Тема 6. Формализованный и неформальный элементы в системе управления социальной работой

1. Принцип структурно-функциональной лабильности как отражение единоначалия и демократических основ в управлении производством.

2. Ротация институциональных и неформальных начал в руководстве коллективом. Социальное партнёрство и коллективное управление.

3. Коллективное и единоличное принятие решений. Взаимодействие руководства, общественности и неформальных групп в коллективе.

4. Анализ особенностей различных уровней управления в социальной сфере. Регулирование процессов управления. Многообразие методов управления.

5. Роль мотивации в деятельности работников социальных служб. Аттестация и карьерный рост в сфере социальной работы.

6. Развитие различных видов мотивации. Оплата труда, материальное и моральное стимулирование в сфере социальной защиты населения.

Тема 7. Специализация функций и нейтрализация дисфункций управления

1. Принцип прогрессирующей дифференциации, специализации и кооперации трудовых функций.

2. Сверхсуммативный (организационный) эффект специализированной кооперации в учреждениях социальной защиты населения.

3. Принцип нейтрализации дисфункций как отражение способности управляемой системы к целеориентированному саморегулированию.

4. Учёт динамики влияния внешней и внутренней среды в процессе управления учреждениями социальной защиты населения.

5. Дисфункции управляющего звена как формы неадекватной реакции на дестабилизацию социальной системы.

6. Основные разновидности дисфункций в деятельности управляемых звеньев и способы их нейтрализации.

Тема 8. Ситуационно-административные основы функционирования социальных служб

1. Унификация, автоматизация и централизация производственных функций и функций оперативного администрирования.

2. Обеспечение стандартов социального обслуживания и их правовые гарантии. Права и обязанности работников социальных служб.

3. Разграничение полномочий принятия общих и детализированных решений разными уровнями администрации.

4. Обеспечение единых образцов плановой, инструктивно-технической и отчётной документации.

5. Организация текущей работы: регулирование и контроль деятельности всех звеньев учреждений социальной защиты населения.

6. Организация баз данных, статистических и аналитических мониторингов. Поддержка обратной связи с населением.

Тема 9. Административная работа с персоналом социальных служб

1. Принцип сочетания деловой конкуренции и сотрудничества. Следствия его реализации на различных уровнях администрирования.

2. Зависимость эффективности трудовой деятельности от социально-психологического климата в коллективе социальной службы.

3. Причины возникновения конфликтов и пути их разрешения. Коррекция межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе.

4. Социальное регулирование и административный контроль. Супервизорство и обеспечение внутренней безопасности.

5. Участие в работе системы подготовки и переподготовки кадров для учреждений социальной защиты населения.

6. Повышение профессиональной компетентности социальных работников, организационно-методическая работа с персоналом.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (76 часов)

Самостоятельная работа студентов включает:

1. Изучение учебной и научной литературы студентами и анализ ими практической деятельности социальных служб во время прохождения практики.

2. Подготовка докладов по каждой из 16 тем учебной дисциплины.

3. Выступления с сообщениями на семинарах и в ходе участия в других учебных мероприятиях.

Список рекомендуемой литературы.

Основная.

1. Абчук В. А. Менеджмент: Учебник/ В. А. Абчук. -СПб.: Союз, 2002.-463 с.

2. Бовин А. А.,Управление инновациями в организациях: учебное пособие/ А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. -М.: Омега-Л, 2008.-415 с.

3. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник/ В. Р. Веснин. - М.: Велби: Проспект, 2008.-688 с.

4. Глухов В. В.,Менеджмент : учебник для студ. экон. спец. вузов/ В. В. Глухов. -3-е изд. -СПб.: Питер, 2008.-600 с.. -(Учебник для вузов).

5. Зайцева Н. А.Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник/ Н. А. Зайцева. -М.: Academia, 2003.-224 с.

6. Иванов В. В.,Муниципальный менеджмент: Справ. пособие/ В. В. Иванов, А. Н. Коробова. -М.: ИНФРА-М, 2002.-718 с.

7. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие/ А. В. Карпов. -М.: Гардарики, 2005.-584 с.

8. Малин А. С. Исследование систем управления: Учебник для студ. вузов/ А. С. Малин, В. И. Мухин. -2-е изд. -М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ, 2004.-399 с.

9. Мотышина М. С. Системное исследование организации: учебное пособие/ М. С. Мотышина; СПб гос. ун-т эк-ки и финансов. Каф. экон. кибернетики и экон.-мат. методов. -СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2004.-249 с.

10. Шепеленко Г. И. Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие/ Г. И. Шепеленко. -Ростов н/Д: МарТ, 2002.-176 с.

Дополнительная

  1. Веселов Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры. / Под ред. В.А. Трайнева. - М.: ИТК «Дашков и К», 2002.
  2. 2.Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. -М., 1995.
  3. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. за­ведений. / Под ред. Е.И. Комарова и А.И, Войтенко. - М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 1999.

4. Одегов Н. Н. и др. Управление персоналом: Учебник. М., 1997.

  1. Основы социального управления / учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов. Под ред. В.Н. Иванова М.: Высшая школа., 2001.

6. Основы управления персоналом: Учебник / Под ред. Б. М. Генкина. М., 1996.

7. Рюттингер Р. Культура предпринимательства: Пер. с нем. М., 1992.

8. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. М., 1991. (Классики менеджмента: Вып. 1–4. Б-ка журн. “Контроллинг”).

  1. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие - М.: Академический проспект, 2002.

10. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М., 1997.

11. Управление — это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эммерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., 1992.

