Анализ элементов среды для организаций различных размеров

Размер организации Степень значимости уровней в коротком периоде
Высокая Средняя Низкая
Международная транснациональная компания Внутренняя Рабочая Общая   -   –
Корпоративное национальное объединение Внутренняя Рабочая Общая   -   –
Средняя Внутренняя Рабочая Общая -
Маленькая Внутренняя Рабочая - Общая
Очень маленькая Внутренняя Рабочая - Общая

в последние десятилетия бизнес вынужден сочетать анализ внутренних проблем с особо внимательным подходом к внешним аспектам своей деятельности. Большинство современных рынков перенасыщены товарами, конкуренция в предложении товаров и услуг достигла особой остроты. Общим правилом стало быстрое обновление товарных рынков и связанные с ним технологические изменения. Неотъемлемым элементом текущей хозяйственной деятельности становится глобализациябизнеса, приобретение им международного характера. Особое значение для деятельности фирмы приобретает социально-политический динамизм развития общества. Современные фирмы, предприятия – это открытые системы, внутренняя стабильность которых зависит от условий внешней среды.

4. Прежде чем приступить кпоиску информации, фирма должна определить круг вопросов по каждому из значимых элементов внутренней среды. Примерный перечень признаков для характеристики внутренней среды представлен в табл. 2.2, аналогичным способом составляется перечень вопросов для обзора внешней среды. Характер информационных источников имеет широкий перечень субъектов и разнообразие.

Многие фирмы для получения особо–важной и достоверной информации стремятся воспользоваться специальными (особенными) источниками, часто нелегальными.Однако нужно иметь в виду, что ориен-

Таблица 2.2

Характеристика признаков внутрифирменного планирования

Объект Признаки
    Производство Размеры и мощность Тип, возраст и технологический уклад оборудования Источники поставок Уровень производительности Инновационные возможности Нормирование труда Уровень брака
  Маркетинг Номенклатура продукции Качество и новизна продукции Размеры и доля рынка Качество маркетинговых исследований Эффективность применения рекламы Организация продаж и сервиса
  Финансы Активы Валовые накопления Доходность Источники денежных поступлений Показатели баланса
  Организационная структура. Власть и лидерство Характер делегирования полномочий Тип организационной структуры Отношения между менеджерами и рабочими Характер власти Эффективность менеджмента


тировочно 90% нужной, соответствующей (релевантной) информации можно извлечь из легальных источников. Их многообразие представленона (рис. 2.4). Сбором нужной информации обычно занимается служба планирования. Этот процесс координируется и контролируется высшим менеджментом с использованием более широких возможностей дополнительных информационных каналов.

5. Оценка информации- заключительный этап анализа среды предприятия. Итоги оценки используются в качестве основы для стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии. Основная цель оценки информации – выяснение отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность фирмы. В процессе оценки главный акцент смещается от понимания среды к выяснению того, как данное состояние среды может повлиять на фирму.

Внешняя среда
Факторы Элементы высшего менеджмента
Политические Экономические Социальные Технологические Личный опыт, журналы и газеты, деловые отчеты, профессиональная литература, совещания, отраслевые конференции, коллегии министерств, международный опыт и др.

Анализ элементов среды для организаций различных размеров - student2.ru Анализ элементов среды для организаций различных размеров - student2.ru Анализ элементов среды для организаций различных размеров - student2.ru

Внутренняя среда
Факторы Элементы менеджмента
Производство Маркетинг Финансы Организационно- управленческая структура Личный опыт, деловые отчеты, конференции, комитеты, докладные записки, менеджеры, работники фирмы, лица заинтересованные в работе фирмы, внешние участники, аудит и другие источники

Способы реакции: понять; интерпретировать; увязать(оптимизировать); принимать решения
Анализ элементов среды для организаций различных размеров - student2.ru

Анализ элементов среды для организаций различных размеров - student2.ruРАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ

Рис. 2.4. Классификация источников информации планирования

Существует несколько распространенных методов оценки. Среди

них отметим метод "5 ´ 5", который был предложен в 1984 г. А.Х. Меском для определения наиболее значимых элементов внешней среды. Метод включает в себя 5 вопросов о 5 факторах внешней среды:

если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы 5 из них;

какие из 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность?

какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны?

если вы уже определили направление стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей?

назовите 5внешних сфер деятельности, возможные изменения в которых могли бы стать благоприятными для вас.

Для того чтобы дать достоверный ответ на каждый из 5 вопросов, необходимо собрать фактическую информацию о среде фирмы и попытаться дать прогнозы ее будущего состояния.

Специалист по анализу среды Дж. Вилсон для лучшего понимания характера среды предложил другой метод – матрицу "Вероятность усиления фактора – воздействие фактора на организацию" (табл.2.3).

Если в соответствии с матрицей значение фактора оказывается высоким, ему должно быть уделено особое внимание при разработке стратегии фирмы. Одним из наиболее распространенных методов оценки среды является метод СВОТ (SWOT — no начальным буквам английских

Таблица 2.3

Наши рекомендации