КВАЛИМЕТРИЯ – ОСНОВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. ПОНЯТИЕ КВАЛИМЕТРИИ.

В современной практической деятельности менеджеров пред­приятий, связанных с различными направлениями бизнеса, воз­никает широкий круг задач, эффективное решение которых воз­можно на основе оценки качества тех или иных объектов. Чтобы представить их актуальность, достаточно назвать следующие:

· оценка вариантов услуг или товаров, которые наиболее целесообразно предлагать определенным рынкам сбыта;

· разработка политики продукта;

· выбор наиболее выгодных рынков для приобретения необходимых для функционирования фирмы объектов;

· отбор рынков для реализации (продаж) услуг или товаров;

· прогнозирование доли рынка, оборота, прибыли фирмы на основе сравнения конкурентоспособности продуктов-конкурентов;

· оценка и отбор кандидатур при приеме на работу, продвижениях по службе;

· разработка требований к качеству процессов и их оценка;

· отбор и оптимизация каналов рекламирования;

· оценка уровня продуктов и систем обеспечения качества при их сертификации и многие другие.

Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теорий.

1. Общая квалиметрия — в ней разрабатываются общетеоретические проблемы:

· система понятий (терминология);

· теория оценивания (законы и методы);

· аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила); теория квалиметрического шкалирования (методы ранжирования, оценки значимости параметров).

2. Специальные квалиметрии — в них рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок:

· экспертная квалиметрия;

· квалиметрическая таксономия (таксономия — теория класси­фикации и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих обычно иерархическое строение от греческих слов: «taxis»: расположение, строй, порядок, «nomos» —■ закон);

· вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики);

· индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества).

3.Предметные квалиметрии — по предмету (объекту) оценивания:

· квалиметрия продукции (в том числе услуг) и техники;

· квалиметрия труда и деятельности;

· квалиметрия решений и проектов;

· квалиметрия процессов;

· •субъектная квалиметрия (персонала);

· •в квалиметрия спроса;

· •квалиметрия информации.

Квалиметрия включает в себя теорию оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъект). Предмет квалиметрии — как коли­чественные, так и неколичественные методы оценивания каче­ства (вкусно — невкусно, более или менее приятный запах и т.д.). Оценка уровня качества объектов представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТЫ КВАЛИМЕТРИИ.

Квалиметрия (от латинского qualis - какой по качеству и греческого metreo - измеряю) — научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Основные задачи квалиметрии:

· обоснование номенклатуры показателей качества

· разработка методов определения показателей качества объектов и их оптимизации

· оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий

· разработка принципов построения обобщенных показателей качества

· обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.

Объектами квалиметрии могут быть любые объекты, связанные с производством продукции и услуг, к которым применимо понятие «качество». Причем не со всякой продукцией, а только с промышленной, однако многие положения и методы, используемые по отношению к объектам промышленной продукции, могут быть применимы и к объектам сельскохозяйственной продукции, и к так называемой «природной» продукции, то есть продукции, производимой природой — грибы, ягоды, дикорастущие плоды, лекарственные травы, рыбы, птицы и т.п.

В настоящее время существует большой комплекс межотраслевых нормативных и методических документов, устанавливающих единую терминологию, содержащих рекомендации по решению различных задач квалиметрии.

Наши рекомендации