Экономической и практики менеджмента

Для студентов всех форм обучения

Специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Специализации «Предпринимательство»

Казань –2011

УДК 65.01

ББК 65.291.21

Печатается по решению секции менеджмента и маркетинга

учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Программа экономической и практики менеджмента Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2011. – 22 с.

Обсужден и одобрен на заседании кафедры менеджмента.

Предназначен для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

УДК 65.01

ББК 65.291.21

ã Институт экономики,

управления и права (г. Казань), 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..4

1. Общие положения

Общие обязанности студента-практиканта…………………….…5

Общие требования к оформлению отчетов и их защите……...…7

Общие обязанности руководителя практики от Института экономики, управления и права (г. Казань)………………….…..12

Общие обязанности руководителя практики от предприятия….13

2. Экономическая и практика менеджмента

Задачи экономической и практики менеджмента……………….14

Содержание отчета по результатам экономической и практики менеджмента………………………………………………………..15

Приложение 1. Образец титульного листа в отчете по практике……...22

Приложение 2. Образец оформления таблиц и рисунков в отчете по практике…………………………………………………………………...23

Приложение 3. Образец оформления списка использованной литературы в отчете по практике…………………………………………………..24

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с общими требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) к образовательной программе подготовки выпускника по специальности «Менеджмент организации» данная программа должна содержать в качестве обязательного своего элемента программу экономической и практики менеджмента.

ГОС ВПО для специальности 080507.65 «Менеджмент организации» специализации – 080507.65-10 «Предпринимательство»; предусматривается – экономическая и практика менеджмента – 6 недель.

Исходя из этих положений в частном образовательном учреждении высшего профессионального образования Институте экономики, управления и права (г. Казань) разработаны рабочий учебный план и индивидуальные учебные планы для различных видов и форм обучения, в которых предусмотрены вышеназванные практики c учетом особенностей организации учебного процесса.

Данная программа является нормативным документом института, который определяет условия, формы, требования, объем, организацию, порядок проведения экономических практик по указанной специальности и отчетности по ним с учетом видов и форм обучения.

При разработке Программы практик, наряду с вышеназванными нормативно-правовыми актами, использованы Рекомендации Министерства образования РФ и Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента[1], а также Положение о производственной практике студентов Института экономики, управления и права (г. Казань).

1. общие положения

Экономическая и практика менеджмента студентов специальности «Менеджмент организации», обучающихся в Институте экономики, управления и права (г. Казань), является составной частью образовательной программы.

Требования к организации, объемы практик по специальности определены Государственном образовательным стандартом высшего профессионального образования, и направлены на обеспечение последовательности овладения студентами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки специалиста.

Цели и задачи практик определяются общими требованиями, сформулированными образовательной программой подготовки специалиста, объектами и видами его профессиональной деятельности и возможностями его профессиональной адаптации.

1.1. Общие обязанности студента-практиканта

Студенты проходят практику в соответствии с приказом деканата менеджмента и маркетинга, в котором указывается база практики, сроки ее прохождения и руководители практики от учебного заведения.

Базами практик студентов специальности «Менеджмент организации» специализации «Предпринимательство» могут выступать:

– предприятия и организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, а также филиалы, и представительства.

Места и базы практики определяются собственным выбором места практики студентами. В случаях возникновения затруднений выпускающая кафедра и деканат факультета помогают студенту в поисках места практики.

В тех случаях, когда работа, выполняемая студентами заочной формы обучения, соответствует специальности обучающегося, практика может проводиться по месту их основной работы.

Студенты, проходящие практику в других городах, решают вопрос о задании с руководителем практики от предприятия, с учетом требований кафедры. В этом случае связь с руководителем от института может осуществляться с помощью электронных средств.

В течение всего периода практики студенты работают в управленческих или других подразделениях предприятий на рабочих местах или дублерами под непосредственным управлением руководителей практики от предприятий.

До начала практики студент обязан:

- ознакомиться с приказом декана факультета менеджмента и маркетинга о соответствующей практике;

- получить у своего руководителя практики консультацию по прохождению практики;

- получить у менеджера кафедры Дневник практики.

В ходе практики он обязан:

- выполнить работы, предусмотренные программой практики, соблюдая при этом правила внутреннего распорядка на предприятии, правила охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

- вести Дневник практики (в хронологическом порядке отразить сведения о выполненных работах, подготовленных материалах, изученных документах и т.п., а также получить отметки о дате прибытия на практику и ее завершения, заверенные соответствующими подписями и печатями предприятия);

- подготовить материал, необходимый для составления отчета по практике;

- в течение 3-х дней по окончании практики представить отчетные документы по практике руководителю практики от кафедры (Дневник и Отчет);

- защитить отчет по практике (в соответствии с графиком защиты практики на кафедре менеджмента).

