Координация совместной деятельности.
Только совместная деятельность людей, координация работы для достижения поставленных целей организации способствуют максимальному раскрытию потенциала организации.
Координация — обеспечение согласованности между людьми в процессе работы, регулирование выполнения совместных действий.
Координация деятельности.Она необходима как между различными уровнями управления, например между директором аптеки и руководителями отделов (вертикальная координация), так и между подразделениями организации, например между отделами аптеки (горизонтальная координация). Эту согласованность можно обеспечить с помощью делегирования полномочий и методов управления.
Делегирование — передача полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Под полномочиями в управлении понимается ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.
Полномочия передаются от высших к низшим уровням управления. Должностные полномочия каждого сотрудника имеют пределы, которые определяются правилами и должностными инструкциями, могут быть изложены в письменном виде или переданы устно.
Координация через делегирование полномочий базируется на трех принципах:
1) необходимость ограничения нормы управляемости. Норма управляемости показывает, сколько подчиненных должно непосредственно подчиняться каждому менеджеру. Практикой управления установлено, что наилучшая норма управляемости — 5 — 10 человек;
2) единоначалие — сотрудник должен получать распоряжения только от одного начальника и только перед ним отчитываться;
3) соответствие между полномочиями и ответственностью.
Объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности. Это значит, что руководитель должен делегировать сотруднику полномочия, например возможность распоряжаться определенными материальными или денежными ресурсами, достаточные для выполнения всех задач, за выполнение которых он принял на себя ответственность.
Правила делегирования:
– Четко определить задачу и требуемые действия.
– Установить время отчета о результатах.
– Обеспечить необходимой информацией.
– Оценивать сроки, а не методы достижения результата.
– Делегировать последовательно, а не скучные и «горящие» задачи.
Методы управления.Устойчивые и эффективные способы воздействия на группы и отдельных людей для достижения целей организации называют методами управления. Существуют экономические, социально-психологические и административные методы.
Экономические методы управления. Это текущее внутрифирменное планирование и контроль за итогами хозяйственной деятельности. Некоторые из этих методов рассмотрены в гл. 6.
Социально-психологические методы. Они предполагают при организации взаимодействия людей учет социальных отношений и законов психологии. Для реализации социальных воздействий используются методы психологии: внушение, убеждение, побуждение, принуждение. В процессе социальных воздействий особое значение придается обмену информацией, или коммуникациям, которые могут осуществляться между людьми, организациями, организацией и личностью. В процессе социально-психологических воздействий руководитель решает две основные проблемы:
управление индивидуальным поведением;
управление коллективным поведением.
Управление индивидуальным поведением. Оно осуществляется путем воздействия на личность, представляющую собой систему внутренних свойств человека, благодаря которым осуществляется его психологическая деятельность (важные психологические свойства личности — способности, характер, темперамент, эмоции и пр.).
Оценка личности и воздействие руководителя на подчиненного проводятся на основе: наблюдения; тестирования; делового взаимодействия (беседы).
В процессе наблюдения оценивается внешний вид, манера поведения и пр. Тестирование используется как при приеме на работу, так и в процессе трудовой деятельности.
Деловое взаимодействие предполагает сознательное управление процессом межличностной коммуникации. Если в межличностной коммуникации участвуют два человека, это — деловая беседа. Конечной целью любой деловой беседы является получение или передача информации, на которой будет основано дальнейшее решение.
Существуют правила проведения деловой беседы: 1) определить задачи; 2)составить план; 3) определить продолжительность; 4) выбрать время и место; 5) создать атмосферу взаимного доверия; 6) придерживаться основного плана во время беседы; 7) стараться быть приятным собеседником (если это не мешает достижению цели беседы); 8) зафиксировать полученную информацию; 9) прекратить беседу после выполнения задач и достижения цели беседы.
Управление коллективным поведением (групповая динамика). Она осуществляется путем воздействия руководителя на трудовой коллектив.
Трудовой коллектив — группа людей, организационно объединенных для достижения целей организации в процессе совместной трудовой деятельности.
