Измерение, анализ и улучшение.
Общие положения
Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для
a) демонстрации соответствия требованиям к продукции,
b) обеспечения соответствия системы менеджмента качества, и постоянного повышения результативности системы менеджмента качества.
Это должно включать определение применимых методов, в том числе статистических, и область их использования.
Для более качественного анализа необходимо, чтобы полученные данные были приведены к удобному виду, т. е. должна быть создана соответствующая система обработки результатов измерений.
Измерению подлежат выходные данные процесса, обеспеченность процессов необходимыми ресурсами и удовлетворённость внутренних потребителей (тех потребителей, которым поступают выходные данные процесса). Но непосредственно измерить выходные данные, обеспеченность ресурсами и удовлетворённость внутренних потребителей затруднительно. Поэтому для измерения СМК ИСО 9001 нужно разработать соответствующие показатели, которые характеризуют эти данные, и проводить измерение этих показателей.
Для разработки системы измерения процессов СМК и СМК и их измерения, оценки результативности и анализа результатов измерения можно предложить следующие этапы:
1) разработка показателей выходных данных, обеспеченности ресурсами и удовлетворённости внутренних потребителей процессов СМК;
2) выбор шкалы измерения;
3) разработка методики измерения;
4) разработка критериев оценки результативности процессов СМК и СМК;
5) проведение измерений;
6) оценка результативности процессов СМК и СМК;
7) анализ результатов измерений и функционирования процессов СМК и СМК.
Анализ данных
Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников.
Анализ данных должен предоставлять информацию, касающуюся
a) удовлетворенности потребителя,
b) соответствия требованиям к продукции,
c) характеристик и тенденций процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий, и
d) поставщиков.
Улучшение
Постоянное улучшение
Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.
Корректирующие действия
Организация должна предпринимать корректирующие действия с целью устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.
Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к
a) анализу несоответствий (включая жалобы потребителей),
b) установлению причин несоответствий,
c) оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий,
d) определению и осуществлению необходимых действий,
e) записям результатов предпринятых действий, и
f) анализу результативности предпринятых корректирующих действий.
Предупреждающие действия
Организация должна определить действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.
Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:
a) установлению потенциальных несоответствий и их причин,
b) оцениванию необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий,
c) определению и осуществлению необходимых действий,
d) записям результатов предпринятых действий, и
e) анализу результативности предпринятых предупреждающих действий.