Тема 6. Формализованный и неформальный элементы в системе управления социальной работой
1. Принцип структурно-функциональной лабильности как отражение единоначалия и демократических основ в управлении производством.
2. Ротация институциональных и неформальных начал в руководстве коллективом. Социальное партнёрство и коллективное управление.
3. Коллективное и единоличное принятие решений. Взаимодействие руководства, общественности и неформальных групп в коллективе.
4. Анализ особенностей различных уровней управления в социальной сфере. Регулирование процессов управления. Многообразие методов управления.
5. Роль мотивации в деятельности работников социальных служб. Аттестация и карьерный рост в сфере социальной работы.
6. Развитие различных видов мотивации. Оплата труда, материальное и моральное стимулирование в сфере социальной защиты населения.
Тема 7. Специализация функций и нейтрализация дисфункций управления
1. Принцип прогрессирующей дифференциации, специализации и кооперации трудовых функций.
2. Сверхсуммативный (организационный) эффект специализированной кооперации в учреждениях социальной защиты населения.
3. Принцип нейтрализации дисфункций как отражение способности управляемой системы к целеориентированному саморегулированию.
4. Учёт динамики влияния внешней и внутренней среды в процессе управления учреждениями социальной защиты населения.
5. Дисфункции управляющего звена как формы неадекватной реакции на дестабилизацию социальной системы.
6. Основные разновидности дисфункций в деятельности управляемых звеньев и способы их нейтрализации.
Тема 8. Ситуационно-административные основы функционирования социальных служб
1. Унификация, автоматизация и централизация производственных функций и функций оперативного администрирования.
2. Обеспечение стандартов социального обслуживания и их правовые гарантии. Права и обязанности работников социальных служб.
3. Разграничение полномочий принятия общих и детализированных решений разными уровнями администрации.
4. Обеспечение единых образцов плановой, инструктивно-технической и отчётной документации.
5. Организация текущей работы: регулирование и контроль деятельности всех звеньев учреждений социальной защиты населения.
6. Организация баз данных, статистических и аналитических мониторингов. Поддержка обратной связи с населением.
Тема 9. Административная работа с персоналом социальных служб
1. Принцип сочетания деловой конкуренции и сотрудничества. Следствия его реализации на различных уровнях администрирования.
2. Зависимость эффективности трудовой деятельности от социально-психологического климата в коллективе социальной службы.
3. Причины возникновения конфликтов и пути их разрешения. Коррекция межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе.
4. Социальное регулирование и административный контроль. Супервизорство и обеспечение внутренней безопасности.
5. Участие в работе системы подготовки и переподготовки кадров для учреждений социальной защиты населения.
6. Повышение профессиональной компетентности социальных работников, организационно-методическая работа с персоналом.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (76 часов)
Самостоятельная работа студентов включает:
1. Изучение учебной и научной литературы студентами и анализ ими практической деятельности социальных служб во время прохождения практики.
2. Подготовка докладов по каждой из 16 тем учебной дисциплины.
3. Выступления с сообщениями на семинарах и в ходе участия в других учебных мероприятиях.
Список рекомендуемой литературы.
Основная.
1. Абчук В. А. Менеджмент: Учебник/ В. А. Абчук. -СПб.: Союз, 2002.-463 с.
2. Бовин А. А.,Управление инновациями в организациях: учебное пособие/ А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. -М.: Омега-Л, 2008.-415 с.
3. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник/ В. Р. Веснин. - М.: Велби: Проспект, 2008.-688 с.
4. Глухов В. В.,Менеджмент : учебник для студ. экон. спец. вузов/ В. В. Глухов. -3-е изд. -СПб.: Питер, 2008.-600 с.. -(Учебник для вузов).
5. Зайцева Н. А.Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник/ Н. А. Зайцева. -М.: Academia, 2003.-224 с.
6. Иванов В. В.,Муниципальный менеджмент: Справ. пособие/ В. В. Иванов, А. Н. Коробова. -М.: ИНФРА-М, 2002.-718 с.
7. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие/ А. В. Карпов. -М.: Гардарики, 2005.-584 с.
8. Малин А. С. Исследование систем управления: Учебник для студ. вузов/ А. С. Малин, В. И. Мухин. -2-е изд. -М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ, 2004.-399 с.
9. Мотышина М. С. Системное исследование организации: учебное пособие/ М. С. Мотышина; СПб гос. ун-т эк-ки и финансов. Каф. экон. кибернетики и экон.-мат. методов. -СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2004.-249 с.
10. Шепеленко Г. И. Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие/ Г. И. Шепеленко. -Ростов н/Д: МарТ, 2002.-176 с.
Дополнительная
- Веселов Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры. / Под ред. В.А. Трайнева. - М.: ИТК «Дашков и К», 2002.
- 2.Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. -М., 1995.
- Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. / Под ред. Е.И. Комарова и А.И, Войтенко. - М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 1999.
4. Одегов Н. Н. и др. Управление персоналом: Учебник. М., 1997.
- Основы социального управления / учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов. Под ред. В.Н. Иванова М.: Высшая школа., 2001.
6. Основы управления персоналом: Учебник / Под ред. Б. М. Генкина. М., 1996.
7. Рюттингер Р. Культура предпринимательства: Пер. с нем. М., 1992.
8. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. М., 1991. (Классики менеджмента: Вып. 1–4. Б-ка журн. “Контроллинг”).
- Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие - М.: Академический проспект, 2002.
10. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М., 1997.
11. Управление — это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эммерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., 1992.
