Развитие психологии менеджмента за рубежом

Американская классическая модель менеджмента

Предпосылки возникновения американского менеджмента связаны с особенностями возникновения американского общества и капитализма. Особенности возникновения американского общества: относительно молодое, образованное переселенцами из стран Европы, а позднее и из стран востока. Из Европы - это гонимые церковью еретики (английские пуритане, немецкие и чешские протестанты, французские гугеноты). Первые переселенцы подчинялись нормам пуританской морали с её ценностями: полезность, рационализм, индивидуализм (полагаются на себя, а не на общество или правительство). Общество замкнутое, зацикленное на жизни своего континента. Члены такого общества не интересуются другими, все самое важное интересное и замечательное происходит у них, они патриотичны, правдивы (врать не принято, уличение навсегда погубит репутацию). Во взаимоотношениях людей в этой культуре доминирует деловая ориентация, действие, активность (не принято болеть), они энергичны, трудолюбивы, практичны, неистощимо одержимы «деланием» денег, а бедность является результатом собственной лени и безделья. Таким образом, осваивали континент люди с определенным менталитетом, системой ценностей.

Изначально американский менеджмент был ориентирован на индивидуальный успех. Предприятия создавались на основе акционерных обществ, где акционерами были отдельные физические лица, которые естественно хотели получить прибыль как можно быстрее. В связи с этим первая классическая модель американского менеджмента была больше ориентирована на результат, работу, то есть легче создавать ряд успешных ориентированных на краткосрочный успех фирм, которые приносили бы быстрые доходы, чем поддерживать и развивать одну крупную династийную фирму.

Японская модель менеджмента

Эта модель менеджмента сформировалась после Второй мировой войны, в которой Япония потерпела поражения.

Основные принципы японского менеджмента (по Олстону):

· рабочий достаточно разумен, чтобы самостоятельно увеличить производительность и качество своего труда. Три административных метода, позволяющие реализовать этот принцип, – кружки качества, стимулирование всех в совершенствовании умений, практика перевода рабочих с одного места на другое;

· рабочийстремится сделать свою работу лучше. Два административных метода – пожизненный найм, премирование в случае повышения прибыли фирмы;

· рабочие и собственники образует «семью». Три административных метода: оказание новичку помощи, проведение свободного времени вместе, взаимное обязательства фирмы и работника;

· группа важнее отдельной личности. Два административных метода: продвижение по службе и начисление платы зависит от стажа, а не от способностей и успехов отдельного, успех оценивается как результат работы группы;

· партнерство и сотрудничество в производственных отношениях. Два административных метода: специальная программа обучения новичков, направленная на формирование у них чувства лояльности к фирме, формирование гармонии и группового согласия.

Сравнительная характеристика американской и японской моделей

Менеджмента

Японская модель Американская модель
Управленческое решение принимается коллективно на основе единогласия Индивидуально
Коллективная ответственность Индивидуальная
Нестандартная, гибкая структура управления (проектная) Строго формализованная, иерархическая структура управления
Неформальная организация контроля Четко формализованная
Коллективный контроль Индивидуальный контроль руководителя
Замедленная оценка работы сотрудника и карьерный рост Быстрая оценка и ускоренное продвижение по службе
Ориентация управления на группу На отдельную личность
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и коллективному результату По индивидуальному результату
Преобладание личных неформальных отношений руководителя с подчиненным Формальных
Продвижение по службе по старшинству и стажу Деловая карьера - личные результаты
Подготовка руководителей универсального типа Узкоспециализированных
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу По индивидуальным результатам, достижениям
Долгосрочная занятость, пожизненный найм Найм на короткий срок
Ориентация на качество образования и личностный потенциал работника Соответствие работника требованиям рабочего места, должностным обязанностям
Ориентация на длительную перспективу, исполнитель каждой операции должен рассматривать последующего как своего потребителя Решение текущих задач, каждый выполняет свою операцию независимо от того, как работа выполнена раньше


Наши рекомендации