По написанию контрольных работ для заочников

Тема контрольной работы выбивается студентом самостоятельно из имеющегося перечня тем. Желательно, чтобы студент выбрал такую тему контрольной работы, которая могла бы быть написана с использованием практического материала и близка к имеющемуся опыту практической деятельности.

В контрольной работе необходимо осветить основные вопросы, раскрывающие содержание выбранной темы.

При изложении содержания материала необходимо показать теоретические знания, полученные при изучении данной темы.

Конкретный фактический и цифровой материал может быть представлен в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм, картограмм и рисунков.

В процессе написания работы, при освещении передового отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством, рекомендуется использовать сведения из периодической печати.

В контрольной работе необходим элементарный библиографический аппарат (краткий список использованной литературы в конце текста).

Объем контрольной работы 15 – 25 страниц машинописного текста (формат А-4). Допускаются рукописные тексты или тексты, набранные на компьютере - такого же объема.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ

1. Конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.

2. Приоритетная роль качества в неценовых методах конкуренции.

3. Роль и значение качества в современной экономике.

4. Основы формирования цены потребления.

5. Квалиметрия в измерении и оценке качества.

6. Статистические методы управления качеством.

7. Роль и значение стандартизации в управлении качеством.

8. Роль и значение метрологии в управлении качеством.

9. Роль и значение сферы услуг в постиндустриальном обществе.

10. Особенности управления качеством услуг.

11. Применение методов самооценки по критериям национальных премий по качеству на предприятиях.

12. Процессный подход в управлении качеством.

13. Система обязательной сертификации ГОСТ Р.

14. Система добровольной сертификации в РФ.

15. Развитие мирового хозяйства и значение проблем качества

16. Подходы к определению качества.

17. Влияние качества на прибыль.

18. Исторические аспекты управления качеством.

19. Подходы к решению проблем качества.

20. Особенности управления качеством в различных странах.

21. Отечественный опыт управления качеством.

22. Развитие отечественных систем управления качеством.

23. Роль и значение Международных стандартов ИСО серии 9000 в управлении качеством.

24. Международные стандарты ИСО серии 14000 и управление качеством окружающей среды предприятия.

25. Влияние качества на экономическую эффективность.

26. Определение основных затрат на качество.

27. Роль обеспечения и регистрации качества в производстве при определении показателей затрат на качество.

28. Организация технического контроля и испытаний.

29. Содержание и структура системы менеджмента качества на базе Международных стандартов ИСО серии 9000.

30. Системы сертификации систем менеджмента качества в России и за рубежом.

31. Концепция TQM как философия качества.

32. Бенчмаркинг как метод TQM.

33. Подготовка и порядок проведения проверки/сертификации системы менеджмента качества.

34. Организация службы управления качеством на предприятии.

35. Аудит системы менеджмента качества на предприятии.

36. Организационно-правовые вопросы защиты прав потребителей.

37. Влияние качества на удовлетворенность потребителя.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Конкурентоспособность продукции, предприятия (организации, фирмы) в условиях рыночной экономики.

2. Приоритетная роль качества в неценовых методах конкуренции.

3. Роль и значение качества в современной экономике.

4. Истоки менеджмента качества. Вклад Ф. Тейлора, Э. Деминга, Джурана, В. Шухарта в решение проблем качества.

5. Основные подходы к определению качества.

6. Развитие мирового хозяйства и значение проблем качества

7. Влияние качества на прибыль предприятия.

8. Методы контроля качества продукции, услуг.

9. Развитие отечественных систем управления качеством.

10. Управление качеством за рубежом.

11. Отечественный опыт управления качеством.

12. Роль и значение Международных стандартов ИСО серии 9000 в управлении качеством.

13. Международные стандарты ИСО серии 14000 и управление качеством окружающей среды предприятия.

14. Влияние качества на экономическую эффективность производства и потребления продукции, услуг.

15. Определение основных затрат на качество.

16. Классификация основных затрат на качество.

17. Роль обеспечения и регистрации качества в производстве при определении показателей затрат на качество.

18. Методы управления качеством

19. Определение и понятия квалиметрии.

20. Квалиметрия в измерении и оценке качества продукции.

21. Понятия и определения стандартизации

22. Сущность стандартизации, цели, задачи и направления ее развития.

23. Государственная система стандартизации и ее роль в обеспечении и повышении качества продукции.

24. Органы и службы по стандартизации. Цели и задачи ими решаемые.

25. Международные организации по стандартизации их функции, цели и задачи.

