Тема 4. Конкретные методы исследований в менеджменте
Конкретные методы исследования как методы, отражающие специфику объекта исследования, его предмет и задачи. Наиболее значимые конкретные методы: анализ документов, иные методы социологических исследований, проведения модельного эксперимента, методы тестирования, социометрии, деловых игр, методы имитационного моделирования и иные. Особенности использования в исследовании управленческих ситуаций метода экспертных оценок (сложность проблем, связь с «человеческим фактором», отсутствие надёжных экспериментальных или нормативных инструментов). Проблема отбора экспертов в состав экспертной группы как важный этап всего процесса получения экспертного мнения. Конкретные методы отбора экспертов. Роль понятий «выбор», «полезность» и «вероятность» в социально-экономических исследованиях менеджмента по вопросу предпочтений.
SWOT-анализкак метод исследования в менеджменте для распределения структурных факторов по четырём категориальным типам (S-сильные и W-слабые стороны, O-возможности и T-угрозы); его универсальность и эффективность при исследовании направлений развития в социально-экономических системах с учётом возможных опасностей для них. Сферы применения SWOT-анализа в исследовании систем управления: проблема эффективности, управление персоналом, структура мотивации, проектирование функциональной структуры, механизм управления, информационное обеспечение, структура системы управления, коммуникативная система, организационное поведение и др. Ограничения применения и недостатки метода. Модификации SWOT-анализа: SNW-анализ, SMART-анализ.
Применение метода анализа иерархий в менеджменте для иерархического представления элементов, определяющих сущность проблемной ситуации. Декомпозиции проблемы на простые составляющие элементы в методе анализа иерархий. Процедура синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений.
Метод морфологического анализакак синтез метода классификации и метода обобщения. Возможности применения метода морфологического анализа для выработки оптимального управленческого решения.
Метод мозгового штурма (мозговой атаки) как процедура коллективного поиска инновационных решений (выдвижения идей) в проблемных ситуациях в предпринимательских структурах при разработке новой продукции, проектировании новых и совершенствовании устаревших организационных структур управления, т. е. при нахождении целесообразных решений для конкретных управленческих проблем.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе обучения научным методам, наряду с лекциями, основной упор делается на практическое освоение материала, приобретение слушателями умений, навыков самостоятельной работы по осознанию и формулировке научной проблемы на основе потребностей практики, определению целей, объекта и предмета исследования, гипотезы исследования и конкретных методов и методик сбора и обработки информации НИПС, составлению на основе всего перечисленного программы научного исследования как единого организационно-правового и методического документа. Особое значение придаётся учёту правового аспекта в проводимом исследовании. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО программой по данной дисциплине предусмотрено широкое использование активных форм обучения, ориентированных на решение конкретных задач. Проведение практических занятий на базе компьютерного класса, на которых слушатели под руководством преподавателя будут решать задачи с применением пакета прикладных программ SPSS.
Для итогового контроля знаний по дисциплине применяются тестовые задания в компьютерной системе «Stellus» («Тестовые вопросы на знание методик эмпирического научного исследования», подготовленные авторами данной рабочей программы).
7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
Вопросы к зачёту
1. Понятие, сущность и специфика научного исследования в менеджменте.
2. Типы научного исследования в менеджменте; особенности каждого из них.
3. Типы и виды исследования в менеджменте и их зависимость организационных факторов.
4. Логико-математические методы исследований в менеджменте.
5. Общенаучные методы исследования в менеджменте.
6. Роль индукции и дедукции в исследовательской практике менеджмента.
7. Роль оценивания и измерения в исследованиях в менеджменте.
8. Связь уровня измерений данных (измерительных шкал) с решаемой проблемой, относящейся к менеджменту.
9. Понятие критерия как степени достижения социальной системой стоящих перед ней целей.
10. Основные понятия и принципы системного анализа.
11. Роль методологии в проведении исследования менеджмента.
12. Моделирование процессов, относящихся к сфере менеджмента.
13. Эксперимент как метод исследования в менеджменте.
14. Проблемы верификации теории.
15. Понятие центральной гипотезы и рабочих гипотез.
16. Методы сбора и обработки эмпирических данных в исследовании в менеджменте.
17. «Исследование операций» как специальная научная и практическая дисциплина.
18. Матричное представление в теории игр, понятие «игры с нулевой суммой».
19. Линейное, нелинейное и динамическое программирование как методы исследования в менеджменте.
