Менеджмент и внешняя среда организации
Внешняя среда организации представляет собой совокупность факторов, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. Выделяют внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.
Внешняя среда прямого воздействия охватываеторганизации и людей, которые могут вступать в контакт с организацией, оказывая на нее воздействие в силу выполняемых ими задач. К ним относятся: поставщики, потребители, акционеры, конкуренты, союзы и общества по интересам, различные контролирующие органы, местные органы власти. Наиболее сильное давление организация испытывает от такого фактора прямого воздействия как рынок. Задача менеджмента -- распознавать общие тенденции и временные ситуации, чтобы своевременно реагировать на них.
Внешняя среда косвенного воздействия – формируется из факторов и условий, прямо не влияющих на деятельность организации, но предопределяющих стратегически важные решения, принимаемые ее руководством. К ним относятся: законодательство, политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические и климатические факторы и условия.
Политические факторы--стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характер проводимых реформ.Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций; смена программ правительства -- вызвать серьезные сдвиги в характере поддержки частного бизнеса или государственного сектора экономики.
Экономические факторы оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста валового национального продукта и продукции отраслей, оплата труда, кредитно-денежная и налоговая политика, динамика доходов населения, размеры инфляции. Например, появление новых высокодоходных сфер деятельности может снизить инвестиции в традиционные сферы деятельности; изменение норм оплаты труда -- потребовать радикального пересмотра стратегии управления персоналом; уровень безработицы -- повлиять на кадровую политику и размер оплаты труда работников. Рост инфляции снижает покупательную способность населения и спрос на продукцию. Изменение налогообложения может привести к перераспределению доходов и вызвать неблагоприятные изменения в покупательной способности.
Демографические факторы миграции, возрастного и полового состава населения, смертности и рождаемости способны непосредственно влиять на результаты деятельности организации. Например, сокращение рождаемости может в какой-то период времени привести к снижению спроса на детские вещи, учебники, услуги детских садов и школ. Тенденция к старению населения заметно изменяют вкусы и характер покупок, увеличивая потребность в более удобных, но менее модных вещах, повышая востребованность определенных медицинских препаратов, социальных учреждений, специального обслуживания. Сокращение численности населения снижает емкость рынка товаров и услуг.
Социально-культурные факторы оказывают существенное влияние практически на все сферы жизнедеятельности. Они формируют и отражают вкус и моду, нормы поведения, отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда, косвенно воздействуют на выбор людьми товаров и услуг. Например, концентрация внимания общественности на идее социальной ответственности бизнеса, вынуждает его вводить определенные ограничения в свою деятельность или расширять участие в социальных проектах. Идеологические установки государства получают отражение в средствах массовой информации (телепрограммах, видео, газетах, журналах, кино и т.п.), что неизбежно отражается на спросе на отдельные виды товаров и услуг.
Технологические факторыиграют значительную роль в конкурентной борьбе.Уровень развития технологийпредопределяет производительные и качественные возможности предприятий. Появление новых прогрессивных технологий снижает шансы на успех предприятий, работающих по старинке, а опережающее их внедрение дает конкурентное преимущество.
Влияние факторов внешней среды на организацию оценивается ее менеджментом по двум основным критериям:
а) возможностям, использование которых положительно отразится на деятельности организации;
б) угрозам, представляющим для нее опасность.
Ускорение изменений внешней среды требует от менеджмента развития у организации адаптивности к переменам.