Создание системы мотиваций труда

Функция мотивации ориентирована на использование побудителей человеческой активности (потребности, интересы, опасения, желания), для регламентации и эффективного управления поведением сотрудников ради достижения целей организации.

Стадии мотивационного процесса:

1) осознание потребностей (формирование интереса);

2) поиск путей удовлетворения потребностей;

3) определение целей действий по удовлетворению потребностей;

4) осуществление процедур по удовлетворению потребностей;

5) получение вознаграждения за осуществленные мероприятия;

6) удовлетворение осознанных потребностей (интересов).

Теории содержания мотивации анализируют совокупности потребностей, которые оказывают наибольшее влияние на мотивацию труда человека.

Так, например, теория иерархии потребностей А. Маслоу — физиологические потребности (I уровень); потребности в безопасности (II уровень); потребности в принадлежности и причастности (III уровень); потребности в признании и самоутверждении (IV уровень); потребности в самовыражении (V уровень).

Теории процесса мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, теория партисипативного (вовлечения) управления.

Виды мотивов — внутренние и внешние, материальные и нематериальные.

Виды управленческой мотивации

Наиболее распространена следующая классификация

Материальная мотивация - ориентирована на объективную заинтересованность сотрудников в получении материальных выгод, повышающих их благосостояние;

Нематериальная мотивация - ориентирована на использование интеллектуального, морального, кадрового и прочих мотиваторов.

Основные формы: мотивация целями, мотивация участием в делах, мотивация обогащением труда.

Мотивы могут классифицироваться по следующим основаниям:

• по видам активности;

• по времени проявления;

• по видам потребностей человека;

• по установкам личности;

• по структуре

• по функциям;

• по ведущему мотиватору.

Возможно выделение антимотивов, антипотребностей и антимотивации, в основе которых — пресыщение потребностью, активное отвращение, отталкивание от того, что прежде притягивало.

Методы осуществления функций мотивации

Совокупность методов управленческой мотивации достаточно обширна и ориентирована в основном на психологические методы:

1) методы экономической мотивации — зарплата, премия льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.;

2) методы социальной мотивации — общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение т. д.;

3) методы психологической мотивации — ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.,

4) методы властной мотивации – повышение должности предоставление дополнительных полномочии и проч.;

5) социально-психологические методы – повышения социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т.д.

6) методы моральной мотивации — личное или публичное признание, похвала и критика;

7) целевой метод;

8) метод проектирования и перепроектирования (обогащения) работ;

9) метод вовлечения сотрудника (партисипативный метод);

10) методы изучения мотивации и мотивов — экспериментальные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и проч.

Таким образом, мотивация может иметь такие направления — как: мотивация самосовершенствования, мотивация агрессивного поведения, мотивация помощи, мотива- ция альтруистического поведения, мотивация нормативного поведения и др.

Организация контроля за деятельностью подчиненных

Известно чрезвычайно много видов управленческого контроля. Их классификация возможна по многим основаниям:

• по времени;

• по стадии жизненного цикла объекта контроля;

• по принимаемому решению;

• по возможности дальнейшего использования объекта контроля;

•по типу отношений;

•по признаку открытости;

•по масштабу;

• по степени охвата объекта контролем;

• по методике проведения;

• по объекту контроля;

• по стадии производственного процесса;

• по исполнителю;

• по режиму;

• по степени механизации;

• по способу получения и обработки информации;

• по степени мотивационной значимости.

Тема 13. Инновационная программа менеджмента

Наши рекомендации