Электронный учебник по предмету «Введению в специальность»
Электронный учебник по предмету «Введению в специальность»
(061100)
Авторы доцент кафедры УПД СПбГУСЭ к.с.н. Печерица Е.В., ассистент Шевченко М.И., старший преподаватель Борзенец Н.Н., ассистент Алексеева В.И.
Лекция 1-8 к.с.н.,доц. Печерица Е.В.
Лекция 9 ассистент Шевченко М.И.
Практические задания к.с.н., доц. Печерица Е.В., старший преподаватель Борзенец Н.Н., ассистент Шевченко М.И.
Контрольные вопросы и вопросы для самостоятельного обучения к.с.н., доц. Печерица Е.В., ассистент Шевченко М.И.
Глоссарий ассистент Шевченко М.И.
Список литературы к.с.н.,доц. Печерица Е.В., ассистент Шевченко М.И.
Тесты к.с.н.,доц. Печерица Е.В.
Оформление ассистент Шевченко М.И.
Презентация асситсент М.И. Шевченко, ассистент Алексеева В.И.
Оглавление
Тема 1. Содержание понятия менеджмент............................................................................................... 3
Лекция 1 ...................................................................................................................................................... 3
Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента................................................................................. 6
Лекция 2. Школа научного управления (1885-1920) и Административная (классическая) школа управления (1920-1950)................................................................................................................................................... 6
Лекция 3. Школа человеческих отношений(1930-1950)(школа поведенческих наук1950 – по настоящее время .......................................................................................................................................................... 15
Лекция 4. Математическая школа управления (1950-по наст. время)................................................. 24
Тема 3. Функции управления................................................................................................................... 29
Лекция № 5. Цели организации и стратегическое планирование....................................................... 29
Лекция 6. Организация, мотивация и контроль как функции менеджмента..................................... 34
Тема 4. Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.................................. 38
Лекция 8. Службы и отделы современного отеля............................................................................ 52
Лекция 9. Основные понятия в современной туристской деятельности........................................... 69
Практические задания............................................................................................................................... 74
Тесты по курсу «Введение в специальность»........................................................................................ 84
Глоссарий................................................................................................................................................... 99
Список литературы................................................................................................................................. 105
Введение
Значение и роль менеджмента в туризме и гостиничном бизнесе в наше время для развития экономики государства, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно.
Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. На его долю приходится до 10% мирового валового национального продукта, 11% мировых потребительских расходов.
В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса.
Кроме того, с начала 90-х годов на рынке экономической литературы появились переведенные на русский язык к ним зарубежных авторов, посвященные проблемам в сфере гостиничного бизнеса. На основании их анализа создавались учебные пособия с учетом особенностей нашей действительности, каждое из которых делает акцент на определенных составляющих в области туризма, его инфраструктуры, экономики, менеджмента, проблем в сфере гостиничного бизнеса.
Данный учебник предназначен для введения в профессию студентов 2 курса специальности 080507.65 «Менеджмент организации» по специализации «Гостиничный и туристический бизнес».
Тема 1. Содержание понятия менеджмент
Лекция 1
Термин «менеджмент» уже более 20 лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».
Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей
Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их.
1) Менеджментпонимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.
2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.
3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.
4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.
5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.
Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.
6)Менеджмент– это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.
7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.
Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» (а их число можно значительно увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.
В самом общем виде менеджмент (управление) – это процесс достижения поставленных целей с помощью использования человеческих, финансовых и материальных ресурсов.
В связи с тем, что управление в современных условиях является наукой, менеджмент – специфическая область знаний, изучение которых помогает руководителям успешно управлять организациями.
Наконец, возрастающая сложность процессов управления сформировала определенную социальную группу людей, профессией которых является менеджмент.
Если обобщить те функции, которые выполняются менеджерами, то можно дать еще одно и может быть самое важное определение менеджмента, как управленческого процесса.
Итак, менеджмент (управление) – это процесс планирования, организации, мотивации руководства и контроля, осуществляемый для того, чтобы не только достичь целей организации, но и сформулировать их.
