Цель раздела: закрепление умения осуществлять практические расчеты на основе компьютерных программ.
ПРА-1 и другие.Выбираем программу "Microsoft Excel". Щелкаем "мышью". Перед нами открыт рабочий документ с ячейками, в которые мы должны занести данные переменных величин. Так, к примеру, в ячейку А1 мы вносим данные Х, а в ячейку В1 данные У. На панели инструментов в строке "Меню" выбираем команду "Сервис", подводим "мышь" к строке "Анализ данных", щелкаем. Перед нами открылись Инструменты анализа. Выбираем строку "Регрессия", помечаем, щелкаем "мышкой" до тех пор, пока перед нами не появится окно "Регрессия" с входящими интервалами У и X. На рабочем листе, где уже записаны в ячейках данные X и У помечаем "мышкой" только числовые данные, т.е. ставим курсор в начало области X и протягиваем до конца числовых значений. Перед нами появится бегущая строка, обрамляющая значения X из пунктирных линий. В окне "Регрессия" справа мы видим, что появились данные, т.е. с какой по какую ячейку мы ввели. Запись может выгладить примерно следующим образом: $А$2:$А$5 в зависимости от того, сколько числовых значений X мы ввели. Затем кнопкой "мыши" мы нажимаем на значок с красной стрелочкой справа, т.е. как бы "закрепляем" эти значения за входным интервалом. После этого мы нажимаем еще раз, пока не появится окно. Далее проводим аналогичные действия с данными У. Нажимаем кнопку ОК и выводим итоги решения.
Например, для однофакторной функции спроса:
при насыщенности рынка на уровне 73-75% искомая функция спроса имеет вид:
у = 2,1969 + 0,897х, где Д = 96,9%.
Кроме того, выводятся доверительные интервалы, стандартная ошибка, t-категорий, F-тест (смотрите распечатки 1,2 "вывод итогов").
Вывод (предварительный). Несмотря на рост цен, в условиях неполной насыщенности потребительского рынка спрос будет продолжать увеличиваться.
Вторая распечатка имитирует поведение спроса в зависимости от двух фактов:
;
;
,
при насыщенности потребительского рынка на уровне 78-80%. Искомая функция имеет вид:
у = 44,735 – 3,454х1 + 20,3964х2.
В данном случае Д = 93,8%.
Вывод (предварительный). Несмотря на рост цен, повышение уровня покупательной способности в условиях неполной насыщенности потребительского рынка, спрос по-прежнему увеличится.
Ниже приведена оценка моделей:
; ,
выявленных на основе ПРА-1 (смотрите распечатки 3 и 4).
Рекомендуются программные продукты: SPSS, ARIMA (Т.А.Дуброва), ППП Excel (И.И.Елисеева) и другие (смотрите список литературы).
Распечатка 1
ВЫВОД ИТОГОВ
Регрессионная статистика | |||||||
Множественный R | 0,984486183 | ||||||
R-квадрат | 0,969213045 | ||||||
Нормированный R-квадрат | 0,964081885 | ||||||
Стандартная ошибка | 0,325975296 | ||||||
Наблюдения | |||||||
Дисперсионный анализ | Df | SS | MS | F | Значимость F | ||
Регрессии | 20,07119064 | 20,07119064 | 188,8877348 | 9,22633Е-06 | |||
Остаток | 0,637559363 | 0,106259894 | |||||
Итого | 20,70875 | ||||||
Коэффициенты | Стандартная ошибка | t-статистика | Р - Значение | Нижние 95% | Верхние 95% | Нижние 95% | |
Y-пересечение | 0,897385032 | 0,394832317 | 2,272825687 | 0,063421196 | -0,06873555 | 1,863505613 | -0,06873555 |