1.2. Общие требования к оформлению отчетов и их защите

Титульный лист и содержание

Отчет обязательно должен иметь титульный лист, отпечатанный на стандартном листе бумаги (Приложение 1). На титульном листе обязательными реквизитами являются подпись студента, научного руководителя и подпись заведующего кафедрой, свидетельствующая о допуске студента к защите отчета перед комиссией.

Важным качественным элементом отчета выступает раздел «Содержание», который отражает всю ее структуру и включает в себя: введение, максимум три раздела с параграфами, выводы и предложения, список использованной литературы и приложения. Рубрикация дается арабскими цифрами, слова «Раздел», «Параграф» не пишутся. По правой стороне текста содержания указываются номера страниц, с которых начинается раздел или параграф. Вверху справа страницы с введением проставляется цифра 3 (три).

На основании оформленного Дневника практиканта, содержания Отчета о практике, результатов собеседования и защиты студенту выставляется оценка.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв, неудовлетворительную оценку на защите отчета, направляется на практику повторно во время каникул или в свободное от учебы время.

Текстовая часть

Объем отчета составляет от 20 до 25страниц машинописного текста (без учета приложений). Значительное превышение или недобор установленного объема являются недостатком отчета и указывают на то, что студент не сумел отобрать и переработать нужный материал.

Текст отчета должен быть напечатан через 1,5 интервал на одной стороне стандартного листа белой бумаги (А4). Шрифт Times New Roman, кегель 14. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затемнения. Курсив, подчеркивание, а также выделение полужирным шрифтом в тексте дипломного проекта не допускаются, кроме заголовков, названия таблиц и рисунков.

Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Нумерация страниц текста делается в правом верхнем углу листа. На титульном листе номер страницы не ставится. Проставлять номер страницы необходимо со страницы, где печатается введение, на которой ставится цифра «3». После этого нумеруются все страницы, включая приложения.

Каждый раздел отчета (введение, разделы, заключение, список использованной литературы, приложение) начинаются с новой страницы. Разделы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1,2,3), после которых ставится точка. Слово «раздел», «подраздел» или значок параграфа в названии не ставятся. Подразделы имеют порядковые номера в пределах раздела, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1.1 и 1.2). Между названием раздела (подраздела) и текстом ставится пробел равный одному интервалу. Подразделы внутри разделов отделяются от предыдущего текста одинарным интервалом, их не следует начинать с новой страницы.

Названия «Содержание», «Введение», названия разделов и подразделов, «Заключение», «Список использованной литературы», пишутся строчными буквами с первой заглавной буквы, выделяются полужирным шрифтом и располагаются по центру. Точку в конце заголовков не ставят. Не допускается переносить часть слова в заголовке. В «Содержании» пишется «Приложение», если оно одно, и «Приложения», если их несколько и указывается только страница, с которой Приложения начинаются.

Ссылки на литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные автором при написании дипломного проекта, должны отражаться в квадратных скобках в конце предложения с указанием номера источника в списке литературы. Если фрагмент текста является цитатой, то необходимо указать диапазон цитируемых страниц. Допускаются ссылки на несколько источников в одних скобках.

Отчет о прохождении практики должен быть оформлен аккуратно, иметь переплет. Все листы должны быть сшиты в последовательности указанной выше. Дневник по практике должен быть подписан руководителем практики от организации и заверен печатью. В тексте отчета недопустимы сокращения слов, исключение составляют общепринятые и общеупотребляемые аббревиатуры, установленные соответствующими государственными стандартами.

Готовый отчет брошюруется в следующем порядке: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, приложения. Направление (дневник) на практику вкладывается в папку-файл и не подшивается.

Оформление таблиц и рисунков

Отчет не обходится без таблиц, так как это основной способ систематизированного представления цифровой важной информации. Важнейшие требования к таблице состоят в том, чтобы она содержала весь необходимый материал и была легко читаема. Небольшие таблицы желательно помещать в тексте по ходу изложения материала, а большие таблицы, занимающие целую страницу и более, желательно выносить в приложения. В отчете должно содержаться не менее 3–5 таблиц и 3-4 рисунка. Графики, диаграммы, схемы и т.д. в тексте отчета называются рисунками.

Все таблицы должны иметь порядковый номер и название, отражающее содержание. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака « ») пишутся в правом верхнем углу; ниже, по центру должно быть название таблицы (см. Приложение 2). Слово «рисунок» пишется сокращенно: рис. 2.1.1 (без знака №), причем название рисунка пишется под ним, рядом с номером (см. Приложение 2.).

Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной или соотноситься с номером раздела и параграфа. Например, если таблица или рисунок включены в текст первого параграфа второго раздела, нумерация следующая: Таблица 2.1.1., рис. 2.1.1. Последняя цифра означает порядковый номер таблицы (или рисунка) в данном параграфе (см. Приложение 2)

Таблица помещается в качестве следующего абзаца или следующей страницы после первого упоминания о ней в тексте.

Необходимо указывать год, за который приводятся данные, названия и измерители показателей, а также источник, на основе которого составлена таблица. Если таблица целиком заимствована или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем отчета на основе первичных материалов.

В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10пт или 12пт. Названия таблиц и рисунков следует выделять полужирным шрифтом. Во всех таблицах и рисунках должны быть проставлены единицы измерения.

Если документы или таблицы объемом превышают одну страницу, то они выносятся в Приложения, которые нумеруются арабскими цифрами (например: Приложение 1,2,3). Объем всех страниц Приложений не учитывается в общем объеме отчета. Документы и таблицы, вынесенные в Приложения не нумеруются.

В «Содержании» пишется «Приложение», если оно одно, и «Приложения», если их несколько и указывается страница, с которой Приложения начинаются.

Оформление списка использованной литературы

Список использованной литературы – обязательный раздел отчета, который характеризует уровень ознакомления студента с современным состоянием проблемы, над которой он работает. В данном списке указываются все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в тексте отчета.

Список использованной литературы должен состоять из трех обязательных разделов:

I. Нормативно-правовые материалы;

II. Специальная литература;

III. Текущий архив организации.

Если были использованы материалы Интернета, то добавляется IV раздел под названием «Источники удаленного доступа».

Образец оформления списка использованной литературы представлен в Приложении 3 в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическое описание документа».

Первый раздел (нормативно-правовые материалы) включают все использованные в работе нормативно-правовые акты, которые располагаются в следующей иерархической последовательности:

– Конституция Российской Федерации;

– Федеральные законы Российской Федерации;

– Указы Президента Российской Федерации;

– Постановления Правительства Российской Федерации;

– Нормативные акты различных федеральных государственных комитетов, министерств и ведомств;

– Решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов.

Все нормативные акты приводятся в хронологическом порядке с обязательным указанием даты их принятия, номера и источника официального опубликования. Ссылки на эти источники можно найти, используя справку в информационных системах «Гарант» или «Консультант».

Второй раздел (специальная литература) включает монографии, статьи в периодических изданиях, в сборниках научных трудов, учебники и учебные пособия и т.д. Все они располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов или, если автор не указан, по названию работы. В списке литературы приводятся полные данные о работе: фамилия и инициалы автора, название работы, место издания и наименование издательства, год опубликования, общее количество страниц; если статья опубликована в сборнике или журнале, то после ее названия указывается наименование сборника или журнала, год его издания, номер и диапазон страниц.

Третий раздел включает материалы текущего архива организации, которые располагаются в следующем порядке:

– Устав предприятия;

– Положение о предприятии или о его структурном подразделении;

– Положения (о заработной плате, о мотивации, о повышении квалификации и т.д.);

– Программы, планы организации;

– Отчеты о выполнении планов, программ организации.

Четвертый раздел содержит источники удаленного доступа (Интернет).

1.3. Общие обязанности руководителя практики от Института экономики, управления и права (г. Казань)

Руководитель практики от учебного заведения:

- выдает студенту программу по практике, проводит групповой (индивидуальный) инструктаж по вопросам организационно-методического ее обеспечения.

- в ходе практики проводит индивидуальные консультации студентам-практикантам для проработки выполнения отдельных разделов заданий по практике и их контроля;

- по завершении практики осуществляет проверку собранных материалов и консультирует по вопросам подготовки отчета по практике и готовит отзыв о работе студента, заполняя соответствующие разделы в Дневнике практиканта;

- принимает участие в работе комиссии по защите практики.

1.4. Общие обязанности руководителя практики от предприятия

Руководитель практики от базовой организации:

- проводит обязательный вводный инструктаж по технике безопасности студентов-практикантов;

- прикрепляет к студентам-практикантам квалифицированных наставников для контроля их работы в соответствующих структурных подразделениях организации, предусмотренных индивидуальным заданием;

- создает необходимые предпосылки и условия для сбора материала студентами-практикантами и выполнения ими заданий, требующими отработки соответствующих навыков и практических умений;

- контролирует соблюдение согласованных сроков проведения практики, а также повседневный ход практики;

- содействует проведению студентами-практикантами НИР по вопросам менеджмента, рекомендованным руководителем практики от института;

- контролирует соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка принимающей организации;

- решает все спорные вопросы, связанные с выполнением студентами-практикантами индивидуальных заданий;

- может принимать участие в работе комиссии по оценке итогов практики.