Методы групповой динамики зависят от существующих внутри организации формальных и неформальных структур.
Формальная структура закреплена в уставе организации или получена в результате организационного проектирования. Например, отделы аптеки — это формальная структура. Подразделения формальной структуры возглавляют руководители различных уровней. При управлении формальной структурой необходимо учитывать такие факторы, как размер группы, состав, сплоченность, групповое мнение, конфликтность и др.
Неформальная структура образуется в результате личных симпатий. Причинами образования неформальных структур являются потребности в принадлежности к какой-либо группе, защите, общении. В такой структуре есть неформальный лидер, группа осуществляет социальный контроль, требуя, чтобы все члены такой структуры в определенных ситуациях вели себя заданным образом. Члены таких структур сопротивляются переменам, поскольку при реорганизации может быть нарушена неформальная организация.
Для контроля над неформальными группами руководителю необходимо: выслушивать мнение их членов и лидеров, поощрять тех, кто способствует достижению целей организации; привлекать их к решению проблем организации; давать точную информацию о делах организации по всем принципиальным вопросам и причинам принятия важных решений.
Управлять групповым взаимодействием можно с помощью: наблюдения (деловые игры, тренинги); тестирования; делового взаимодействия (собрание, совещание).
Совещание (собрание) — межличностная коммуникация, в которой участвуют все члены организации или руководитель и сотрудники.
Проведение собрания (совещания) включает три основных этапа: 1) подготовка (определение цели и перечня вопросов, разработка порядка и регламента выступлений, определение времени и места, определение состава участников и их оповещение, предварительное знакомство участников с докладами и решениями); 2) проведение (подготовка помещения, регистрация участников, выбор председателя и секретаря, соблюдение регламента и порядка выступлений, выработка решений); 3) оценка.
Административные методы управления. Они предполагают воздействие на людей с помощью документов (планов, приказов, инструкций и пр.). Для реализации организационно-распорядительных методов в аптеке должно быть организовано административное делопроизводство. Административное делопроизводство включает:
документирование — создание документов;
документооборот — организация работы с готовыми документами, как созданными в самой организации (исходящие и внутренние), так и поступившими извне (входящие).
Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
В "ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"
(утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) даны основные определения, принятые в системе административного делопроизводства.
Состав документов в любой организации, в том числе и фармацевтической, определяется ее компетенцией и функциями, порядком решения вопросов, объемом и характером взаимосвязей с другими субъектами рынка.
Единство правил документирования управленческих действий на всех уровнях управления обеспечивается применением "ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов",
утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст
и Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД).
Унифицированные системы документации (УСД) — комплекс взаимоувязанных документов, созданных по единым правилам и требованиям,
содержащих информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
УСД предназначены для использования как в условиях применения средств вычислительной техники, так и при традиционных методах обработки.
Документы изготавливают на бланках.
Устанавливают два стандартных формата бланков документов - А4 (210 x 297 мм) и А5 (148 x 210 мм).
Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее:
20 мм - левое;
10 мм - правое;
20 мм - верхнее;
20 мм - нижнее.
Бланки документов следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов.
Бланки документов оформляют в соответствии с Приложением А. (ГОСТ Р 6.30-2003). Ориентировочные границы зон расположения реквизитов обозначены пунктиром. Каждая зона определяется совокупностью входящих в нее реквизитов.
В зависимости от расположения реквизитов устанавливают два варианта бланков - угловой (рисунок А.1) и продольный (рисунок А.2).
Реквизит 01 (02 или 03) располагают над серединой реквизита 08. Реквизит 03 допускается располагать на уровне реквизита 08.
Реквизиты 08, 09, 10, 14, ограничительные отметки для реквизитов 11, 12, 13 в пределах границ зон расположения реквизитов размещают одним из способов:
- центрированным (начало и конец каждой строки реквизитов равно удалены от границ зоны расположения реквизитов);
- флаговым (каждая строка реквизитов начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).
Для организации, ее структурного подразделения, должностного лица устанавливают следующие виды бланков документов:
- общий бланк;
- бланк письма;
- бланк конкретного вида документа.