Переменная х1 | 2,196874061 | 0,159846555 | 13,74364343 | 9,22633Е-06 | 1,805743344 | 2,588004777 | 1,805743344 |
у | х1 | ||||||
3,8 | 1,1 | ||||||
4,1 | 1,6 | ||||||
4,9 | 1,9 | ||||||
5,8 | 2,4 | ||||||
6,7 | 2,6 | ||||||
7,1 | 2,9 | ||||||
7,9 | 3,1 | ||||||
8,4 | 3,3 |
Распечатка 2
ВЫВОД ИТОГОВ
Регрессионная статистика | |||||||
Множественный R | 0,968596944 | ||||||
R-квадрат | 0,93818004 | ||||||
Нормированный R-квадрат | 0,896966733 | ||||||
Стандартная ошибка | 0,355944622 | ||||||
Наблюдения | |||||||
Дисперсионный анализ | Df | SS | MS | F | Значимость F | ||
Регрессии | 5,768243611 | 2,884121805 | 22,76400781 | 0,01537068 | |||
Остаток | 0,380089723 | 0,126696574 | |||||
Итого | 6,148333333 | ||||||
Коэффициенты | Стандартная ошибка | t-статистика | Р - Значение | Нижние 95% | Верхние 95% | Нижние 95% | |
Y-пересечение | 44,73515498 | 10,59793878 | 4,221118456 | 0,024306907 | 11,00775222 | 78,46255773 | 11,00775222 |
Переменная х1 | -3,454323002 | 1,041674063 | -3,316126537 | 0,045184658 | -6,769397883 | -0,13924812 | -6,769397883 |
Переменная х2 | 20,39641109 | 4,72021281 | 4,321078712 | 0,022840825 | 5,374573183 | 35,418249 | 5,374573183 |
У | х1 | х2 | |||||
15,3 | 16,1 | 1,3 | |||||
16,4 | 15,4 | 1,2 | |||||
17,1 | 16,9 | 1,5 | |||||
17,4 | 16,1 | 1,4 | |||||
17,9 | 17,2 | 1,6 | |||||
18,4 | 17,7 | 1,7 |
Распечатка 3
ВЫВОД ИТОГОВ
Множественный R | 0,901 | |||||
R-квадрат | 0,813 | |||||
Нормированный R-квадрат | 0,766 | |||||
Стандартная ошибка | 2,582 | |||||
Наблюдения | ||||||
Дисперсионный анализ | ||||||
df | SS | MS | F | Значимость F | ||
Регрессии | 115,700 | 115,700 | 17,350 | 1,408% | ||
Остаток | 26,675 | 6,669 | ||||
Итого | 142,375 | |||||
Коэффициенты | Стандартная ошибка | t-статистика | Р - Значение | Нижние 95% | Верхние 95% | |
Y-пересечение | -205,755 | 57,414 | -3,584 | 2,309% | -365,161 | -46,349 |
х2 | 2,035 | 0,488 | 4,165 | 1,408% | 0,678 | 3,391 |
Распечатка 4
ВЫВОД ИТОГОВ
Множественный R | 0,960 | |||||
R-квадрат | 0,922 | |||||
Нормированный R-квадрат | 0,871 | |||||
Стандартная ошибка | 1,918 | |||||
Наблюдения | ||||||
Дисперсионный анализ | ||||||
df | SS | MS | F | Значимость F | ||
Регрессии | 131,335 | 65,667 | 17,844 | 2,16% | ||
Остаток | 11,040 | 3,680 | ||||
Итого | 142,375 | |||||
Коэффициенты | Стандартная ошибка | t-статистика | Р - Значение | Нижние 95% | Верхние 95% | |
Y-пересечение | -364,865 | 88,192 | -4,137 | 2,56% | -645,532 | -84,197 |
х1 | -0,670 | 0,325 | -2,061 | 13,13% | -1,7057 | 0,3647 |
х2 | 3,578 | 0,832 | 4,300 | 2,31% | 0,9298 | 6,2271 |
Эти и другие подобные продукты позволяют оперативно осуществлять расчеты по выявлению различных эконометрических функций. Отдельные программные продукты позволяют отбирать наиболее подходящие (адекватные) функции для решения как отдельных, так и комплекса экономических задач.
12.4. Тренировочные задания
1. Имеются данные, характеризующие динамику спроса (у) в зависимости от насыщенности рынка (х1) и фактора цен (х2):
;
;
.
Требуется предвидеть дальнейшее поведение спроса на периоды t7-12. Оцените адекватность выводов.
