Создание системы мотиваций труда
Функция мотивации ориентирована на использование побудителей человеческой активности (потребности, интересы, опасения, желания), для регламентации и эффективного управления поведением сотрудников ради достижения целей организации.
Стадии мотивационного процесса:
1) осознание потребностей (формирование интереса);
2) поиск путей удовлетворения потребностей;
3) определение целей действий по удовлетворению потребностей;
4) осуществление процедур по удовлетворению потребностей;
5) получение вознаграждения за осуществленные мероприятия;
6) удовлетворение осознанных потребностей (интересов).
Теории содержания мотивации анализируют совокупности потребностей, которые оказывают наибольшее влияние на мотивацию труда человека.
Так, например, теория иерархии потребностей А. Маслоу — физиологические потребности (I уровень); потребности в безопасности (II уровень); потребности в принадлежности и причастности (III уровень); потребности в признании и самоутверждении (IV уровень); потребности в самовыражении (V уровень).
Теории процесса мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, теория партисипативного (вовлечения) управления.
Виды мотивов — внутренние и внешние, материальные и нематериальные.
Виды управленческой мотивации
Наиболее распространена следующая классификация
Материальная мотивация - ориентирована на объективную заинтересованность сотрудников в получении материальных выгод, повышающих их благосостояние;
Нематериальная мотивация - ориентирована на использование интеллектуального, морального, кадрового и прочих мотиваторов.
Основные формы: мотивация целями, мотивация участием в делах, мотивация обогащением труда.
Мотивы могут классифицироваться по следующим основаниям:
• по видам активности;
• по времени проявления;
• по видам потребностей человека;
• по установкам личности;
• по структуре
• по функциям;
• по ведущему мотиватору.
Возможно выделение антимотивов, антипотребностей и антимотивации, в основе которых — пресыщение потребностью, активное отвращение, отталкивание от того, что прежде притягивало.
Методы осуществления функций мотивации
Совокупность методов управленческой мотивации достаточно обширна и ориентирована в основном на психологические методы:
1) методы экономической мотивации — зарплата, премия льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.;
2) методы социальной мотивации — общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение т. д.;
3) методы психологической мотивации — ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.,
4) методы властной мотивации – повышение должности предоставление дополнительных полномочии и проч.;
5) социально-психологические методы – повышения социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т.д.
6) методы моральной мотивации — личное или публичное признание, похвала и критика;
7) целевой метод;
8) метод проектирования и перепроектирования (обогащения) работ;
9) метод вовлечения сотрудника (партисипативный метод);
10) методы изучения мотивации и мотивов — экспериментальные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и проч.
Таким образом, мотивация может иметь такие направления — как: мотивация самосовершенствования, мотивация агрессивного поведения, мотивация помощи, мотива- ция альтруистического поведения, мотивация нормативного поведения и др.
Организация контроля за деятельностью подчиненных
Известно чрезвычайно много видов управленческого контроля. Их классификация возможна по многим основаниям:
• по времени;
• по стадии жизненного цикла объекта контроля;
• по принимаемому решению;
• по возможности дальнейшего использования объекта контроля;
•по типу отношений;
•по признаку открытости;
•по масштабу;
• по степени охвата объекта контролем;
• по методике проведения;
• по объекту контроля;
• по стадии производственного процесса;
• по исполнителю;
• по режиму;
• по степени механизации;
• по способу получения и обработки информации;
• по степени мотивационной значимости.
Тема 13. Инновационная программа менеджмента