26. Роль метрологии в обеспечении качества. Закон РФ « Об обеспечении единства измерений».

27. Организация технического контроля и испытаний.

28. Статистические методы управления качеством.

29. Управление качеством на основе Международных стандартов ИСО серии 9000.

30. Содержание и структура системы менеджмента качества на базе Международных стандартов ИСО серии 9000.

31. Сущность и содержание сертификации продукции ее цели и задачи.

32. Система обязательной сертификации ГОСТ Р.

33. Система добровольной сертификации в РФ.

34. Сущность и содержание сертификации систем менеджмента качества.

35. Обязательная и добровольная сертификация, их особенности.

36. Системы сертификации систем менеджмента качества в России и за рубежом.

37. Подготовка и порядок проведения проверки/сертификации системы менеджмента качества.

38. Основные положения Закона РФ «О техническом регулировании».

39. Организация службы управления качеством на предприятии.

40. Сущность, основные понятия всеобщего (внутрифирменного) управления качеством (TQM).

41. Цели и задачи всеобщего (внутрифирменного) управления качеством (TQM).

42. Компоненты всеобщего (внутрифирменного) управления качеством (TQM).

43. Процессный подход к управлению качеством.

44. Системный подход к управлению качеством.

45. Аудит системы менеджмента качества на предприятии.

46. Применение методов самооценки по критериям национальных премий по качеству на предприятиях.

47. Организационно-правовые вопросы защиты прав потребителей.

48. Ответственность производителей товаров (услуг) за нарушение прав потребителя.

49. Общественные организации потребителей их роль в защите прав потребителя.

50. Влияние качества на степень удовлетворения потребностей потребителя.

ГЛОссарий

Аккредитация –официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области соответствия (ФЗ «О техническом регулировании»).

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов соответствия (ФЗ «О техническом регулировании»).

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой продукции требованиям технических регламентов (ФЗ «О техническом регулировании»).

Единство измерений –состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью (ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (ФЗ «О техническом регулировании»).

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (ФЗ «О техническом регулировании»).

Качество- совокупность характеристик объекта, определяющих его способность удовлетворять установленные или предполагаемые запросы потребителя (МС ИСО серии 9000 в редакции 1994 года).

Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования (МС ИСО серии 9000 в редакции 2000 года).

Контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки (ФЗ «О техническом регулировании»).

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией (ФЗ «О техническом регулировании»).

Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству (МС ИСО серии 9000 в редакции 2000 года). Руководство и управление применительно к качеству обычно включает разработку политики в области качества и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.

Метрологическая служба –совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений (ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (ФЗ «О техническом регулировании»).

Обеспечение качества - совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству (МС ИСО серии 9000 в редакции 1994 года).

Обеспечение качества –часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены (МС ИСО серии 9000 в редакции 2000 года).

Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации (ФЗ «О техническом регулировании»).

Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту (ФЗ «О техническом регулировании»).

Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества (МС ИСО серии 9000 в редакции 2000 года).

Поверка средств измерений –совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям (ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

Подтверждение соответствия– документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ФЗ «О техническом регулировании»).

Политика в области качества –общие намеренияи направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством (МС ИСО серии 9000 в редакции 1994 года).

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ФЗ «О техническом регулировании»).

Сертификат соответствия– документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора (ФЗ «О техническом регулировании»).

Стандарт– документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (ФЗ «О техническом регулировании»).

Стандартизация –деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг (ФЗ «О техническом регулировании»).

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ФЗ «О техническом регулировании»)

Технический регламент -документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ФЗ «О техническом регулировании»).

Система качества– совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством (МС ИСО серии 9000 в редакции 1994 года).

Система менеджмента качества –система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству (МС ИСО серии 9000 в редакции 2000 года).

Улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления и совершенствования элементов производства и системы качества (МС ИСО серии 9000 в редакции 1994 года).

Улучшение качества - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству (МС ИСО серии 9000 в редакции 2000 года).

Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству услуг (МС ИСО серии 9000 в редакции 1994 года).

Управление качеством– часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству (МС ИСО серии 9000 в редакции 2000 года).

Форма подтверждения соответствия– определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ФЗ «О техническом регулировании»).

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-законодательная литература

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г. №.2300-1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.96 №2-ФЗ, от 17.12.99 №212-ФЗ).

2. Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. N 184 ФЗ.

3. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г. №4871-1.

4. ГОСТ Р ИСО 9001:2001 (МС ИСО 9001:2000). Система менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во стандартов, 2001.