Решение рекомендуется на основе программы ПРА-1.
2. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения цен в зависимости от факторов:
;
;
.
Требуется определить, по каким ценам можно выставлять товары на потребительский рынок, если тенденция спроса и насыщенности рынка сохранится на прежнем уровне. Оцените адекватность выводов.
Решение рекомендуется на основе программы ПРА-1.
3. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения спроса в зависимости от покупательной способности:
;
.
Рекомендуются следующие функции:
у =а+bx;
y =a ∙xb;
y =a ∙bx.
Выберите соответствующие функции.
Решение рекомендуется на основе программы ПРА-1.
4. Обоснуйте целесообразность расширения производства, если:
;
;
.
При этом коэффициент использования производственной мощности не превышает 65%..
Решение рекомендуется на основе программы ПРА-1.
5. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения спроса во времени (t):
;
Требуется обосновать дальнейшее поведение спроса. Оцените адекватность выводов.
Решение рекомендуется на основе программы ПРА-1.
4. Электронное учебно-методическое обеспечение дисциплины
Стратегическое планирование и прогнозирование. Рабочая программа. [Электронный ресурс] CD
Стратегическое планирование и прогнозирование. Учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс] CD
Стратегическое планирование и прогнозирование. Электронный учебник. [Электронный ресурс] CD
5. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего и промежуточного контроля знаний.
5.1 Тестовые задания
1. Выберитепреимущества стратегического метода планирования:
а) ориентация на долгосрочную перспективу;
б) выпуск конкурентоспособной продукции;
в) активизация инвестиционной деятельности;
г) выход на внешний рынок;
д) максимальное, т.е. эффективное использование действующих производственных мощностей.
2. Отметьтеэлементы угроз:
а) замедление роста рынка;
б) удешевление продукции;
в) появление на рынке дешевой продукции;
г) создание интегрированных предприятий;
д) ухудшение покупательной способности.
3. Укажитеэлементы структурирования полей бизнеса в условиях конкуренции:
а) сегментирование бизнеса;
б) слабая инвестиционная привлекательность;
в) внешняя среда;
г) программно-целевое планирование, управление бизнеса;
д) учет факторов неопределенности бизнеса.
4. Выберитепреимущество индикативного метода планирования:
а) возможности выхода на новые рынки;
б) выпуск дешевой, конкурентоспособной продукции;
в) расширение производственного потенциала предприятия;
г) достижение конкурентных преимуществ;
д) создание дополнительных рабочих мест.
5. Отметьтепреимущество долгосрочного метода планирования в условиях жесткой конкуренции:
а) защита отечественных товаропроизводителей;
б) относительная стабилизация цен на выпускаемую продукцию;
в) ориентация на внутренний рынок;
г) формирование предприятий холдингового типа, концернов;
д) выход на конкурентные преимущества.
6. Расположитеограничения по значимости в соответствии с базовой эконометрической моделью стратегического планирования:
а) ограничения по активизации инвестиционной деятельности;
б) ограничения по определению потребности различных видов сырья;
в) ограничения по снижению себестоимости производства продукции;
г) ограничения по обеспечению спроса;
д) ограничения по определению дополнительных рабочих мест.
7. Выберитенаиболее привлекательные функции для оценки выпуска продукции, если выпуск продукции последовательно возрастает:
а) у = а + а1х1 + а2х2;
б) у =( а + а1х1 + а2х2)-1;
в) у = ах2 + bх + с ;
г) у = ахb ;
д) у = 10a + bx
8. Выберитенаиболее привлекательные функции для оценки себестоимости выпуска продукции:
а) у = (а + bх + сz)-1;
б) ;
в) у = а + bх + сz;
г) у = а + (bх - сz)-1;
9. Выберитенаиболее привлекательные функции для прогнозирования спроса:
а) у = а + bt;
б) у = a + bt + ct2;
в) ;
г) у = аb';
д) у = atb.
10. Выберитепоказатели конкурентоспособности:
а) срок окупаемости инвестиционных проектов;
б) снижение себестоимости продукции;
в) увеличение фонда накопления;
г) рост чистой прибыли;
д) выход на новые рынки.