Общий бланк используют для изготовления любых видов документов, кроме письма.
Общий бланк в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 11, 14.
Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 04, 05, 06, 08, 09 и, при необходимости, ограничительные отметки для верхних границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20.
Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 10, 14 и, при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 18, 19.
Для организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с государственным языком Российской Федерации государственный язык субъекта Российской Федерации, целесообразно использование продольного бланка; при этом реквизиты 08, 09, 14 печатают на двух языках: русском (слева) и национальном (справа) на одном уровне.
При изготовлении документов на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют.
Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.
При подготовке и оформлении документов используют следующие реквизиты:
01 - Государственный герб Российской Федерации;
02 - герб субъекта Российской Федерации;
03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
04 - код организации;
05 - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;
06 - идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);
07 - код формы документа;
08 - наименование организации;
09 - справочные данные об организации;
10 - наименование вида документа;
11 - дата документа;
12 - регистрационный номер документа;
13 - ссылка на регистрационный номер и дату документа;
14 - место составления или издания документа;
15 - адресат;
16 - гриф утверждения документа;
17 - резолюция;
18 - заголовок к тексту;
19 - отметка о контроле;
20 - текст документа;
21 - отметка о наличии приложения;
22 - подпись;
23 - гриф согласования документа;
24 - визы согласования документа;
25 - оттиск печати;
26 - отметка о заверении копии;
27 - отметка об исполнителе;
28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
29 - отметка о поступлении документа в организацию;
30 - идентификатор электронной копии документа.
Требования к оформлению реквизитов документов – см. (ГОСТ Р 6.30-2003).
Бланки Документов допускается изготавливать типографским способом и с помощью средств оперативной полиграфии, воспроизводить с помощью вычислительной техники непосредственно при изготовлении документа. Исключение составляют бланки с изображением Государственного герба РФ или гербов субъектов РФ.
Допускается изготавливать документы на пишущей машинке или при помощи печатающих устройств средств вычислительной техники.
Отдельные внутренние документы, авторами которых являются работники организации, допускается писать от руки (заявление, объяснительная записка и др.).
При изготовлении документов на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа. Допускается печатание документов на оборотной стороне листа.
Вся документация, которая оформляется в процессе административной деятельности фармацевтической организации, называется организационно-распорядительной документацией (ОРД) и подразделяется на три группы: организационную, распорядительную и информационную.
Организационные документы определяют порядок работы организации и ее структурных подразделений. Примерами таких документов являются учредительные документы организации (устав, учредительный договор), положение, инструкция.
Инструкция — это правежом акт, издаваемый в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые или Другие аспекты деятельности организаций, их подразделений или отдельных филиалов.
Должностная инструкция документ, определяющий функции, права и обязанности сотрудников организации.
Должностные инструкции, специфичные для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке. Должностная инструкция содержит следующие разделы: I) общие положения; 2) основные задачи; 3) должностные обязанности; 4) права; 5) ответственность.
В разделе «Общие положения» устанавливается сфера деятельности работника, порядок его назначения на должность и освобождения от должности, перечисляются нормативные документы, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности. В разделе «Основные задачи» указывают основные направления деятельности работника. В разделе «Должностные обязанности» перечисляют конкретные виды работ, выполняемых работником. В разделе «Права» определяют права работника, необходимые ему для выполнения своих обязанностей. В разделе «Ответственность» устанавливается какую ответственность несет работник и конкретно за что.
В функционально-должностных инструкциях дополнительно могут указываться связи по должности (кто и кого заменяет во время отсутствия).
Распорядительные документы служат для оформления важнейших управленческих решений в организации. К основным видам распорядительных документов относятся приказы, распоряжения, указания, указы, протоколы.
Приказ — этот правовой акт, предназначенный для решения конкретных задач организации или отрасли, который издается руководителем организации, действующей на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед данной организацией.
По содержанию приказы делятся на относящиеся к вопросам основной деятельности и к личному составу.
Для приказов по личному составу специально разработаны формы документов по приему, увольнению, переводам и отпускам работников, которые утверждены постановлением Госкомстата России № 71а от 30.10.97 г.
