);
– разработка планов рекламных компаний в средствах массовой информации (СМИ);
– маркетинговые исследования рекламных мероприятий.
Организационная структура агентства представлена на рис. 1. Как показано на схеме, «Регион» подразделяется на три основные части: творческое, маркетинговое и отчетно-финансовое отделения. Все они укомплектованы квалифицированными сотрудниками.
Творческое отделение, в свою очередь делится на четыре подразделения: сценарное, художественно-иллюстрационное, газетно-журнальное и телерадио-рекламной продукции.
Маркетинговое отделение сосредотачивает усилия на отборе и оценке средств массовой информации, в которых можно организовать рекламную деятельность. Оно подразделяется на три отдела: массовой информации, торговли и исследовательский.
Отчетно-финансовое отделение занимается заключением договоров с клиентами и ведет финансовую деятельность агентства.
2. Рекламное агентство ООО «Цитрум», организационная структура агентства представлена на рис. 2, было организовано в Красноярске в 2009 году. Сегодня компания осуществляет свою деятельность в Красноярске, Новосибирске, Омске, Иркутске и Нижнем Новгороде.
Область деятельности общества включает в себя: - Широкоформатная печать- Создание, монтаж/демонтаж наружной рекламы любой конфигурации и сложности; - Профессиональные маркетинговые исследования; - Оформление транспортной рекламы (наружной и внутренней); - Любой вид полиграфии; - Изготовление сувенирной продукции; - Дизайнерские услуги;
3. ООО «Каркас-Сибирь», организационная структура агентства представлена на рис. 3, оказывает следующий перечень услуг по основным видам деятельности:
1. Изготовление каркасных деревянных домов на заводе в городе Красноярске с использованием технологии MiTek 20/20. По предварительному расчёту в программе MiTek 20/20 подготавливаются чертежи стеновых панелей и стропильных систем. На заводе на станочном оборудовании напиливаются доски, и происходит сборка всех элементов дома. Изготовление происходит в течении 1 недели.
2. Изготовление деревянных стропильных систем крыш и мансардных этажей в городе Красноярске с использованием технологии MiTek 20/20. Все узлы соединений спрессовываются металлическими зубчатыми пластинами, что позволяет делать пролёты до 30 метров, без дополнительных опор. Такое возможно только при использовании металла, что удорожает и утяжеляет конструкцию.
3. Монтаж каркаса дома, стропильных систем и мансардных этажей с использованием технологии MiTek 20/20. По готовой схеме происходит сборка дома. Монтаж происходит в течение 2-х недель.
Приоритетом компании является строительство загородных домов, мансардных этажей, реконструкция крыш.
Со временем произошли определенные изменения во внешней среде организаций:
– увеличилось количество клиентов услуг;
– усилилась диверсификация потребностей клиентов;
– усилилась конкуренция на рынке услуг;
– внешняя среда стала более изменчивой и непредсказуемой.
Таким образом, перед менеджерами встала задача провести реорганизацию компании.
Задание:
Необходимо нарисовать несколько вариантов новых схем организационных структур компаний в соответствии с изменившимися условиями деятельности.
При рисовании схем организационных структур следовать следующим правилам:
1. Отделы с новыми наименованиями добавлять не нужно.
2. Количество руководителей и исполнителей может быть изменено.
3. Количество существующих отделов может быть изменено.
Рис. 1. Схема организационной структуры рекламного агентства «Регион».
Рисунок 2 – структура управления ООО «Цитрум»
Рисунок 3 – Cтруктура управления ООО «Каркас-Сибирь»