Группа как объект управления
Под коллективом организации понимается группа людей, объединенная для достижения организационных целей и осуществляющая совместную социально полезную деятельность. Группа живет по единым для всех правилам взаимоотношений, которые обеспечивают: высокий уровень сплоченности работников, здоровый морально-психологический климат, единство действий и устремленность на качественное решение стоящих перед организацией задач, высокие результаты деятельности. Таким образом, основными психологическими признаками коллектива являются: сплоченность, морально-психологический климат, единство и целеустремленность действий, наличие условий для удовлетворения каждым своей потребности быть полноценной личностью, для
Под сплоченностью понимается единство, целостность, монолитность коллектива, взаимопомощь и взаимоподдержка, она характеризуется высоким уровнем взаимной привязанности членов коллектива, их согласием в отношении важных объектов ориентации и осознанием этого согласия.
Структура сплоченности включает:
1. Ценностно-ориентационное единство - совпадение позиций и оценок к целям деятельности, способам их достижения, нормам взаимоотношений между сотрудниками, руководителями и подчиненными, происходящим в организации событиям и другим вопросам, проявляющиеся в коллективном мнении и соблюдении каждым работником правил поведения.
2. Деятельностное и волевое единство – высокий уровень активности и слаженности действий сотрудников, способность мобилизоваться для преодоления трудностей, возникающих при решении стоящих перед коллективом задач.
3. Организационное единство – высокая организованность группы, основанная на совпадении индивидуальных и групповых интересов, четкое распределение обязанностей и степеней ответственности, непротиворечивость формальной и неформальной структур организации, способность коллектива регулировать поведение и деятельность входящих в него людей.
4. Интеллектуальное единство – отлаженный процесс совместного осмысления и решения общих вопросов жизнедеятельности коллектива
5. Эмоциональное единство – совпадение настроений и переживаний того или иного события, высокий уровень эмоциональной идентификации.
Признаки здорового морально-психологического климата:
1. Высокая степень солидарности друг с другом – постоянное оказание необходимой и действенной поддержки, взаимопомощи, сотрудники испытывают чувство защищенности, уверенности в себе;
2. Доверительное, доброжелательное и требовательное отношение друг к другу – взаимоотношения рассматриваются как товарищеские, основу отношений составляют интересы дела, организации;
3. Свободное выражение собственного мнения – каждый имеет право высказать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы, никто не сомневается, что будет внимательно выслушан и его тачка зрения не будет проигнорирована;
4. Чувство удовлетворения от нахождения в коллективе – сотрудники организации испытывают желание быть составной частью этого коллектива, стремятся быть полезными, работают в полную силу своих возможностей, у них доминируют оптимистичное настроение и повышенный жизненный тонус
Важным фактором социально-психологического климата является стиль руководства. Авторитарный стиль в ряде случаев обеспечивает наивысшую эффективность групповой деятельности – успех окрыляет группу и оправдывает данный стиль в глазах участников. Однако с точки зрения влияния на СПК этот стиль не является наилучшим, т.к. во взаимоотношениях часто появляется враждебность, а также элементы покорности и заискивания. При демократическом стиле руководства количественные итоги работы могут оказаться ниже, но желание работать проявляется сильнее, повышается качество и оригинальность исполнения, развивается творческий подход к делу. Наихудшим стилем руководства является попустительский стиль. Работы выполняется меньше и качество ее становится хуже, участники не получают удовлетворения от работы, отношения портятся.
Под динамикой внутриколлективных социально-психологических явлений понимается серия различных психологических процессов в цикле и на всех стадиях, от нулевого момента начала развития коллектива, через его расцвет и до фактического распада организации. Эти явления делятся на две группы: способствующих интеграции коллектива или ведущих к его дезинтеграции.
Способствуют интеграции коллектива:
· в межличностных отношениях – симпатии, сотрудничество, сопереживание, лидерство, конформность, коллективистское самоопределение, эффекты «ровни» и «привлекательности», альтруизм;
· в межгрупповых отношениях – коллективное мнение, коллективное настроение, позитивные традиции, групповое принятие решений, нормообразование.
