Тема 5. Коммуникации в системе сравнительного менеджмента.

Примерный перечень тем для участия в опросе

1. Использование данных типов невербальной коммуникации в практике международного бизнеса.

2. Основные способы управления кросс-культурной коммуникацией.

3. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе.

4. Специфика стилей коммуникации в разных странах и разных культурах.

5. Специфика неформальной коммуникации в разных национальных моделях менеджмента.

Контент- тесты по типам

1. Закрытые тесты с одним правильным ответом - необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.

Например: На информационные потоки оказывает влияние:

1. внешняя среда;

2. контекст;

3. отправитель информации.

Правильный ответ – 2.

2. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами - необходимо выбрать не менее двух правильных ответов из предложенных вариантов.

Например: Коммуникация в организации классифицируется на:

1. внешние;

2. иерархические;

3. внутренние;

4. концептуальные;

Правильный ответ – 1, 3.

3. Закрытые тесты на нахождение соответствия - в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор соответствующего ему понятия или описания.

Например: Найдите соответствие между влиянием культурных различий в процессе коммуникаций в указанных странах:

Англия Письменная коммуникация является более предпочтительной; вербальная коммуникация часто является формальной; коммуникативные традиции усиливают властные отношения.
Франция Вербальная, неформальная и очень четкая; нормой является доступность и открытость; коммуникация лаконичная и сфокусирована на деловой стороне.
Швеция Ценится устная коммуникация; предпочтение отдается межличностным отношениям; коммуникация прагматичная.

Правильный ответ – 1 – 3

2 – 1

3 – 2

4. Закрытые тесты на нахождение последовательности – предложенные варианты понятий, категорий, действий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.

Например: Расположите этапы коммуникации в порядке увеличения:

Кодирование
Отправитель
Декодирование
Сообщение
получатель

Правильный ответ – 2, 1, 4, 3, 5.

5. Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов – необходимо самостоятельно дать правильный вариант ответа.

Например: Превращение сообщения в символическую форму, где символы могут быть письменными, вербальными, невербальными называется ____________________.

Правильный ответ – кодирование.

Практическое задание (Кейс-задача)

1. Рекомендации по выполнению кейс-задания

Данное кейс-задание основано на рассмотрении конкретной ситуации (case-study) и направлено на приобретение навыков практического применения комплекса полученных студентами знаний для нахождения решения проблемы в конкретной предложенной ситуации, с которой студент может столкнуться в будущей профессиональной деятельности.

Case-study – это методика ситуативного обучения студентов, основанная на описании конкретной ситуации и направленная на поиск и реализацию решения проблемы. Описание конкретной ситуации включает описание компании, ее основных характеристик, описание проблемной ситуации, сложившейся в компании.

Этапы выполнения кейс-задания:

- студент изучает материалы кейс-задания (описание конкретной ситуации, методические указания по выполнению задания);

- в результате изучения материалов кейс-задания студент должен четко представлять, сложившуюся в ней проблемную ситуацию;

- после изучения материалов кейса студенты последовательно выполняют все этапы задания, приведенные в данном задании, и подготавливают отчет по каждому этапу в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению письменных работ студентов;

- для защиты отчетов по каждому этапу необходимо знать методику выполнения заданий и уметь обосновать принятые решения.

2. Содержание кейс-задания

Американец - руководитель - греку-подчиненному: «Когда Вы думаете закончить отчет?» (этим вопросом американец естественно воспитанный на принципах западного менеджмента приглашает грека в участии в принятии решения. В свою очередь грек, воспитанный в принципах более авторитарного управления, считает такой вопрос руководителя некорректным, поскольку просто на просто ждет от него указания, через какое время нужно сдать отчет.)

Грек: «Не знаю, а когда нужно?» (грек хочет чтобы ему отдали приказание, а американец в этот момент четко понимает - рамках своей культуры - что грек не хочет брать на себя ответственность за участие в решении).

Американец: «Ну Вам ведь лучше знать сколько на это потребуется времени - ведь Вы делаете этот отчет» (американец снова приглашает грека к участию и обосновывает это, а грек видит во всей этой беседе полную бессмыслицу и желание начальника переложить на подчиненного свою функцию.)

