Проблема управленческой деятельности в психологии менеджмента
2.1.1. Понятие «управленческая деятельность» и ее психологические особенности.
Охарактеризовать сущность и психологическое содержание управленческой деятельности - это фактически определить предмет психологии управленческой деятельности и его взаимосвязи с другими предметами изучения. Трудности этой задачи связаны со сложностью вычленения этой области исследования из общеуправленческой (теория управления) и организационной (организационная психология) проблематики.
Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории, она изучается многими науками. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология.
Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность, системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит мотив.
Деятельность предполагает два основных плана характеристики – внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции (цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психические свойства субъекта, психические процессы, а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.). Основными средствами реализации деятельности являются действия и операции.
Психология деятельности включает два основных раздела: психологию индивидуальной и совместной деятельности. Психологическая специфичность управленческой деятельности состоит в том, что она является той и другой одновременно. Т.е. она представляет качественно своеобразный тип деятельности, синтезирующий в себе два других основных типа деятельности. С одной стороны она предполагает наличие ряда управляемых субъектов, т.е. является совместной. С другой стороны, это индивидуальная деятельность руководителя, направленная на решение задач управления.
Такая синтетическая природа управленческой деятельности (УД) обуславливает наличие у нее ряда психологических особенностей.
1). УД характеризуется опосредованной связью с результатами функционирования организации. Руководитель сам не участвует в создании конечных результатов. По данному признаку УД дифференцируется от исполнительской деятельности, и чем больше она освобождается от непосредственно исполнительского труда, тем она более эффективна.
2). УД очень специфична по своему предмету. Она предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Предметом ее выступают специфические объекты, каковыми являются люди, личности. Т.е. ее предметом, объектом воздействия являются субъекты и таким образом субъект и объект труда являются идентичными по сложности своей организации и тождественными по своим основным психологическим особенностям. Кроме того, руководитель имеет дело со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологиеские отношения, что придает предмету УД дополнительную специфику. В связи со сказанным УД относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей, где объектом управления является материальный неодушевленный предмет.
3) УД очень специфична по своему процессу. Ее суть – организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»), метадеятельность.
4) По своему содержанию УД представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решений, контроля и др.) Эти функции присущи любой УД, хотя степень их выраженности может быть различной.
5) Целью УД является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы особого типа – социотехнической системы. Ее составляют два разнородных компонента – «технологический» и «человеческий». Труд руководителя включает, с одной стороны, технологический, инструментальный аспект, с другой – связан с организацией межличностных взаимодействий. Эти аспекты не всегда гармонично сочетаются и требуют качественно разных форм и способов поведения, что увеличивает уровень сложности деятельности.
6) УД специфична по организационному статусу ее субъекта – руководителя. Этот статус двойственен: руководитель одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее – над ней - в силу своего иерархически высшего положения. Т.е. для обеспечения эффективности деятельности он одновременно должен быть неформальным лидером (по принципу коллегиальности, координации) и сохранять иерархическое начало, оптимальную дистанцию (по принципу иерархии, субординации).
7) УД специфична по ее условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся:
· жесткие временные ограничения,
· хроническая информационная неопределенность,
· наличие высокой ответственности за конечные результаты,
· нерегламентированность труда,
· постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение экстремальных стрессовых ситуаций
К внутренним условиям относятся:
· необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач,
· противоречивость нормативных (в том числе – законодательных) предписаний, их неопределенность или отсутствие,
· сложность формулирования в четком виде оценочных критериев эффективности деятельности
· множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и противоречивость требований с их стороны,
· неалгоритмированность деятельности.
Все характеристики УД образуют в своей совокупности определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущий ей как особому типу профессиональной деятельности, который может проявляться с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, определяющим эти различия, является уровень руководства, иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки и наоборот.
Выделяются три основные категории управленческих должностей, содержание деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков. Это — уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена. Руководители низшего звена (синонимы: руководители первого, низового звена, операционные руководители, «младшие начальники») принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над работниками (подчиненными, не управляющими). Типичный их пример — мастер, заведующий отделом. Руководители среднего звена координируют и контролируют работу «младших начальников». Примеры руководителей среднего уровня — декан в вузе, директор филиала в фирме. Руководители высшего звена — те, кто возглавляют крупные производственные, социальные и государственные организации, находятся на самом верху их иерархии, отвечают за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого уровня гораздо меньше численности двух предыдущих. Однако этот уровень оказывает несопоставимо большее, чем они, влияние на организации.
На любом из этих уровней и подуровней сохраняются все основные психологические признаки управленческой деятельности, т.е. ее качественная специфичность. Однако в пределах сохранения этого качества мера их выраженности претерпевает существенные различия.
Рис. 2. Уровни управленческой деятельности