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций:
v Планирования,
v Организации,
v Контроля,
v Мотивации;
осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда. Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Деятельность менеджера
Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами являются люди, наделенные большим объемом работы, с которой они могут справиться лишь с помощью других людей.
Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Есть 5 базовых операций в работе каждого менеджера. Менеджер:
o устанавливает цели: он определяет задачи в каждой группе целей, он решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей;
o организует: он анализирует виды деятельности, решения, отношения потребные для выполнения целей;
o поддерживает мотивацию и коммуникации: он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. Он делает это с помощью специфических приемов: через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих, так называемое, качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании, и он делает это, поддерживая постоянные коммуникации со своими подчиненными, начальниками и коллегами;
o измерение: он устанавливает единицы измерения, потому что есть мало факторов столь важных для успеха организации. Он добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей организации и в тоже время на работе данного конкретного работника, и помогали ему ее делать. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты и сообщает о них своему руководству, подчиненными и начальству;
o способствует росту людей, приводя в пример самого себя.
Контрольные вопросы:
1) дать определение понятий «менеджмент» и «управление», показать разницу между этими понятиями;
2) в чем заключается деятельность менеджера;
3) перечислить основные функции менеджмента.
Практика
Цель задания: усвоение полученных знаний.
Содержание задания: каждый студент должен самостоятельно придумать 20 человеческих качеств, которыми на его взгляд должен обладать менеджер и объяснить - почему менеджер должен обладать данным качеством.
Работа в письменном виде сдается на проверку.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Внешняя и внутренняя среда организации
Генри Форд
Большинство людей считает, что Генри Форд изобрел автомобиль. Все уверены, что Генри Форд изобрел конвейер, хотя 6 лет до Форда некий Ренсом Олдс в производстве использовал движущиеся тележки, а ленточные транспортеры уже применялись и на зерновых элеваторах, и на мясокомбинатах в Чикаго. Заслуга Форда в том, что он создал поточное производство. Он придумал автомобильный бизнес. Когда предприятия стали экономически организованны, появилась востребованность в менеджере. ХХ век стал веком управления. Но чтобы к этому прийти, в начале века должны были появиться создатели. Таким создателем и был Генри Форд. И за это он признан журналом “Fortune” лучшим бизнесменом ХХ века. Компания “Ford Motor” все еще остается экономическим чудом, и некоторые инновации, внедренные Генри Фордом и его компанией, навсегда изменили Америку и даже весь мир. Сделав своими руками первый автомобиль, Генри Форд вошел в азарт, и вскоре взялся за создание целого ряда машин, совершенно не предполагая, что вскоре станет носить гордый титул “Автомобильного короля” Америки.
Генри Форд построил самое большое индустриальное производство начала ХХ столетия и заработал на нем $1 млрд. ($36 миллиардов в сегодняшних долларах), его принципы оказали огромное влияние на общественную жизнь США. Эти принципы были новыми, из них выделим три пункта.
Первый . Он продал 15 с половиной миллионов автомобилей “Форд-Т”, конвейер стал делом привычным и необходимым. Форд в отличии от других промышленников, понял, что главная действующая сила (несмотря на общепринятую точку зрения, что это – высокая техническая, энергетическая и организационная вооруженность производства) – это человек, работающий на производстве. Отсюда и был сделан радикальный по тем временам вывод: надо хорошо платить рабочему, как главному действующему лицу в производственной цепочке. Форд удивил всех “коллег”: он поднял в 1914 году заработную плату рабочего вдвое – до $5 в день. Мыслимая величина, по представлению “коллег” по бизнесу, плативших в центрах или как в “General Motors” – по $2,5. Надо сказать, что эта “идея” Форда пережила его: сейчас в США работникам в среднем платят от $8 до $10 в час. Этим он создал класс “синих воротничков”. Его рабочие копили деньги, чтобы купить “свой” автомобиль – “Форд-Т”. Форд не создавал спрос на автомобили, он создал условия для спроса.