Грек: «Мне нужно 10 дней» (американец, понимая, что работа требует большего времени, мысленно укоряет грека за полное неумение оценить объем работы и добавляет дополнительное время.)

Американец: «Давайте договоримся на 15 дней. Вы согласны? Вы сделаете это за 15 дней?» (в рамках американской менеджмента американец предложил греку контракт выгодный для обеих сторон, но для грека таких понятий не существует, а есть просто приказ отданный начальником, и согласия подчиненного на этот приказ не требуется).

В ходе работы выяснилось, что на самом деле подготовка отчета требовала примерно 25-30 дней, и грек работал день и ночь, но к 15 дню отчет еще не был готов.

Американец: «Итак прошло 15 дней где же отчет?» (американец вот сейчас я сделаю очевидным, что он нарушил контракт. Грек думает про себя в это же время, что его не компетентный начальник совершенно не понимает, что в эти сроки отчет сделать невозможно).

Грек: «Отчет будет готов завтра»

Американец: «Но мы же согласились, что он будет сегодня?!» (в рамках своей культуры американец уверен, что он проучил грека за срыв контракта. Но грек в рамках своей культуры никакого контракта не подписывал, а просто выполнял глупый приказ некомпетентного начальника).

Грек (своему товарищу наедине): «Я в жизни не видел такого тупого начальника, который мало того что не знает сколько нужно времени на работу, но и еще не понимает что за 16 дней я сделал месячный отчет, завтра же подам заявление об увольнении».

Грек: «Вот мое заявление, я ухожу».

Американец: «Я совершенно не понимаю, что является причиной Вашего ухода!»

Грек: «Я не могу работать с таким начальником».

Американец искренне удивлялся весь вечер и рассказывал своим друзьям американским менеджерам о странном поведении грека.

Тема 6. Менеджмент США

Примерный перечень тем для участия в опросе

1. Каковы особенности регулирования рынка труда в США?

2. Каково влияние аутсорсинга на развитие экономики США в начале 21 века?

3. Каким образом природно-климатическое и географическое положение США, особенности развития общества, культуры, науки, бизнеса оказали влияние на становление и развитие системы американского менеджмента?

4. Какова роль государства в современной американской экономике? Как стро­ятся взаимоотношения бизнеса и государства?

5. Четыре стадии эволюции американского менеджмента.

6. Какие характерные черты американской модели развития экономики и аме­риканского менеджмента, по вашему мнению, могли бы быть полезными в России? Что из американского опыта управления для нашей страны не­приемлемо и почему?

Кнтент- тесты по типам

1. Закрытые тесты с одним правильным ответом - необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.

Например: Основоположником научного менеджмента по праву считается:

1. Фредерик Уинслоу Тейлор;

2. Честер Барнард;

3. Генри Форд;

4. Элтон Мийо.

Правильный ответ – 1.

2. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами - необходимо выбрать не менее двух правильных ответов из предложенных вариантов.

Например: Перечислите три основных этапа действия в США кейнсианской доктрины регулирования совокупного спроса в послевойнный период:

1. пассивная антициклическая бюджетная макроэкономическая политика;

2. жесткая кредитно-денежная политика;

3. активная бюджетная политика;

4. рейганомика;

5. кейнсианский бюджетный консерватизм.

Правильный ответ – 1, 3, 5.

3. Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов – необходимо самостоятельно дать правильный вариант ответа.

Например: Комплексная система, детерминанты которой постоянно взаимодействуют друг с другом определяется как_______________________________________.

Правильный ответ – «Конкурентный ромб» М. Портера.

Тема 7. Менеджмент в Европе

Примерный перечень темы для участия в опросе

1. Модели экономического развития, характерные для «старых стран» Европейского союза. Влияние данных моделей на национальную специфику управления в странах ЕС.

2. Сравнительный анализ европейского менеджмента в различных исследования.

3. Модели экономического развития и роль государств в экономике стран Европейского союза.

4. Модели деловых культур и менеджмента в Европе.

5. Классификация европейских систем менеджмента по Лессемму и Нойбауэру.

6. Анализ специфики европейского менеджмента в работах Р.Калори, рабочей группы Европейского круглого стола промышленников.

7. Критика концепции евроменеджмента.

8. Профиль евроменеджера.

Наши рекомендации