11. Выберитеосновные принципы инновационной активности:
а) увеличение прибыли предприятия;
б) увеличение фонда потребления;
в) инвестиционная активность;
г) разработка новых информационных моделей.
12. Укажитеосновные принципы инвестиционной активности:
а) рост чистого дохода (прибыли) предприятия;
б) обоснование источников финансирования инвестиций;
в) обоснование цели и задачи инвестиционной деятельности;
г) обоснование инвестиционной концепции.
13. Выберитепреимущество стратегического метода планирования:
а) краткосрочное планирование;
б) индикативное, долгосрочное, перспективное планирование;
в) программно-целевое, региональное планирование.
14. Выберитепреимущество программно-целевого планирования в условиях конкуренции:
а) региональное планирование;
б) отраслевое планирование;
в) индикативное планирование;
г) перспективное планирование.
15. Укажитепоказатели эффективности производства:
а) стратегическое, долгосрочное планирование, региональное планирование;
б) рентабельность производства;
в) инновационная технология;
г) рост прибыли.
16. Расположитеограничения по значимости в соответствии с базовой моделью стратегического планирования:
а) ограничения по активизации инвестиционной деятельности;
б) ограничения по эффективному использованию производственного потенциала;
в) ограничения по снижению себестоимости продукции;
г) ограничения по рентабельности производства.
17. Отметьтепреимущество стратегического планирования бизнеса:
а) защита отечественных товаропроизводителей;
б) расширение производственного потенциала;
в) выпуск конкурентоспособной продукции;
г) достижение конкурентных преимуществ.
Тематика рефератов
При проверке остаточных знаний по курсу "Стратегическое планирование и прогнозирование" можно практиковать подготовку рефератов с последующей его защитой у преподавателя. Рефераты студенты готовят на формате А4 компьютерного текста не менее 60 страниц, но с обязательным требованием: на предприятиях по профилю специализации (в нашем случае ― предприятии пищевой промышленности).
Рефераты имеют:
ü введение;
ü теоретическая часть;
ü аналитическая часть;
ü практическая, т.е. результативная часть.
В теоретической части, как правило, обобщаются достижения в данной области знаний. В аналитической части даются количественные характеристики по выбранному предприятию. В практической части обобщаются конкретные выводы и рекомендации по выбранной проблематике.
Безусловно, реферат содержит введение, где обоснованы цели и задачи в данной проблематике. В конце реферата даются литературные источники, желательно основные и дополнительные.
Ниже приводится примерный перечень тем рефератов по курсу:
1. Стратегия развития бизнеса на примере предприятия.
2. Ценовая стратегия на примере предприятия.
3. Инновационная стратегия на примере предприятия.
4. Маркетинговая, рекламная стратегия на примере предприятия.
5. Организационная, производственная стратегия на примере предприятия.
6. Система экономико-математической модели (развернутой) на примере предприятия.
7. Закон трех ключевых факторов на примере предприятия (это новая тематика, практикуется в западных странах, где очень высокий уровень конкуренции).
8. Информационные модели стратегического планирования на примере предприятия.
9. Проблемы инвестиционной стратегии на примере крупных холдингов, торговых комплексов.
10. Проблемы региональной стратегии (конкретными регионами) и т.д.
11. Стратегия насыщенности потребительского рынка на примере конкретного объекта.
12. Стратегия немедленного реагирования на потребность потребительского рынка на примере конкретного объекта.
13. Региональная стратегия на примере федеральных округов.
14. Проблемы наступательной стратегии на примере объектов.
15. Проблемы оборонительной стратегии.
16. Стратегия развития бизнеса на примере предприятия.
17. Инвестиционная стратегия на примере объекта.
18. Составление развернутой экономико-математичес-кой модели стратегического планирования на примере торговых комплексов.
Студент вправе выбрать темы рефератов самостоятельно, предварительно согласовав с преподавателем курса. Но выбранная тема реферата должна отвечать общим требованиям. Если же студент успешно подготовит и защитит реферат, его можно освободить от экзамена по данному курсу по следующим оценкам: отлично, хорошо, удовлетворительно. Самое главное, что реферат практически полностью можно использовать при подготовке дипломных работ по выбранной специальности: бакалавриат или магистратура.