5. ГОСТ Р ИСО 9004:2001 (МС ИСО 9004:2000). Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2001.

6. ГОСТ Р ИСО 9000:2001 (МС ИСО 9000:2000). Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001.

7. ГОСТ Р ИСО 14001:98 (МС ИСО 14001:96). Системы менеджмента охраны окружающей среды. Технические условия с методическими указаниями по применению.

8. МС ИСО 14004:96. Системы менеджмента охраны окружающей среды. Руководство по созданию и методам обеспечения функционирования.

9. МС ИСО 19011:2002. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.

10. МС ИСО 14050:2002. Экологический менеджмент словарь.

11. МС ИСО 10017:95. Методические указания по статистическим методам.

Основная литература

1.Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник: - М.:

ИНФРА-М, 2000. – 122с.

2. Горбашко Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учеб

ное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

3. Мазур И.И. Управление качеством: Учебное пособие / И.И.Мазур,

В.Д.Шапиро. Под ред.И.И.Мазура. – М.:Высшая школа, 2003.

4. Мишин В.М. Управление качеством: Уч.пособие. - М.: Юнити-Дана, 2000.

5. Окрепилов В.В. Управление качеством продукции: Учебник. - СПб.: Нау

ка, 2000.

6. Розова Н.К. Управление качеством. - СПб.: Питер, 2002.

7. Управление качеством и реинжиниринг организаций / З.С.Абутидзе,

Л.Н.Александровская, В.Н.Бас и др. Учеб.пособие. – М.: Логос, 2003.

Дополнительная литература

  1. Аристов О.В. Управление качеством. – М.: ЗАО «Финстат-информ», 1999. – 127 с.
  2. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством: Учебник в 3-х частях. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  3. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В.; Под ред. О.П.Глудкина - М.: Радио и связь, 1999.
  4. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 256 с.
  5. Джордж С., Ваймрских А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM). – СПб.: «Виктория плюс», 2002. – 256 с.
  6. Защита прав потребителя / Под ред. Стяжкиной Т.А. – М.: Экзамен, 2003. - 736 с.
  7. Исикава К. Японские методы управления качеством / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1988. – 215 с.
  8. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. – М.: Изд-во стандартов, 1992.
  9. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ. – 479 с.
  10. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. –М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.
  11. Миттаг Х., Ринге Ч. Статистические методы обеспечения качества. Перевод с немецкого. М., 1995.
  12. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. – Питер, 2002.
  13. Некоторые вопросы применения квалиметрии в рыночной экономике. Проблемы создания регулируемого рынка. М.: Изд. ЦЭМИ РАН, 1991.
  14. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2002.
  15. Реализация процессного подхода при внедрении системы менеджмента качества в организации: практическое пособие для разработчиков систем менеджмента качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9000:2000. - СПб. - 2002.
  16. Свиткин М.З., Рахлин К.М., Мацута В.Д. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. - СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. - 403с.
  17. Свиткин М.З., Рахлин К.М., Мацута В.Д. TQM. "Инициативные творческие группы. Практическое пособие." - СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 2000. - 125с.
  18. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М., Дымкина О.Д. Настольная книга внутреннего аудитора. - СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 2001. - 99с.
  19. Словарь-справочник по системам менеджмента качества / ООО "Конфлакс", - СПб., 2003г. - 96 с.
  20. Стандартизация и сертификация в сфере услуг: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/А.В.Раков, В.И.Королькова, Г.Н.Воробьева и др.; Под ред. А.В.Ракова. - М.: Мастерство, 2002.
  21. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/В.А.Швандар, В.П.Панов, К.М.Купряков и др.; Под ред. проф. В.А.Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

22. Сто составляющих успеха в области качества. ТQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 2. Под. ред. В.Л. Рождественского и В.А. Качалова. М., 1997.

  1. Управление качеством: Учебник для вузов / C.Д.Ильенкова, Н.Д.Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 199 с.
  2. Управление качеством услуг: Учебное пособие / Е.А.Горбашко, С.К.Розанова, Т.Г.Стефанова и др.; под ред. Е.А.Горбашко. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  3. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Пер. с англ. – М.: Экономика. – 471 с.
  4. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2002. – 384 с.
  5. Хоксеверк К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. 2-е изд./Пер с англ. под ред. В.В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2002.
  6. Шадрин А.Д. Менеджмент качества. От основ к практикею – М.: ООО «НТК «Трек», 2004. – 360 с.

29. Журналы «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», «Надежность и качество».

Наши рекомендации