12. Файоль А. Общее промышленное управление: Пер. с фр. М., 1992 (Классики менеджмента: Вып. 3. Б-ка журн. “Контроллинг”).

13. Фишер П. Новичок в кресле шефа: Пер. с нем. М., 1995.

14. Форд Г. Сегодня и завтра: Пер. с англ. М., 1992 (Классики менеджмента: Вып. 2. Б-ка журн. “Контроллинг”).

15. Шмелева Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. - Ульяновск, 1997.

16. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. 2-е изд. М., 1991.

Интернет-ресурсы

1. Бартенев С.А. «Тектология» А.А. Богданова: применение системного подхода. http://society.polbu.ru/bartenev_econhistory /ch91_i.html

2. Бычкова Л.С. Функции культуры. Культура, труд, производство, цивилизация. www.psylib.org/ua/books/levit01/txt121.htm.

3. Гончарук В.А. Оптимизация организационной структуры предприятия. www.ayp.ru/books/m27/2_3_2_8.htm.

4. Зинченко Г.П. Государственная служба: дисфункции и девиации. http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=623

5. Иноземцев В.Л. Цели и структура корпорации как основы её конкурентоспособности. www.cfin.ru/management/targets_as_basis. shtml.

6. Кен О.Н. Историография советской истории: к критике самосознания эпохи. http://old.eu.spb.ru/history/courses/h_n48.htm

7. Маркетинг. Менеджмент. Эволюция концепций менеджмента. www.aup.ru/books/m99/2_2.htm.

8. Новости и нормативные документы в сфере социального развития. Структура Министерства здравоохранения и социального развития. www.minzdravsoc.ru.

9. Основные положения школы человеческих отношений и поведенческих наук. www.inventech.ru/lib/management/ management-0007/

10. Официальный портал Комитета по социальному развитию Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud.

11. Официальный сайт центров социального обслуживания населения Санкт-Петербурга http://gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud/czn/centr_obs

12. Официальный сайт Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга http://www.kobr.spb.ru.

13. Официальный сайт Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/c_health

14. Официальный сайт органов охраны правопорядка Санкт-Петербурга http://www.gorodovoy.spb.ru/rus/news/civil/642840.shtml

15. Сахаров В.И. Полемическая статья. Что делать с утопией Н.Г. Чернышевского? [email protected].

16. Смирнов Е.А. Анализ кризиса в «Тектологии» А. Богданова и современность. http://anthropology.ru/ru/texts/smirnov_ea/crisis_15.html

17. Социальные учения античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени http://www.soc.pu.ru/inf/ courses/350500/histsocu.shtml.

18. Структура Минздравсоцразвития. Официальный сайт Министерства РФ http://www.minzdravsoc.ru.

19. Фордизм и тойотизм. Кризис фордизма в современном мире. http://aitrus.narod.ru/fordism_and_toiotism.htm

20. Чагин К.Г. Есть ли плюсы в централизации полномочий по социальной поддержке и обслуживанию населения на региональном уровне? www.urbaneconomics.ru/publications.php?folder_id.

21. Черкасов В.В. Новая концепция производственного управления персоналом. www.creativeconomy.ru/library/prd506.php.

Примерный перечень вопросов к зачёту и экзамену

1. Понятие менеджмента и система социального управления.

2. Менеджмент в социальной работе и его значения.

3. Подходы к управлению на основе выделения различных школ.

4. Процессный подход к управлению.

5. Системный и ситуационный подходы к управлению.

6. Общие характеристики организаций.

7. Уровни управления и управление социальной работой.

8. Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.

9. Влияние внешней среды на организацию.

10. Коммуникационный процесс.

11. Межличностные и организационные коммуникации.

12. Коммуникации в социальной работе.

13. Социальная ответственность организаций.

14. Понятие и классификация управленческих решений.

15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

16. Подходы к принятию решений.

17. Моделирование и прогнозирование.

18. Этапы стратегического планирования социальной работы.

19. Нормы управляемости.

20. Взаимоотношение полномочий.

21. Построение организаций. Типы организационных структур.

22. Содержательные теории мотивации.

23. Материальное и моральное поощрение.

24. Мотивация труда социальных работников.

25. Формы признания и оценка труда.

26. Система оценки и оплаты труда социальных работников.

27. Этапы оптимизации процесса управления.

28. Принципы организации и управления.

29. Неформальные организации и управление ими.

30. Объективные и субъективные причины дисфункций управления.

31. Методы управления.

32. Дисфункции руководства управлением.

33. Карьерный рост в социальных службах.

34. Сверхсуммативный эффект в управлении.

35. Конкуренция и сотрудничество в социальной работе.

36. Социальное партнёрство в социальной работе.

37. Развитие трудовых ресурсов.

38. Информационное обеспечение социального управления.

39. Стандартизация и унификация трудовых функций.

40. Подготовка и оформление управленческих документов.

Примерный перечень тем контрольных работ.

1. Становление и развитие научного менеджмента в социальной работе.

2. Организация как социальная система.

3. Коммуникационный процесс и управленческие решения в социальной работе.

4. Управление социальной работой. Этапы планирования и достижения целей.

5. Мотивация труда социальных работников.

6. Управление неформальными группами в коллективе социальной защиты населения.

7. Оптимизация процесса управления социальной работой.

8. Управление персоналом в социальных службах.

9. Администрирование в социальной работе.

10. Роль социальной политики в планировании социальной работы.

11. Государственный и негосударственный секторы социальной работы.

12. Федеральные и региональные звенья системы социальной защиты населения.

Наши рекомендации