Реферат должен содержать: содержание, список использованной литературы, введение, теоретическую часть, аналитическую часть, практическую часть с выводами и рекомендациями.
5.3. Итоговые вопросы по курсу дисциплины
1. Стратегическое планирование: суть и содержание. Исходные предпосылки стратегического планирования.
2. Инвестиционная стратегия: суть, содержание: обоснование объектов первоочередного инвестирования.
3. Причины появления стратегического планирования, управления.
4. Стратегия роста, стабилизации, деинвестирования.
5. Конкуренция, деловая стратегия; процесс формирования общей стратегии.
6. Факторы, влияющие на стратегию: угрозы, шансы, риск, оценка конкурентной стратегии.
7. Инновационная стратегия: подходы к разработке стратегии.
8. Понятие финансовой стратегии и финансового стратегического планирования: стратегия привлечения финансовых ресурсов.
9. Основные виды и типы стратегий. Базовые и функциональные стратегии.
10. Базовые и обеспечивающие модели стратегического планирования.
11. Схема процесса стратегического планирования: видение, миссия, формирование целей.
12. Стратегия развития бизнеса; стратегия финансового инвестирования.
13. Стратегия развития федеральных округов Российской Федерации.
14. Система моделей стратегического планирования и прогнозирования.
15. Внешнеэкономическая стратегия. Основные признаки, тенденции.
16. Понятие насыщенности потребительского рынка: принципы, методы.
17. Выявление проблем развития фирмы. Этапы стратегического планирования. Специфика стратегического планирования.
18. Анализ макроокружения: угрозы, шансы, риск, оценка конкурентной позиции; цикл стратегического планирования.
19. Индикативное развитие бизнеса. Целевые комплексные программы. Стратегический бизнес план.
20. Влияние АПК на социальный комплекс: состояние, проблемы (задачи).
21. Ценовая стратегия, финансово-промышленные группы, стратегические сети и другие.
22. Маркетинговая, рекламная стратегии.
23. Система эконометрических моделей стратегического планирования: суть, содержание; основные, дополнительные переменные величины.
24. Двухсекторная модель стратегии спроса, ценообразования, выпуска продукции.
25. Конкурентная стратегия реформирования деятельности предприятия.
26. Инвестиционная стратегия, инвестиционный рынок.
27. Управление инвестиционной деятельностью (инвестиционный рынок).
28. Производственные стратегии, технологические стратегии, ресурсные стратегии, стратегии прибыли, стратегии качества, инновации.
29. Развитие АПК: состояние, проблемы.
30. Факториальные модели стратегического роста.
31. Базовая модель стратегического планирования: переменные величины, ограничения.
32. Инвестиционная стратегия. Инвестиционные проекты.
33. Информационное обеспечение системы эконометрических моделей стратегического планирования, обеспечивающие эконометрические модели.
34. Предпринимательская стратегия, корпоративная форма организации бизнеса.
35. Суть и содержание ограничений модели стратегического планирования.
36. Процесс моделирования среды при стратегическом планировании.
37. Инновационная стратегия: основные виды, типы.
38. Матрица SWOT (сильные, слабые стороны: возможности, угрозы).
39. Суть и содержание ограничений по определению потребности ресурсов.
40. Двухуровневая модель стратегического планирования спроса: суть, содержание, механизмы функционирования.
41. Суть и содержание ограничений по определению дополнительных рабочих мест в модели стратегического планирования.
42. Влияние непроизводственной сферы на развитие АПК.
43. Система эконометрических моделей стратегического планирования: базовые и обеспечивающие модели. Суть и содержание.
44. Конкурентная стратегия фирмы.
45. Стратегическое планирование: его функции в системе планирования и управлении в деятельности фирмы.
46. Анализ макроокружения: угрозы, шансы, риск, оценка конкурентной стратегии.
47. Базовая модель стратегического планирования: переменные величины, ограничения.
48. Модель прогнозирования стратегии спроса.