12. Файоль А. Общее промышленное управление: Пер. с фр. М., 1992 (Классики менеджмента: Вып. 3. Б-ка журн. “Контроллинг”).
13. Фишер П. Новичок в кресле шефа: Пер. с нем. М., 1995.
14. Форд Г. Сегодня и завтра: Пер. с англ. М., 1992 (Классики менеджмента: Вып. 2. Б-ка журн. “Контроллинг”).
15. Шмелева Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. - Ульяновск, 1997.
16. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. 2-е изд. М., 1991.
Интернет-ресурсы
1. Бартенев С.А. «Тектология» А.А. Богданова: применение системного подхода. http://society.polbu.ru/bartenev_econhistory /ch91_i.html
2. Бычкова Л.С. Функции культуры. Культура, труд, производство, цивилизация. www.psylib.org/ua/books/levit01/txt121.htm.
3. Гончарук В.А. Оптимизация организационной структуры предприятия. www.ayp.ru/books/m27/2_3_2_8.htm.
4. Зинченко Г.П. Государственная служба: дисфункции и девиации. http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=623
5. Иноземцев В.Л. Цели и структура корпорации как основы её конкурентоспособности. www.cfin.ru/management/targets_as_basis. shtml.
6. Кен О.Н. Историография советской истории: к критике самосознания эпохи. http://old.eu.spb.ru/history/courses/h_n48.htm
7. Маркетинг. Менеджмент. Эволюция концепций менеджмента. www.aup.ru/books/m99/2_2.htm.
8. Новости и нормативные документы в сфере социального развития. Структура Министерства здравоохранения и социального развития. www.minzdravsoc.ru.
9. Основные положения школы человеческих отношений и поведенческих наук. www.inventech.ru/lib/management/ management-0007/
10. Официальный портал Комитета по социальному развитию Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud.
11. Официальный сайт центров социального обслуживания населения Санкт-Петербурга http://gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud/czn/centr_obs
12. Официальный сайт Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга http://www.kobr.spb.ru.
13. Официальный сайт Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/c_health
14. Официальный сайт органов охраны правопорядка Санкт-Петербурга http://www.gorodovoy.spb.ru/rus/news/civil/642840.shtml
15. Сахаров В.И. Полемическая статья. Что делать с утопией Н.Г. Чернышевского? [email protected].
16. Смирнов Е.А. Анализ кризиса в «Тектологии» А. Богданова и современность. http://anthropology.ru/ru/texts/smirnov_ea/crisis_15.html
17. Социальные учения античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени http://www.soc.pu.ru/inf/ courses/350500/histsocu.shtml.
18. Структура Минздравсоцразвития. Официальный сайт Министерства РФ http://www.minzdravsoc.ru.
19. Фордизм и тойотизм. Кризис фордизма в современном мире. http://aitrus.narod.ru/fordism_and_toiotism.htm
20. Чагин К.Г. Есть ли плюсы в централизации полномочий по социальной поддержке и обслуживанию населения на региональном уровне? www.urbaneconomics.ru/publications.php?folder_id.
21. Черкасов В.В. Новая концепция производственного управления персоналом. www.creativeconomy.ru/library/prd506.php.
Примерный перечень вопросов к зачёту и экзамену
1. Понятие менеджмента и система социального управления.
2. Менеджмент в социальной работе и его значения.
3. Подходы к управлению на основе выделения различных школ.
4. Процессный подход к управлению.
5. Системный и ситуационный подходы к управлению.
6. Общие характеристики организаций.
7. Уровни управления и управление социальной работой.
8. Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.
9. Влияние внешней среды на организацию.
10. Коммуникационный процесс.
11. Межличностные и организационные коммуникации.
12. Коммуникации в социальной работе.
13. Социальная ответственность организаций.
14. Понятие и классификация управленческих решений.
15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
16. Подходы к принятию решений.
17. Моделирование и прогнозирование.
18. Этапы стратегического планирования социальной работы.
19. Нормы управляемости.
20. Взаимоотношение полномочий.
21. Построение организаций. Типы организационных структур.
22. Содержательные теории мотивации.
23. Материальное и моральное поощрение.
24. Мотивация труда социальных работников.
25. Формы признания и оценка труда.
26. Система оценки и оплаты труда социальных работников.
27. Этапы оптимизации процесса управления.
28. Принципы организации и управления.
29. Неформальные организации и управление ими.
30. Объективные и субъективные причины дисфункций управления.
31. Методы управления.
32. Дисфункции руководства управлением.
33. Карьерный рост в социальных службах.
34. Сверхсуммативный эффект в управлении.
35. Конкуренция и сотрудничество в социальной работе.
36. Социальное партнёрство в социальной работе.
37. Развитие трудовых ресурсов.
38. Информационное обеспечение социального управления.
39. Стандартизация и унификация трудовых функций.
40. Подготовка и оформление управленческих документов.
Примерный перечень тем контрольных работ.
1. Становление и развитие научного менеджмента в социальной работе.
2. Организация как социальная система.
3. Коммуникационный процесс и управленческие решения в социальной работе.
4. Управление социальной работой. Этапы планирования и достижения целей.
5. Мотивация труда социальных работников.
6. Управление неформальными группами в коллективе социальной защиты населения.
7. Оптимизация процесса управления социальной работой.
8. Управление персоналом в социальных службах.
9. Администрирование в социальной работе.
10. Роль социальной политики в планировании социальной работы.
11. Государственный и негосударственный секторы социальной работы.
12. Федеральные и региональные звенья системы социальной защиты населения.