Второй пункт “реформы” Форда: он решил сделать своих работников совладельцами своих заводов, то есть все они стали получать свою долю от прибыли (для этого и выпускаются обычно акции предприятиями до сих пор).
Наконец, третьим “изобретением” Форда была идея выпускать дешевые автомобили, доступные по цене для самых “простых людей”, то есть наладить производство недорогих автомобилей: до 250 долларов, когда у других модели стоили от 1100 до 2500 долларов.
И пока соперники удивлялись этой “блажи” своего конкурента, случилось чудо: автомобили заводов Форда заполонили рынок, вытесняя марки других фирм. Предприятия Форда стали работать с большой прибылью.
Форд хлестал афоризмами (“Неудача – только возможность начать снова более разумно”, ”Больше людей сдавшихся, чем проигравших”), был жестоким хозяином, но по-настоящему любил своих рабочих и заботился о них. Он открыл школу, больницу, завел традицию коллективных пикников и обедов. Он был строгим, но справедливым отцом, вбивающим в головы, своих шалопаев старомодные истины. Если бы это было в его власти, “Форд-Т” выпускался бы всегда. Когда пришлось заменить его в 1927 году, он закрыл производство на шесть месяцев. Но было слишком поздно: лидером американского автомобилестроения стал General Motors, сообразивший переориентироваться на выпуск разных марок, предложить покупателю ассортимент автомобилей “для любой цели и кошелька”.
Крушение своих принципов Форд переживал крайне тяжело. Ненависть к финансистам выплескивалась антисемитской желчью (впрочем, Форд потом раскаялся), компания катилась вниз: уже не только GM, но Chrysler Corp. изучали спрос, продавали в кредит (а не только за наличные), успешно развивались, а Форд все упирался в свои, когда-то удивительно успешные, принципы. Если бы он был генералом, он сослал бы штабистов на передовую, поставил над ними геройского старшину. Солдаты бы у Форда были одеты, обуты, хорошо накормлены, толщину брони танков он проверял бы лично, офицерские звания были бы отменены. Перед боем он на “Форде-Т” выезжал бы перед армией и вел ее в атаку.
Что осталось: конвейер, синие воротнички, система дилеров и гарантии покупателям? Не только: любой массовый продукт от “Биг Мака” до одноразовой ручки имеет общего родителя – автомобиль “Форд-Т”. Его внук Генри Форд II уже после смерти деда взял на работу спасательную команду образованных менеджеров во главе с будущим министром обороны США Робертом Макнамарой. Принципы Генри Форда были подкорректированы. Модель “Форд-Т” названа автомобилем века. Новый “Ford Focus” был признан лучшим автомобилем 1999 года. Слоган рекламной компании “Ford Focus”:“Всегда желать большего”. Правда, сам основатель компании под этим имел в виду нечто другое. Но так ли прост был этот Генри Форд, которого называли сварливым скрягой и безумным диктатором? И не он ли заложил основы сегодняшнего процветания империи Форда?
В нашей стране в начале 20-х годов XX века также активно развернулась исследовательская работа в области научной организации труда и управления во всех отраслях народного хозяйства и государственном аппарате. Большой вклад в развитие науки об управлении внесли такие учёные как Алексей Константинович Гастев (188822-1941), Платон Михайлович Керженцев (1881-1940).
В нашей стране также проводились исследования, которые можно отнести к школе управления. Так ученый Богданов в своей работе «Всеобщая организационная наука» (1913-1917) считал, что все виды управления в природе, обществе и технике имеют общие черты. Он пытался создать «особую организационную науку», определить ее предмет, законы и основные категории. Ряд понятий, разработанных Богдановым, применяется для построения математических моделей экономических процессов и при решении планово-экономических задач.
Другой представитель отечественной школы Гастев подчеркивал, что попытки создания так называемой организационной науки, вне связи с конкретными тенденциями машинизированного массового производства неминуемо обрекается на неудачу. Основное внимание в своих работах он уделял рациональной организации и культуре труда, а также заложил основу комплексного подхода к теории управления.
