Модель личностных черт «Большая пятерка»
Личность – главная определяющий фактор человеч-х мыслей, чувств и поведений.
Разделения на типы, на основе отношения их черт.
Черты – это составляющая личности, кот. описывает опред-ые склонности: образа мысли, чувств, поведения (склонности к застенчивости и общительности).
Черты выстр-ся по иерархии.
Модель «Большая пятерка» (Хоманс) предполагает формирование коллектива и управления им на основе 5 черт личности:
1)Экстраверсия – высоко
2) Неврастения – низко
3)Уживчивость – умеренно
4)Добросовестность – умеренно
5) Открытость опыту – умеренно
Экстраверсия предполагает открытость, полож-но эмоц-й настрой, общительность, душевность.
Неврастения, бесконечное беспокойство, склонность к истерикам. Уживчивость – ответственность, открытость к людям, доверчивость, прямота.
Добросовестность, определяется отвест-ю, трудолюбием, компетен-ю, любовь к порядку.
Открытость опыту, способность к творчеству, широта интересов.
Модель личностных черт «Большая пятерка»:
-не выделяет плохих или хороших черт личности;
-каждый человек по своему уникален, и личности разных людей могут соответствовать различным сферам деятельности;
-руководитель должен понимать особенности личности и должен уметь работать с любым типом.
Стресс – состояние психис-го напряжения и поведен-го расстройства, связанного с неспособностью человека действовать разумно.
Факторы, вызывающие стресс:
-вне орг-ции;
-групповые;
-организ-е;
-произ-ые: оргструктура, стиль упр-я, характер работы.
Факторы стрессовоустойчивости человека:
-индивид-ые черты хар-ра;
-характер и продол-ть стрессора;
-комбинация агрессоров
Характеристика групп и фазы развития.
Чем можно «управлять».
а)Трудовыми ресурсами (штат), т.е. теми объектами упр-я, кот. «измеряемы», в основном в количественной форме с позиции менеджмента.
б)Человеч-е ресурсы (персонал), т.е. объектами управ-я, кот. измеряемы частично в качественной форме (управлять в условиях недостатка информации и слабой прогнозир-ти поведения объекта упр-я при принятии того или иного управ-го решения)
Человеческие ресурсы – это совокупность професс-х, деловых, межличностных качеств членов команды и из возможностей (влияние, «веса» связей), кот. могут быть использованы в деят-ти.
Трудовые ресурсы явл. частью человеческих ресурсов, рассматриваемых как измеряемый ресурс.
Персонал – это конкретные индивидуумы, часть. кот-х явл. их квалификация, исполнение функционально-должностных обязанностей. Цели и нормы групп. Цели группы: выполнении миссии орг-ции, зависит от общей системы деят-ти в кот. входит группа, от личностных особенностей членов группы.
Нормы группы:
-предст-ют собой несколько неписанных правил, опред-х, что в рамках группы допустимо, а что – нет;
Группа харак-ся:
-количество членов группы;
-статусом;
-ролями членов группы.
Группы делятся на:
-формал-е, неформ-е
- руководителей и группы исполнителей.
Фазы развития группы:Это периоды групповой деят-ти, отличное друг от друга.ю позициями и чувствами чл. группы.
ДОПИСАТЬ
Статусы и роли в группах.
2 вида статуса:
-соц-й, пред-ет собой положение человека, кот. он занимает автоматически как представитель большой группы (национальный, религиозный);
-личный, человек занимает в малой группе или первичной группе, данный статус зависит от оценки окружающих, личных харак-к человека.
Статус человека в организации или группе опред-ся рядом факторов:
-иерархией положения в орг-ции в соответствии с должностью;
-название должности, места расположения кабинета, оформление кабинета и т.д.;
-уровень образования;
-социальные таланты;
-информативность и накопленный опыт.
Статусы чаще всего опред-ют роль человека в организации. Распределение ролей, для обеспечении эффективной деятельности явл. обязательным.
Распределение ролей чаще всего связано с психологическими типологиями личности.
Позиции:
1)лидер группы
2)эксперт
3)конформист (чел-к кот уходит от ответственности, ленивый)
4)оппозиционер (противник всего)
5)аутсайдер
Роли эффек-й группы:
1)аналитич-я роль (роль математика): выработка альтернат-х решений, чел-к рассудительный, с хорошей интуицией
2)командный игрок: чел-к рискованный, имеет диплом-е навыки, слушатель, может убедить другого, использ-ся на внешиних связях – ведет переговоры
3)финишер, чел-к кот-й осущ-ет конечный этап деятельности, ищет ошибки и исправляет их; человеку присуще стратегическое мышление, внутренняя дисциплина.
4)специалист – профессионал, человек-одиночка не связан с коллективом.