Измерение, анализ и улучшение

В АлтГТУ определены и применяются процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения.

В университете периодически проводятся внутренние аудиты, являющиеся высшей формой контроля руководством СМК. Аудит проводится по всем процессам СМК, устанавливая связь между целями процесса, ходом реализации процесса и результатами процесса и выявляя слабые стороны и области для улучшения.

Периодичность, ответственность и требования, касающиеся планирования и проведения аудитов, информирование об их результатов, а также ведение и сохранение записей изложены в СМК ДП 8.2.2–2004 Система менеджмента качества. Внутренний аудит.

Университет обеспечивает все необходимые условия, чтобы продукция, не соответствующая требованиям – студенты, не прошедшие контрольные мероприятия (неуспевающие студенты), была выявлена, идентифицирована, зарегистрирована и находилась в управляемых условиях с целью предотвращения выпуска неквалифицированных специалистов.

Управление неуспевающими студентами, а также анализ и устранение причин их неуспеваемости реализуется в рамках учебно-организационной деятельности (СМК ДП 7.5.1-02-2004 Система менеджмента качества. Управление процессом учебно-организационной деятельности), образовательного процесса (СМК ДП 7.5.1-04-2004 Система менеджмента качества. Управление процессом образовательной деятельности), а также в процессе анализа данных. Ответственность за управление неуспевающими студентами возлагается на деканов факультетов.

В университете разработана документированная процедура СМК ДП 8.3-2004 Система менеджмента качества. Управление несоответствующей продукцие, которая определяет средства управления, ответственность и полномочия для работы с неуспевающими студентами.

В АлтГТУ определены, собираются и анализируются данные, необходимые для демонстрации пригодности и результативности СМК, а также оценива­ния, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности СМК. Разработана документированная процедура СМК ДП 8.4-2004 Система менеджмента качества. Анализ данных.

Университет осуществляет корректирующие действия, предпринимаемые для устранения причин существующих несоответствий, с целью предотвращения их повторного возникновения.

Университет определяет предупреждающие действия, предпринимаемые для устранения причин потенциальных несоответствий с целью предупреждения их появления.

В составе СМК имеется документированная процедура СМК ДП 8.5-2004 Система менеджмента качества. Корректирующие и предупреждающие действия.




РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЖИДАНИЯ

1 Устранено главное замечание Госинспекции по аттестации вузов России 2001 года, высказанное в адрес АлтГТУ: «…недостаточно активно ведется работа по созданию системы контроля качества подготовки специалистов, в том числе на базе стандарта ISO 9000».

2 Выполнено требование Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ, предъявляемое при комплексной оценке вузов: «обязательное наличие системы внутривузовского контроля качества »

3 Внедрение системы менеджмента качества АлтГТУ принесло практическую пользу

· руководству университета:

- определение сети процессов вуза, четкое разделение ответственности, полномочий и взаимодействий для каждого из них улучшило управление всей деятельностью;

- Политика в области качества, стратегия развития и цели университета, проецирующиеся на нижние уровни управления, являются основой создания системы показателей и критериев для оценки результативности процессов, структурных подразделений их руководителей и персонала;

- проведение внутренних аудитов позволяет целенаправленно определять области для улучшения и планомерно активизирует деятельность руководителей подразделений и персонал, повышает уровень анализа высшим руководством всей системы в целом;

- активизируется человеческий фактор: устраняются межфункциональные барьеры; создаются команды качества по решению проблем, касающихся различных структурных подразделений; отношения между подразделениями строятся по принципу «поставщик»-«потребитель» и направлены на повышение индекса удовлетворенности потребителя; на различных уровнях университета появляются новые лидеры в области качества;

- повышается имидж АлтГТУ и, следовательно, конкурентоспособность его образовательных услуг;

- документированная система менеджмента качества и ее информационная модель являются основой для перехода на электронный документооборот и модернизацию существующих автоматизированных подсистем управления;

- повышается эффективность работы вуза;

- улучшается качество результата образовательного процесса и его соответствие требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также системы обеспечения качества вуза в целом;

- вузом планомерно и постоянно проводится внутренняя самооценка своей деятельности и достигнутых результатов, определяются области улучшения;

· работникам университета:

- повышается эффективность поиска документации всех видов и работы по созданию ее новых форм;

- можно значительно быстрее ознакомиться с новой процедурой (например, издание учебного пособия «под грифом УМО, СибРУМЦ», неизвестным видом деятельности (при назначении-избрании на новую должность, переходе научных сотрудников на преподавательскую деятельность);

- упорядочение деятельности каждого сотрудника и ее совершенствование, в том числе под действием внутреннего аудита;

- возможность участия в процессе улучшения своей деятельности и вуза в целом, высказывая предложения внутренним аудиторам;

· потребителям (студентам, абитуриентам, предприятиям):

- в большей степени удовлетворяются их требования к результатам образовательного процесса и системы его обеспечения;

- повышается имидж вуза, и, как результат, выдаваемых дипломов.

4 Мы предполагаем провести сертификацию СМК АлтГТУ на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001-2000). Получение сертификата соответствия позволит нашему университету быть более устойчивым и конкурентоспособным в отечественном и мировом образовательном пространстве

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Наши рекомендации