20. Теория массового обслуживания и её применимость в исследовании менеджмента.
21. Управленческое решение как мероприятие, направленное на достижение определённой цели.
22. «Социометрия» как метод исследования трудовых коллективов в менеджменте.
23. SWOT-анализ: его роль в исследовании проблем менеджмента.
24. SMART-анализ: его роль в исследовании проблем менеджмента.
25. Метод «мозгового штурма» в менеджменте.
26. Принципы отбора экспертов в экспертную группу.
27. Морфологический анализ в исследовании проблем менеджмента.
28. Алгоритм определения «критического пути» в сетевом анализе.
29. Метод анализа иерархий и его роль в исследовании проблем менеджмента.
30. Понятие «полезности» в исследованиях в менеджменте.
31. Понятие «риска» в исследованиях в менеджменте.
32. Особенность нахождения оптимальных решений в менеджменте в условиях неопределённости.
33. Сферы применимости алгоритмических и эвристических методов в исследованиях в менеджменте.
34. Области применения «контент-анализа» документов в менеджменте.
35. Требования к профессии интервьюера при проведении устных опросов в исследовании проблем менеджмента.
36. Основные методологические подходы в западном менеджменте.
37. Понятие цели, задач, объекта и предмета – применительно к исследованию в менеджменте.
38. Понятие проблемной ситуации в менеджменте.
39. Эмпирические и операциональные понятия: их роль и порядок формирования в исследовании проблем менеджмента.
40. Методы прогнозирования в менеджменте.
41. Возможности пакета статистических программ SPSS в визуализации промежуточных и итоговых данных научного исследования в менеджменте.
42. Использование средств пакета SPSS при анализе временных изменений состояния объектов менеджмента.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегический анализ в правоохранительной сфере: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2010.
Многомерный статистический анализ в экономических задачах: компьютерное моделирование в SPSS. М.: Вузовский учебник, 2009.
Новиков А.М. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010.
Кравченко А.И. Социология управления: фундаментальный курс: учебное пособие. М.: Академич. проект, Деловая книга, 2008.
Гуц А.К. Математические методы в социологии: учебное пособие. М.: Издательство ЛКИ, 2007.
Дополнительная литература
Атабекян Р.Л. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996.
Вайнберг Дж., Шумейкер Дж. Статистика. М.: Статистика, 1979.
Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: практикум. М.: Вузовский учебник, 2006.
Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.
Тавокин Е.П. Исследования социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.
Джини К. Логика в статистике. М.: Статистика, 1973.
Елисеева И.И., Флуд Н.А., Юзбашев М.М. Практикум по общей теории статистики: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.
Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: учебное пособие. М: Издательство МГУ, 1995.
Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М.: Наука, 2006.
Кюн Ю. Описательная и индуктивная статистика. М.: Финансы и статистика, 1991.
Леонтьев Л.П. Математические методы в планировании и управлении: учебное пособие. Рига: Издательство РПИ, 1971.
Летов А.М. Математическая теория процессов управления. М.: Наука, 1981.
Лунеев В.В. Юридическая статистика: учебник. М.: Юристъ, 1999.
Моосмюллер Г. Маркетинговые исследования с SPSS. М.: ИФРА-М, 2011.
Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Аспект-Пресс, 1996.
Остроумов С.С. Преступность и её причины в дореволюционной России. М.: Изд.: МГУ, 1980.
Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: учебное пособие. М.: Логос, 2006.
Ребрий В.А., Доника Е.Е., Васильев Д.В. Общая и правовая статистика: учебно-методическое пособие. М.: Академия управления МВД России, 2004.
Рузавин Г.И. Методология научного познания. М.: Юнити-Дана, 2009.
Степанова Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере: учебное пособие по курсу прикладной статистики для вузов. М.: ИНФРА-М, 1995.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2009.
Грядовой Д.И. Теория и практика принятия управленческих решений: инновационный аспект. М.: Изд-во «Щит-М», 2002.
Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2008.
Кононенко В.И., Кравченко Ю.А. Основы социального прогнозирования: учебно-методическое пособие. М.: Логос, 2001.
Зборовский Г.Е. Социология управления: учебное пособие. М.: ГАРДАРИКИ, 2008.
Смирнов Е.Я. Некоторые задачи математической теории управления. Л.: ЛГУ, 1981.
Ребрий В.А. Социологическое измерение в информационном обеспечении управления органами внутренних дел (методология, методика, результаты). М.: Академия управления МВД России, 2005.