Перенасыщенности потребительского рынка
(МСМД в условиях ППР)
Факты, комментарии. В настоящее время в отечественной и зарубежной практике накоплен положительный опыт разработки различных алгоритмов, инструментов, моделей оценивания и управления экономическими процессами. В частности К.Эндрюс предлагает алгоритм SWOT-анализа, который используется для выбора стратегических управленческих решений.
Заслуживает внимания разработка бостонской консультационной группы "матрица рост-доля рынка". В 1975 г. Британско-голландская химическая компания разработала и внедрила модель позиционирования бизнеса. Далее появилась модель, описывающая цикл развития рынка товара на основе эволюции рынка. В 1980-е годы специалисты обратили внимание на модели М.Портера (пяти конкурентных сил).
Новым направлением стала концепция стратегических карт, разработанная Р.Капланом и Д.Нортоном в 1992 г. Затем была выявлена "Пирамида деятельности компании" (Л.Мейсель, Р.Линч и другие).
К.Адамс, П.Робертс в 1993 г. предложили модель, которую они назвали "оценка эффективности деятельности и роста". Согласно этой модели наибольшее значение имеет оценка эффективности компании в четырех направлениях:
ü во внешней среде;
ü во внутренней среде;
ü сверху вниз организационной иерархии, т.е. распространение и адаптация общей стратегии компании на все уровни;
ü снизу вверх, т.е. усиление влияния акционеров и расширение свободы действий работников.
Также заслуживают внимания в области стратегического планирования и управления исследования таких ученых, как Г.Голубков, С.Доннел, Л.Евенко, Э.Квейд, В.Кинг, Д.Клиланд, М.Крейсберг, Г.Кунц, Б.Мильнер, Б.Райзберг, В.Рапопорт, Т.Саати, Г.Саймон, Д.Смитбург, В.Томсон, Г.Хейл, С.Янг и другие.
Однако, в условиях интенсивной конкуренции, т.е., по существу, в условиях перенасыщенности потребительского рынка ― в разработанных механизмах, алгоритмах, моделях в явном виде обоснование выпуска конкурентоспособной продукции не учитывается.
В связи с этим для обоснования конкурентных преимуществ предлагается модель выпуска конкурентоспособной продукции в условиях перенасыщенности потребительского рынка (МВКП в условиях ППР).
Содержание модели. Продолжаем рассуждения относительно выпуска конкурентоспособной продукции в условиях перенасыщенности потребительского рынка. Допускаем, что точка А является предельно допустимой, характеризующей уровень насыщенности потребительского рынка (рис. 2.2).
у
не выгодно!!!
А
0 t
Рис. 2.2. Имитация предельно-допустимой точки насыщенности
потребительского рынка
Последнее означает, что если производить продукцию (товар) или завозить товар посредником в прежних объемах, ассортиментах, то товаропроизводителям, посредникам грозит банкротство, поскольку реализовать товар прежними ценами, темпами и пропорциями станет невозможным. Покупатели этого не воспримут. В таких условиях, как правило, покупатели диктуют свои условия. Для решения аналогичных задач сначала рассмотрим две условно автономные задачи.
Первая. Выпуск конкурентоспособной продукции, качественные характеристики которой превосходят тех товаров, которые присутствуют на потребительском рынке, и, кроме того, является более дешевой. В данном случае речь идет о новых (прогрессивных) технологических способах, приемах выпуска товара. Но при этом должно быть обеспечено получение дополнительного прироста прибыли.
Вторая. Не менее технологический способ введения, т.е. выпуска товара, за счет стабилизации ценового фактора и увеличения товарооборота, позволяющий достичь конкурентных преимуществ с тем расчетом, чтобы получить дополнительный прирост прибыли.
Графическая интерпретация обозначенных задач представлена на рис. 2.3, рис. 2.4.
у
0 t
Рис. 2.3. Имитация выпуска конкурентоспособной
продукции за счет качества, корректирования цен
у
0 t
Рис. 2.4. Имитация выпуска конкурентоспособной продукции за счет
стабилизации цен и увеличения товарооборота
Количественные характеристики выпуска конкурентоспособной продукции могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от конкретных обстоятельств и ситуации на предприятиях, потенциальных возможностей конкурентов и т.д. В нашем случае, исходя из графического представления, предпочтение (условно) отдается второй задаче.
Автономные задачи имеют определенные приоритеты, но они не имитируют систему в целом. В связи с этим для более полного имитирования предлагается системная модель трех конкурентных сил (факторов) в условиях перенасыщенности потребительского рынка (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Модель трех конкурентных сил (версия-базовая) с учетом дополнительного прироста прибыли в условиях перенасыщенности
потребительского рынка
В модели в одно целое объединены три главных (ключевых) фактора, в частности, качество, товарооборот и фактор выявления (обоснования) стабилизации цен, т.е. замедление темпов роста цен с тем расчетом, чтобы гарантировать (в любом случае) получение дополнительного прироста прибыли.
Количественные оценки выпуска конкурентоспособной продукции осуществляются на основе различных модульно-программных средств. В автономных задачах расчеты могут осуществляться на основе измеряющих двухфакторных алгоритмов, а в модели МВКП ― на основе трехфакторных различных алгоритмов в зависимости от содержания и характера исходной информации. В отдельных случаях может использоваться целая система взаимосвязанных измеряющих локальных алгоритмов и даже моделей.