Керженцов понимал научную организацию труда как изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов организационной работы. Вместе с тем он исследовал только управление людьми и коллективами независимо от сферы их деятельности.
Контрольные вопросы:
1) Назовите главную цель административной школы управления, её особенности и представителей
2) Назовите 14 принципов управления Файоля
3) Перечислите 12 принципов управления Г.Эмерсона
4) Назовите основные принципы управления по Форду
5) Перечислите и кратко охарактеризуйте российских представителей административной научной школы.
Практика
Цель задания: усвоение принципов (основных правил) менеджмента.
Содержание задания: каждый студент разрабатывает не менее десяти принципов (основных правил) менеджмента для конкретной или виртуальной организации, используя принципы X. Эмерсона, А. Файоля, Г. Форда, материал лекции по данному вопросу.
Затем осуществляется обсуждение каждого предложения и выработка принципов менеджмента, наиболее актуальных в современных условиях.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Эксперименты, проводимые Ф.У. Тейлором и Ф.и Л. Гилбертами
Поведенческие науки
Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого-бихевиористского — направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Мы коснемся их работ в связи с соответствующими темами в последующих главах.
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
Практика
Практика
Цель задания: систематизировать теоретические знания в области различных направлений менеджмента.
Содержание задания: заполните следующую таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте в хронологической последовательности:
№ | Школа или направление в менеджменте | Годы возникновения | Основные представители | Основные достижения | Основные недостатки | Степень использования научных достижений прошлых лет в современных условиях |
Классическая школа | Ф. Тейлор, X. Эмерсон, Г. Форд и др. | 1. Внедрение НОТ 2. Разработка принципов управления 3. Создание цехового управления 4. Возникновение института мастеров | Слабо учитывался человеческий фактор | Используется НОТ, принципы управления | ||
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Американские системы менеджмента
2. Японские системы менеджмента (кружки качества, «белые»и «синие» воротнички, система Канбан и др.)
Выводы по теме №2
Школа научного управления:
1. использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;
2. отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения;
3. обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;
4. систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда;
5. отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Классическая школа управления:
1. развитие принципов управления;
2. описание функция управления;
3. систематизированный подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений:
1. применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности;
2. применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Математическая школа управления:
1. углубление понимания сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей;
2. развитие количественных методов, помощь руководителям, принимающим решение в сложных ситуациях.
Тема 3. Функции управления
Лекция № 5. Цели организации и стратегическое планирование
Основными функциями управления являются:
· Планирование;
· Организация;
· Мотивация;
· Контроль.
Они являются взаимосвязанными.
Важным этапом при планировании является выбор целей. Цели организации – это результаты, которых стремиться достичь организация, и на достижение которых направлена её деятельность.
Выделяют главную целевую функцию или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.
Миссия – это главная основная цель организации, ради которой она и создана.
При определении миссии организации необходимо учитывать:
а) формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;
б) положение фирмы по отношению к внешней среде;
в) культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации, какой тип работников привлекает данный климат, каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми работниками;
г) кто является клиентами (потребителями), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.
Миссия организации является основой при формулировке её целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.
Цели различают:
1) по масштабу деятельности:
o глобальные или общие
o локальные или частные
2) по актуальности:
o актуальные или первоочередные
o неактуальные
3) по рангу:
o главные
o второстепенные
4) по временному фактору:
o стратегические
o тактические
5) по функциям управления: цели
o организации
o планирования
o контроля
o координирования
o мотивации
6) по подсистемам организации:
o экономические
o технические
o технологические
o социальные
o производственные
o коммерческие и т.д.
7) по субъектам:
o личные
o групповые
8) по осознанности:
o действительные
o мнимые
9) по достижимости:
o реальные
o фактические
10) по иерархии:
o высшие
o промежуточные
o низшие
11) по объекту взаимодействия:
o внешние
o внутренние.
Процесс стратегического планирования является инструментом, который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации.
Стратегическое планирование – это набор решений и действий, осуществляемых руководством фирмы для достижения целей организации.
