Направление 080500.62 «Менеджмент»

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Кафедра менеджмента и маркетинга

“Утверждаю”

Проректор по учебной работе

____________А.А.Вологдин

“ _____“ __________ 2010 г.

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

для студентов 1 курса очной формы обучения

факультета внешнеторгового менеджмента

Направление 080500.62 «Менеджмент»

Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

протокол №1 от «30» августа 2010г.

МОСКВА, 2010

Разработчик программы:к.э.н., профессор кафедры менеджмента и

маркетинга Знаменский О.В.

Рецензент:к.т.н., профессор кафедры технологии внешнеторговых

сделок Малышев А.А.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Организационно-методический раздел 4

2. Распределение учебных часов по дисциплине 5

3. Оценка успеваемости студентов 6

4. Содержание дисциплины 6

5. Темы семинарских занятий 8

6. Перечень вопросов к зачету 10

7. Литература по дисциплине 11

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Целями дисциплины «Введение в специальность» являются, во-первых, формирование у студентов первого курса факультета внешнеторгового менеджмента систематизированных теоретических знаний и понятий в сфере внешнеторговой деятельности; во-вторых, развитие у студентов навыков и умений по организации самостоятельной учебной работы, рациональной организации аудиторной и внеаудиторной работы; в-третьих, определение профессиональных склонностей и направлений индивидуальной специализации.

К основнымзадачам дисциплины относятся следующие:

- понимание природы и содержания профессии «менеджер в сфере ВТД»;

- готовность менеджера к основным видам профессиональной деятельности, которые выделяются Госстандартом в соответствии с его назначением и местом в системе организации внешнеторговой деятельности: управленческий, организационный, экономический, правовой, финансовой, маркетинговой, информационной, инновационной, консультационной и т.д.;

- изучение студентами понятийного аппарата менеджмента в сфере внешнеторговой деятельности;

- понимание содержания основных видов менеджмента и знание характеристик видов менеджеров в сфере ВТД;

- знание содержания и особенностей труда менеджера в сфере ВТД.

Место дисциплины в системе профессионального образования

Дисциплина «Введение в специальность» призвана сформулировать и дать студентам 1-го курса ФВМ начальные знания в области профессиональной деятельности менеджера во внешнеторговых организациях, которые должны получить свое развитие в процессе дальнейшего изучения студентами таких дисциплин, как «Основы менеджмента», «Теории организации», «Управление человеческими ресурсами», «Профессиональная деятельность менеджера», «Психология управления», «Организационное поведение» и др.

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов

Изучив дисциплину «Введение в специальность», студент должен знать:

- историю возникновения и этапы развития менеджмента;

- содержание профессии «менеджер» в сфере внешнеторговой деятельности;

- понятийный аппарат в области внешнеторговой деятельности;

- содержание и особенности труда менеджера в сфере ВТД;

- характеристику основных видов менеджмента;

- организацию внешнеторговой деятельности на различных этапах реформы экономики России.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

№ темы Наименование темы Количество часов
Всего Из них по видам учебной работы
Лекц. Практ. Занят. Сам. Работа
1. История возникновения и этапы развития менеджмента -
2. Понятие профессии «менеджер» Термины и определения в сфере внешнеторго- вой деятельности
3. Содержание и особенности труда менеджера в сфере внешнеторговой деятельности
4. Понятие и содержание различных видов менеджмента
5. Характеристика основных видов менеджеров в сфере внешнеторговой деятельности
6. Организация внешнеторговой деятельности на различных этапах развития экономики России -
Итого:

Итоговый контроль: зачет

ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

Максимальный совокупный результат определяется суммированием баллов, полученных за текущий контроль успеваемости (до 50 баллов и итоговой контроль (зачет – 50 баллов) – в целом 100 баллов.

Текущий контроль успеваемости:

- 10 баллов в месяц и до 10 за контрольную работу. В целом 50 баллов.

Ежемесячная оценка складывается из 2 баллов оценки посещаемости и 8 баллов оценки за выступления и текущий контроль.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 3. Содержание и особенности труда менеджера в сфере внешнеторговой деятельности

Содержание труда менеджера в сфере ВТД: специальные знания; деловые навыки; работа с внешнеторговой информацией; отношения со специализированными организациями и контрагентами.

Особенности труда менеджера в сфере ВТД: труд в сфере обращения; один из видов умственного труда; предметом и результатом труда является информация; труд сложный, многогранный, творческий, инициативный, требующий специальной подготовки и активного применения иностранных языков; повышенные требования к написанию и оформлению внешнеторговых документов, а также требующий определенных личностных характеристик и др.

Тема 4. Понятие и содержание различных видов менеджмента

Понятие и краткое содержание следующих видов менеджмента: производственного, международного, финансового, инвестиционного, инновационного, стратегического, социального, информационного, корпоративного, индустрии гостеприимства, административного, менеджмента персонала и др.