Приказы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года. Дата приказа — это дата подписания его руководителем.
Заголовок приказа начинается с предлога, например «Об утверждении...», «О проведении...» и т.п.
Текст приказа по вопросам основной деятельности состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части излагаются цели и задачи издания документа. Обычно текст констатирующей части начинается с формулировки «В соответствии...», «Во исполнение...», «В целях...», «Для...» и др.
Распорядительная часть излагается в повелительном наклонении и начинается со слова «Приказываю...». В пунктах распорядительной части приказа указывают конкретные действия исполнителей и сроки исполнения предписываемых действий. Распорядительная часть может быть разделена на пункты. В последнем пункте обязательно указывается лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.
Приказ подписывает руководитель организации или его заместитель, наделенный полномочиями.
Приказ вступает в силу с момента его подписания (если в нем не указана другая дата).
Протокол — документ, который фиксирует ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях коллегиальных органов, совещаниях, собраниях.
Протоколы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года. Датой протокола является день проведения мероприятия. В заголовке документа указывают наименование коллегиального органа, составившего документ, результаты заседания которого отражаются в протоколе. Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной.
В вводной части заполняются следующие реквизиты: председатель (фамилия и инициалы), секретарь (фамилия и инициалы), состав присутствующих, повестка дня.
В разделе «Присутствующие» указывают фамилии и инициалы присутствующих в алфавитном порядке, затем должности и фамилии приглашенных. Если число присутствующих менее 15, то перечисляют всех поименно, если больше, то указывается общее их количество. В протоколах заседаний указывают фамилии всех присутствующих независимо от их количества.
В разделе «Повестка дня» по пунктам указывают вопросы, вынесенные на обсуждение. Каждый пункт повестки дня нумеруется и начинается с предлога, например: «Об утверждении...», «О создании...», «О присвоении...».
Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих повестке дня. Текст каждого раздела строится по схеме: «слушали», «выступили», «постановили (решили)».
Основное содержание докладов и выступлений помещается в текст протокола; постановление (решение) печатается полностью. Содержание выступления и шагается от третьего лица в единственном числе.
Протокол подписывается председателем и секретарем.
Информационные документы (документы оперативной информации) содержат сведения, необходимые для работы организации и управления ею. К этим документам относятся акты, справки, докладные записки, объяснительные записки, письма и др. Информационные документы, В отличие от распорядительных, не обязательны к исполнению. Хотя данные, содержащиеся в этих документах, могут служим, основой для принятия решений.
Письма — различные по содержанию документы, которые пересылаются по почте, с курьером, электронной почтой и др.
Письма, как вид документа, по содержанию и назначению могут быть инструктивными, информационными, гарантийными, письмами-запросами, письмами-извещениями, письмами-ответами и др. Письма бывают простыми и сложными. Простые письма составляются, когда не требуется изложения сложных, в административном или юридическом отношении, ситуаций. Текст простого письма не превышает двух страниц машинописного текста.
Сложные письма составляются по вопросам, требующим подробного изложения ситуации, ее анализа, оценки, аргументации, формулировки выводов, мнений, предложений, просьб. Сложные письма могут содержать до пяти страниц текста.
Исполненные документы передаются в дело, количество и содержание дел определяется номенклатурой, которая утверждается в каждой аптечной организации.
Дела, включенные в номенклатуру дел (НД) аптечной организации, оформляются по следующим правилам:
названия дел должны соответствовать утвержденной номенклатуре;
делопроизводственный год соответствует календарному;
на обложке дела указываются: название учреждения, номер дела по НД, заголовок дела по НД, дата начала дела, срок хранения;
документы подшиваются вместе по одному вопросу; ответы на документы подшиваются после инициативного документа;
объем дела не должен превышать 250 листов;
при смене руководителя аптеки дела передаются по акту;
ответственность за состояние делопроизводства в аптеке несет директор.
Дела хранятся в организации определенное количество лет, что определяется нормативными документами и отражается в номенклатуре дел. После окончания срока хранения дела передаются в архив в установленном регламентами порядке.