2 экономическая и практика менеджмента

Экономическая и практика менеджмента предусмотрена ГОС ВПО и учебными планами Института экономики, управления и права (г. Казань) для студентов очной формы обучения продолжительностью 6 недель и представляет собой разновидность производственной практики.

Для студентов, обучающихся по ускоренным и сокращенным программам, экономическая и практика менеджмента проводится в 4 семестре продолжительностью – 3 недели.

Основная цель экономической и практики менеджмента – на основе теоретических знаний, полученных в ходе обучения в институте, формирование у студента практических умений и навыков в осуществлении управленческих процессов на предприятиях.

Организационная работа по подготовке к экономической и практике менеджмента, ее проведению и завершению осуществляется в соответствии с Общими положениями данной программы.

2.1. Задачи экономической и практики менеджмента

Производственная практика является одним из важнейших этапов учебного процесса по подготовке специалиста в области менеджмента. Основными задачами экономико-управленческой практики являются:

- изучение общих вопросов производственно - хозяйственной деятельности предприятия;

- рассмотрение характеристик и особенностей одной из подсистем управления предприятием;

- выявление недостатков, проблем и определение путей совершенствования подсистемы управления.

Содержание отчета по экономической и практике менеджмента

Отчет о прохождении экономической и практики менеджмента оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению отчета и его защите, указанных в п.1.2 настоящей программы, и структурно состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка литературы и иных источников, а также приложений. Образец титульного листа отчета представлен в Приложении 1.

Во введении студент указывает основания направления на экономическую и практику менеджмента, сроки её прохождения, цели и задачи, а также место и занимаемую должность (должности), например,

Введение

В соответствии с Государственным образовательным стандартом от 17.03.2000 № 234 эк/сп подготовки менеджера по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» программой обучения в Институте экономики, управления и права (г. Казань) и приказом от ___ № ___ факультета менеджмента и маркетинга на четвертом курсе обучения для студентов вышеуказанной специальности предусматривается экономическая и практика менеджмента.

Экономическая и практика менеджмента проходила с «….» «…….» 201_ г. по «…» «…….» 201_г. – на базе (название предприятия и его место нахождения) в должности (название должности или должностей).

Цель практики -

Достижение целей практики осуществлялось посредством решения следующих задач:

- знакомство с историей предприятия, целями и задачами его деятельности;

- изучение системы управления на предприятии…и т.д.

Для решения поставленных задач изучалась и анализировалась специальная литература, публикации средств массовой информации, организационные документы (перечислить, какие).

Подготовка и оформление отчета осуществлялись в соответствии с методическими требованиями к организации экономической и практики менеджмента, подготовленными коллективом кафедры менеджмента.

Основная часть отчета содержит 3 раздела, каждый из которых, в свою очередь, может состоять из 2 – 4 параграфов, например,

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Общие вопросы производственно-хозяйственной деятельности предприятия включают следующее:

- характеристика юридической формы и состава собственников предприятия;

- производственно - технологическая специализация предприятия (характеристика продукции, основные рынки сбыта);

- миссия, цели и задачи деятельности предприятия;

- структура предприятия, основные функции производственных, экономических и управленческих подразделений;

- характеристика основных ресурсов предприятия (человеческих, материальных, экономических, информационных);

- основные экономические показатели за прошедший отчетный год (данные коммерческого отчета, не содержащие коммерческой тайны);

- перспективы развития предприятия.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В качестве индивидуального направления работы каждого студента может быть выбрано одно из следующих:

- анализ подсистемы управления технической подготовкой производства и НИОКР;

- анализ подсистемы управления маркетингом и сбытом;

- анализ подсистемы управления персоналом;

- анализ подсистемы управления финансами;

- анализ подсистемы управления инвестициями;

- анализ подсистемы управления материально - техническим обеспечением производства на предприятии;

- анализ подсистемы стратегического и календарного планирования на предприятии;

- анализ подсистемы управления вспомогательным и обслуживающим производством;

- анализ организации управления производством (крупным цехом);

- анализ управления компанией или отдельным предприятием (дочерней фирмой, совместным предприятием) в целом.

При анализе подсистемы управленческой деятельности на предприятии могут быть оценены элементы, приведенные в табл. 1.

Таблица 1

Наши рекомендации