Современная парадигма менеджмента
Современная парадигма управления основывается на разнообразных элементах управленческого воздействия. Она использует не только такие традиционные элементы, как власть, авторитет, персональная зависимость, экономическое принуждение, мотивация, но и такие относительно новые элементы, как творческое участие персонала, образование команд, приверженность, инновационность, управление знаниями. Современная парадигма управления все в меньшей степени опирается на тейлоризм, она характеризуется не простой исполнительностью каждого работника, а его инициативой.
Парадигмой (от лат. paradeigma – пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления – это одновременно сама теория управления со своими понятиями, а также концептуальная схема постановки проблем и их решения, господствующая в науке управления.
Управленческая парадигма – система концепций, методологий и методов, образующая модель постановки и решения проблем управления, принятую в конкретной социально-экономической системе.
В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория управления. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории. В частности, гуманизация управления, рассматриваемая как переключение внимания с технологического управления на управление человеческим поведением в организациях, повлекла смещение интересов теоретиков с вопросов классической теории менеджмента на вопросы поведенческого характера. В то же время развитие теории оказывает влияние на практику менеджмента. Одновременно теория развивается в соответствии с практикой управления, так как реальные закономерности в управлении сначала утверждаются на практике и лишь затем описываются теорией.
Таким образом, под воздействием изменяющейся социально-экономической практики постоянно видоизменяется парадигма управления. Она не представляет собой устоявшуюся теорию и соответствующую схему выявления проблем и их решения. Она трансформируется по мере изменения в практике управления. В частности, в последние годы наметились следующие тенденции этих изменений: бурное развитие получает культура организации; стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений; методы и технологии современного управления, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор.
Задачи для самостоятельного решения
1. Сформулировать основные положения старой и новой парадигм управления (табл.1)
Таблица 1
Основные положения старой и новой парадигмы управления
№ п.п. | Критерий оценки | Старая парадигмаСтарая (Ф, Тейлор, А. Файопь, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) | Новая парадигма(Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др.) |
1. | Предприятие по отношению к внешней среде | ||
2. | Главный фактор успеха и конкурентоспособности | ||
3. | Главная задача менеджмента | ||
4. | Главный источник прибавочной стоимости | ||
5. | Система управления |
2. Сопоставить принципы управления (табл.2).
Таблица 2
Принципы управления
№ п.п. | Принципы (20-е годы) | Принципы (90-е годы) |
1. | 1. Разделение труда | |
2. | 2. Полномочия и ответственность | |
3. | 3. Дисциплина | |
4. | 4. Единоначалие | |
5. | 5. Единство действий | |
6. | 6. Подчиненность личных интересов | |
7. | 7. Вознаграждение | |
8. | 8. Централизация | |
9. | 9. Скалярная цепь | |
10. | 10. Порядок |
Продолжение таблицы 2
№ п.п. | Принципы (20-е годы) | Принципы (90-е годы) |
11. | 11. Справедливость | |
12. | 12. Стабильность | |
13. | 13. Инициатива | |
14. | 14. Корпоративный дух |
3. Сопоставить парадигмы управления (табл. 3).
Таблица 3
Изменения управленческой парадигмы компании
№ | Основные характеристики управленческой парадигмы | Парадигма ХХ века | Парадигма ХХI века |
1. | Цель бизнеса | ||
2. | Главный стратег, обеспечивающий конкурентоспособность компании | ||
3. | Основной принцип организации деятельности | ||
4. | Персонал компании | ||
5. | Мотивация менеджеров | ||
6. | Подход к конкуренции | ||
7. | Реакция на изменения окружающей среды | ||
8. | Стиль руководства | ||
9. | Движение инноваций | ||
10. | Информация | ||
11. | Соотношение корпоративной стратегии и стратегий бизнес-единиц |