Стратегическое планирование включает в себя 4 основных вида управленческой деятельности:
1) распределение ресурсов: распределение имеющихся фондов, высококвалифицированных кадров, технологического и научного опыта, имеющегося в организации;
2) адаптация к внешней среде: действия, которые улучшают отношения фирмы с внешней окружающей средой, то есть взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями;
3) внутренняя координация работы всех отделов и подразделений: этот этап включает в себя выявление сильных и слабых сторон фирмы для достижения наибольшей эффективности при выполнении различных операций внутри фирмы;
4) осознание организационных стратегий: здесь учитывается опыт прошлых стратегических решений, который дает возможность прогнозирования будущего организации.
После выработки стратегии организации наступает этап ее реализации.
Основными этапами реализации стратегии являются:
1. тактика
2. политика
3. процедуры
4. правила
Тактика представляет собой краткосрочный план действий, согласованный со стратегическим планом. В отличие от стратегии, которая чаще разрабатывается высшим руководством, тактику вырабатывают руководители среднего звена. Тактика носит краткосрочный характер, и результаты тактики проявляются значительно быстрее, чем результаты стратегии.
Выработка политикиявляется средним этапом реализации стратегического плана. Она содержит общие установки по отношению к действиям и принятию решений для облегчения достижения целей организации. Политика носит долгосрочный характер. Политика формируется во избежание отступления, при принятии повседневных управленческих решений, от основных целей организации. Она показывает приемлемые пути достижения этих целей. После разработки политики организации руководство разрабатывает процедуры, учитывая предыдущий опыт принятия решений.
Процедура используется при частом повторении ситуации. Она включает в себя описание конкретных действий, которые нужно предпринять в данной ситуации.
Там где целесообразно полное отсутствие свободы выбора руководство разрабатывает правила. Они применяются для обеспечения точного выполнения всеми сотрудниками своих обязанностей в конкретных ситуациях. Правила в отличие от процедуры, которые описывают последовательность повторяющихся ситуаций, применяются для конкретной единичной ситуации.
Важным этапом при планировании является разработка бюджета. Он представляет собой способ наиболее эффективного распределения ресурсов, выраженного в числовой форме и направленный на достижение определённых целей.
Эффективным методом управления является метод управления по целям. Он состоит из четырех этапов:
o Формулировка чётких и кратких целей;
o Разработка наилучших планов достижения этих целей;
o Контроль, анализ и оценка результатов работы;
o Корректировка результатов в соответствии с запланированными.
Выработка целей осуществляется в нисходящем порядке по иерархии: от высшего руководства к последующим уровням управления.
Планирование определяет, что необходимо сделать для достижения данной цели. Можно выделить несколько стадий планирования:
o Определение задач, которые надо решить для достижения целей;
o Установление последовательности выполнения операции. Создание календарного плана;
o Уточнение полномочий персонала для выполнения каждого вида деятельности;
o Оценка временных затрат;
o Определение затрат на ресурсы, необходимые для осуществления операции по средствам разработки бюджета;
o Корректировка планов действий.
Практика
Цель задания: контроль знаний по истории менеджмента.
Содержание задания: найдите в сетке 18 фамилий известных ученых, которые внесли значительный вклад в развитие науки об управлении организационными системами. Слова-ответы располагаются только по вертикали и горизонтали, но не по диагонали. При этом слова могут ломаться как в вертикальном, так и горизонтальном направлении.
