Цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения
для подготовки бакалавров
По направлению 080100.62 «Экономика»
Казань 2009
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства, протокол № 13 от 02.06.09 г.
Утверждена научно-методическим Советом института, протокол №
Составитель: к.э.н., доцент Киреева-Каримова А.М.
Рецензенты: д.э.н., профессор Абдуллина С.Н.
к.э.н., доцент Хисамова Э.Д.
Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения, по направлению 080100.62 «Экономика»
I. Организационно – методический раздел.
1.Цель изучения дисциплины
Цель курса – дать системные знания теории разработки и принятия стратегических решений, направленных на достижение целей предприятия, и практические навыки выбора и обоснования стратегии предприятия, реализация которых обеспечит эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию его к меняющимся внешним условиям.
2.Задачи дисциплины
Задачи курса состоят в обучении студентов и освоении ими знаний:
1. Основ теории стратегического планирования в зарубежной и отечественной литературе.
2. Особенностей стратегического планирования в условиях глобализации экономики, отличий стратегического планирования от долгосрочного планирования.
3. Исследования и использования моделей, инструментов стратегического планирования применительно к предприятию в конкретных ситуациях.
4. Определения стратегии фирмы путем установления ее видения и миссии, анализа стратегических позиций, исследования внешних и внутренних факторов, выбора стратегических вариантов.
5. Процесса реализации стратегического плана фирмы с последующим контролем за реализацией стратегического плана и его корректировкой.
3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
После успешного прохождения курса уровень знаний должен позволять осуществлять аналитическую деятельность в области прогнозирования, моделирования, сценарного и стратегического планирования экономических, производственных и коммерческих процессов на фирме, предприятии, компании любой формы собственности и в некоммерческих организациях.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- сущность, основные концепции, цели и задачи стратегического планирования,
- этапы, методы и модели процесса стратегического планирования,
- подходы к стратегическому выбору плана развития предприятия;
Студент должен уметь:
- обосновывать формирование миссии и цепей предприятия,
- использовать инструменты ситуационного и позиционного анализов,
- формировать портфельную и корпоративную стратегии предприятия;
Студент должен иметь практические навыки:
- использования PEST-, SWOT-, SNW-анализов внешней и внутренней среды,
- расчета показателей матриц БКГ, General Electric – Mac-Kinsey, Shell/DPM, ADL,
- оценки набора видов деятельности предприятия на перспективу,
- оценки уровней гибкости и синергизма предприятия,
- оценки стратегического набора при множественных ориентирах развития видов деятельности предприятия.
4. Место дисциплины в профессиональной подготовке студента.
Дисциплина «Стратегическое планирование» является важнейшей частью общепрофессиональных дисциплин как региональный компонент. Курс является частью стратегического менеджмента, его началом, выделенным в отдельную дисциплину. На базе стратегического планирования строится курс «Внутрифирменное планирование». Целесообразно опережение изучения курса «Стратегическое планирование» преподаванием маркетинга, логистики, экономики труда с целью системного научного изучения механизма управления предприятием в новых рыночных условиях развития экономики.
II. Содержание дисциплины.
Разделы курса.
I. Необходимость стратегического планирования при современных тенденциях развития экономики (темы 1-2);
II. Стратегическое целеполагание и сегментация (темы 3-4);
III. Стратегическое позиционирование (темы 5-11);
IV. Стратегический выбор плана развития предприятия (темы 12-15);
V. Синтез стратегического планирования и стратегического управления посредством реализации стратегии развития предприятия (темы 16-18).
2. Разделы, темы и краткое содержание курса.
Раздел I. Необходимость стратегического планирования при современных тенденциях развития экономики.
Тема 1. Методологические основы стратегического планирования предприятия.
Новая идеология планирования. Интернационализация условий бизнеса при глобализации бизнес-процессов. Кризис инсорсинговых предприятий в условиях суперконкуренции. Партнерство и интеграция транс-национального бизнеса (аутсорсинг гипер-организаций). Интегрирование планирования - планология. Влияние реформ на качество и горизонты планирования.
Сущность, необходимость стратегического планирования в современных условиях рыночной экономики. Понятия, основные правила, модели стратегии. Задачи, специфические особенности, подходы стратегического планирования. Отличительные характеристики стратегического планирования от долгосрочного планирования. Принципы стратегического планирования: участие, непрерывность, гибкость, холизм, концентрация внимания на критических звеньях, замена оптимальных решений предпочтительными и др. Процесс стратегического планирования: основные компоненты разработки и принятия стратегического плана.
Тема 2. Стратегическое мышление и фазы внутрифирменного определения функций планирования.
Классические концепции стратегического планирования: целеполагание, позиционирование и стратегический выбор. Кризис теории классического стратегического планирования.
Постиндустриальные отношения, влияние процессов глобализации на новую парадигму планирования и современные тенденции развития компании.
Структура стратегического планирования. Долгосрочное и стратегическое планирование. Пирамида планирования. Горизонты планирования. Оперативное и стратегическое планирование. Сценарии развития предприятий: понятие, виды. Планирование сценариев и турбуленция.