Ведут к дезинтеграции коллектива:
· в межличностных отношениях – антипатии, соперничество, эффекты «ореола», «акцентировки», «последовательности», межличностные конфликты, нонконформизм
· в межгрупповых отношениях – создание микрогрупп отрицательной направленности, слухи, межгрупповые конфликты.
Коллективное мнение представляет собой совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение коллектива к различным событиям, людям и др. Коллективное мнение выполняет несколько функций: нормативную, оценочную, побудительную. Логика развития коллективного мнения такова: событие; непосредственное переживание события и его оценка; обмен взглядами, чувствами, оценками; группировка мнения вокруг основных точек зрения; формирование общего мнения в процессе дискуссии.
Причинами возникновения отрицательного коллективного мнения могут быть: ложные критерии оценки события, факта; искаженная информация о событии; недостатки в организации жизнедеятельности работников; низкий авторитет руководителей; наличие и влияние на людей отрицательно направленных лидеров.
Условиями эффективного управления коллективным мнением являются: знание проблем подчиненных, их индивидуальных особенностей, причин по которым они занимают такую позицию; высокий авторитет руководителя; всестороннее информационное обеспечение.
Под коллективным настроением понимается совместное переживание людьми различных фактов, событий, явлений. Особенностями коллективного настроения является то, что оно обладает особой заразительностью, обусловлено преимущественно социальными факторами, имеет высокую побудительную силу и динамизм протекания.
Нормообразование – это процесс появления совокупности правил и требований, которые вырабатываются группой в процессе совместной деятельности и играют роль важнейшего средства регуляции поведения, характера взаимоотношений и общения между членами группы (организации).
Под микрогруппой отрицательной направленности понимается объединение людей, цели и действия которых противоречат достижению целей организации и направляются на разрушение сложившихся позитивных организационных традиций. Как правило, в основе образования таких микрогрупп лежит стремление изменить сложившуюся структуру взаимоотношений с целью создания более комфортных материальных или психологических условий для себя.
В своем развитии коллектив может проходить несколько этапов:
· этап становления
· этап наивысшего развития
· этап стагнации
· этап распада
Этап становления включает в себя
- стадию начального формирования коллектива (восприятие и первичная оценка, образование микрогрупп и выдвижение лидеров, начало формирования коллективного мнения и настроения); - стадию закрепления первичных социально-психологических образований (оформление микрогрупп, формирование четкого отношения к целям и способам деятельности, закрепление формы поведения в соответствии со статусом в группе, в микрогруппах продолжает формироваться групповых мнений, возрастает вероятность возникновения конфликтов между микрогруппами, а также их сближения, сплоченность, свой микроклимат и сработанность в микрогруппах);
- стадию развитых коллективистских отношений (сближение положительно направленных микрогрупп, появление чувства «мы» по отношению ко всему коллективу, активное участие в принятии решений по общим вопросам жизнедеятельности, распад или уход отрицательно направленных микрогрупп, усилия по сплочению коллектива и недопущению конфликтов, формирование коллективного мнения, подъем настроения у большинства членов коллектива;
Этап наивысшего развития коллектива характеризуется высоким уровнем самосознания, коллективного чувства «мы», полным проявлением процессов групповой идентификации, развитием функционально-ролевой совместимости, коллективистским самоопределением, высоким уровнем организованности и дисциплины, здоровым морально-психологическим климатом, упрочением традиций.
Этап стагнации характеризуется застоем в развитии внутриколлективных отнрошений, спадом активности сотрудников. Характерной для этапа становится бюрократизация взаимоотношений между «элитой» и другими членами коллектива.
Этап распада. Рвутся внутриколлективные связи ответственной взаимозависимости, нарушается информационный обмен, падает настроение и активность сотрудников. Данный процесс может протекать в форме как постепенного, так и «обвального» распада коллектива. Чем выше уровень развития коллектива, тем больше вероятность замедления регрессивных процессов.