Характеристика основных видов менеджеров в сфере ВТД: менеджер по продажам, менеджер по закупкам, бренд-менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по логистике, менеджер-администратор, финансовый менеджер, менеджер по кадрам и т.д.

Внешнеторговой деятельности

Характеристика: менеджера по продажам (экспорту), менеджера по закупкам (импорту), менеджера по маркетингу, бренд-менеджера, менеджера по рекламе, риск-менеджера, менеджера по работе с ключевыми клиентами, менеджера по работе с корпоративными клиентами, менеджера по корпоративным продажам, менеджера по лицензиям, менеджера по перевозкам, менеджера по логистике, менеджера по персоналу, финансового менеджера, менеджера в индустрии гостеприимства и др.

Тема 3. Содержание и особенности труда менеджера в сфере внешнеторговой деятельности

1. Содержание труда менеджера в сфере ВТД.

2. Специальные знания.

3. Деловые навыки.

4. Работа с внешнеторговой информацией.

5. Отношения со специализированными организациями и контрагентами.

6. Особенности труда менеджера в сфере ВТД.

Тема 4. Понятие и содержание различных видов менеджмента

1. Производственный менеджмент.

2. Международный менеджмент.

3. Финансовый менеджмент.

4. Инвестиционный менеджмент.

5. Стратегический менеджмент.

6. Информационный менеджмент.

7. Корпоративный менеджмент.

8. Инновационный менеджмент.

9. Менеджмент персонала

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Характеристика понятий «профессия», «управление», «менеджмент», «менеджер».

2. Содержание понятия «внешнеэкономические связи».

3. Содержание понятия «внешнеэкономическая деятельность».

4. Содержание понятия «внешняя торговля».

5. Содержание труда менеджера в сфере ВТД.

6. Особенности труда менеджера в сфере ВТД.

7. Причины возникновения управления коллективной деятельностью.

8. Характеристика управления в различных общественно-экономических системах

9. Возникновение менеджмента.

10. Основные этапы развития менеджмента.

11. Сущность производственного менеджмента.

12. Сущность международного менеджмента.

13. Сущность финансового менеджмента.

14. Сущность инвестиционного менеджмента.

15. Сущность стратегического менеджмента.

16. Сущность информационного менеджмента.

17. Сущность корпоративного менеджмента.

18. Сущность инновационного менеджмента.

19. Сущность менеджмента персонала.

20. Характеристика различных видов менеджеров.

21. Организация внешнеторговой деятельности в России до 1917 года.

22. Сущность государственной монополии на внешнюю торговлю.

23. Реформа организации внешнеторговой деятельности в конце 80-х гг.

24. Сущность децентрализации внешнеторговой деятельности.

25. Сущность либерализации внешнеторговой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература:

1. Бондаренко В.В. Менеджмент организации. Введение в специальность: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2010. - 232 с.

2. Основы менеджмента: Учебн. пособие / Под ред. В.И.Королева. – М.: Магистр, 2008. – 620 с.

3. Знаменский О.В., Малышев А.А. Техника самостоятельной работы студента. Учебн. пособ. – М.: ВАВТ, 2010.

Дополнительная литература:

1. Всеобщая история менеджмента: Учеб. Пособ. / Под общ. Ред. И.И.Мазура. М.: «ЕЛИМА», 2010. -784 с.

2. История менеджмента: Учеб. Пособие / Под ред. Д.В.Валового. – М.:ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

3. Медведев В.П. Основы менеджмента. Кн. 1 и 2. – М.: ДеКА, 2002.

4. М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. Пер. с англ._ М.: «Дело», 2006. – 702 с.

5. Лафта Дж.К. Менеджмент. Учебник. Пер. с англ. – М.: «ПБОЮЛ», 2002. – 264 с.

Тираж 5 экз. Заказ № _________

Отпечатано в ГОУ ВПО Всероссийская академия внешней торговли

Минэкономразвития России. 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а.

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Кафедра менеджмента и маркетинга

“Утверждаю”

Проректор по учебной работе

____________А.А.Вологдин

“ _____“ __________ 2010 г.

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

для студентов 1 курса очной формы обучения

факультета внешнеторгового менеджмента

направление 080500.62 «Менеджмент»

Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

протокол №1 от «30» августа 2010г.

МОСКВА, 2010

Разработчик программы:к.э.н., профессор кафедры менеджмента и

маркетинга Знаменский О.В.

Рецензент:к.т.н., профессор кафедры технологии внешнеторговых

сделок Малышев А.А.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Организационно-методический раздел 4

2. Распределение учебных часов по дисциплине 5

3. Оценка успеваемости студентов 6

4. Содержание дисциплины 6

5. Темы семинарских занятий 8

6. Перечень вопросов к зачету 10

7. Литература по дисциплине 11


Наши рекомендации