П | А | Р | Е | Т | О | М | А | К | Г | Р |
М | Э | М | Е | А | Л | Ь | Б | Е | Р | Е |
А | X | Е | Р | Г | И | Л | Б | Р | Т | Г |
К | Д | С | Н | Б | А | Е | Т | |||
И | У | Р | И | В | Е | Б | Р | Н | А | Р |
А | Л | Л | Л | С | Р | Е | Ф | Р | Г | |
В | Е | И | О | У | Н | Е | Л | Л | Д | Е |
У | Б | Р | Е | М | Т | Т | Й | Л | Р | |
Р | Й | А | С | К | О | Н | Е | С | Р | Ц |
В | Д | Е | Й | С | Л | Ь | Т | Н | Г | Б |
И | К | Ф | А | Й | К | Е | Й | Р | Е |
1, 2, 3 — авторы учебника «Основы менеджмента»; 4 — основатель школы «социальных систем»; 5 — ученый, впервые предложивший термин «научное управление»; 6 — создатель организационной теории; 7 — автор двухфакторной модели мотивации; 8 — последователь Тейлора в части рационализации труда рабочих; 9 — автор «Общей теории занятости, процента и денег»; 10 — представитель школы «человеческих отношений»; 11 — выдающийся мыслитель эпохи Возрождения; 12 — ученый, сформулировавший «принцип оптимума»; 13 — один из последователей Файоля; 14 — основоположник научного управления производством; 15 — один из последователей классической школы менеджмента; 16 — родоначальник классической (административной) школы менеджмента; 17 — американский социолог, изучавший проблемы поведения человека; 18 — автор двенадцати принципов производительности.
Контрольные вопросы:
1) Что такое цель и миссия организации?
2) Дать определение понятию «стратегическое планирование»
3) Что включает в себя стратегическое планирование?
4) Какие виды целей вам известны?
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Метод анализа АВС
2. Планирование рабочего времени менеджера
3. Принцип Парето
Практика
· Цель задания: усвоение ключевых слов по данной теме. Содержание задания: составьте тематический кроссворд, аналогичный данному.
· Кроссворд «Основные категории менеджмента»
По горизонтали:
· 1. Экономическое соперничество обособленных производителей.
· 3. Государство как элемент управления.
· 7. Торговля в широком смысле слова.
· 8. Структура управления, определяющая формы разделения труда в управлении.
· 9.Один из элементов структуры управления.
· 10. Способ осуществления управленческой деятельности.
· По вертикали:
· 2. Управляемая система.
· 4. Разъездной представитель крупных торговых предприятий.
· 5. Руководящее правило, которое вытекает из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития.
· 6. Совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется планирование.
Отдел бронирования
Бронирование - предварительный заказ мест и номеров в гостинице. С этого процесса начинается обслуживание гостей. Бронированием номеров занимаются менеджеры отдела бронирования или службы приема и размещения. Именно в эти подразделения поступают заявки на бронирование от клиентов. Кроме формального сбора заявок отдел бронирования должен изучать спрос на гостиничныe места. Изучая многолетний опыт работы гостиницы, учитывая план мероприятий, которые будут проходить в данном регионе (спортивные соревнования, карнавалы, съезды, фестивали и т. п.), прогнозируя спрос на места и анализируя загрузку номеров в прошедший и настоящий периоды, отдел бронирования совместно со службой маркетинга планирует деятельность гостиницы.
Во время проведения массовых мероприятий спрос на гостиничныe места в несколько раз увеличивается. Для гостиниц выгодно бронировать места для мероприятий с большим числом участников, так как в этом случае предварительный заказ осуществляется задолго до события и риск его аннуляции (Т. е. отказа от заранее заказанного места) небольшой.
Загрузка гостиницы зависит от сезона, деловой активности в данном районе, экономической и политической ситуации. Во времена политической не стабильности интерес туристов к данной местности снижается из-за невозможности обеспечить безопасность пребывания. В пик сезона гостиница может идти на двойное бронирование.
Двойное бронирование- это подтверждение о будущем предоставлении мест в гостинице одновременно двум клиентам на одну и ту же дату. Выбирая такой путь, гостиница идет на риск. Как быть, если приедут оба клиента? Конечно, кто-то из них аннулирует заявку за некоторое время до заезда или просто не приедет в назначенный день. Тогда риск оказывается оправданным. Но если оба клиента приехали в гостиницу, то место получает тот, кто приехал раньше. Для удовлетворения другого клиента у гостиницы есть несколько путей, о которых помнят менеджеры отдела, делая двойное бронирование. На случай приезда одновременно двух клиентов, или когда турист приезжает без предварительного бронирования, а в гостинице нет мест, существует связь с фирмами, которые сдают в аренду жил