Понятие менеджмента. Основные этапы развития менеджмента. Школы управления.
Менеджмент (управление) можно определить как процесс достижения поставленных целей посредством использования труда людей. Управление всегда было весьма сложной задачей. Даже в те времена, когда организации были небольшими по размеру, имели сравнительно простые технологии и связи с внешней средой, хороший управляющий заметно отличался от тех, кто был не способен мобилизовать ресурсы для достижения поставленных целей.
История развития фармацевтических организаций знает множество примеров как эффективных, так и малопродуктивных организаций, а также примеров, когда одни и те же организации были эффективными в какой-то определенный период времени и совсем не справлялись со своими задачами в последующем.
Слово management переводится с английского языка как: 1) деятельность по руководству людьми в различных организациях; 2) область человеческого знания, наука управления; 3) категория людей, которые осуществляют работу по управлению организациями.
История управления насчитывает тысячелетия, однако самостоятельным видом деятельности и профессией управление стало только в начале XX в. Связано это было, в первую очередь, с тем, что управление стало самостоятельной областью исследования и научной дисциплиной.
За 100 лет наука управления прошла четыре этапа своего развития, которые связывают с определенными научными школами и теориями управления.
Этап 1(1885—1920). Теоретические основы управления были заложены американским инженером-механиком Ф.Тейлором, которого называют «отцом научного менеджмента». В своих книгах «Цеховой менеджмент» и «Принципы и методы научного управления» он обосновал теорию научного управления и заложил основы научной организации труда.
Одним из главных достижений теории, или системы, Ф.Тейлора было то, что она продемонстрировала возможности науки и показала, как использование научных достижений в производстве дает прибыль.
В практике современных организаций, в том числе и аптечных, используются: научный подход к управлению, анализ способов выполнения работы (например, хронометраж), нормирование и стимулирование труда.
Этап II (1920—1950). Следующей значительной вехой стала теория административного управления, еще ее называют классической теорией управления. Основоположником этой теории был француз А.Файоль. В своих работах, в частности в книге «Общее и промышленное управление», он разработал принципы управления, которые не потеряли своего значения и в современных организациях: разделение труда, власть, ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала. В этой теории управление рассматривалось как процесс, состоящий из функций, а по определению А. Файоля управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Кроме того, он первым начал говорить о необходимости специального обучения руководителей.
В современном менеджменте используют взгляд на организацию как на объект управления, принципы разделения труда и управления организацией.
Этап III (1930—1950). Развитие школы человеческих отношений (социологии) и школы поведенческих наук (психологии). Это направление еще называется неоклассической школой управления. Основателем этой школы считают А. Маслоу. Он изучал мотивы поведения людей и пришел к выводу, что поведенческими мотивами являются потребности. Расположив потребности в виде пирамиды, он создал иерархию потребностей (рис. 1).
Рис.1. Иерархия потребностей (пирамида по Маслоу)
Иерархия потребностей от более низких к высоким следующая: а) физиологические потребности, такие как пища, вода, крыша над головой; б) потребности в безопасности; в) социальные потребности в принадлежности (к кому-либо или к чему-либо) или любви; г) эгоистические потребности в уважении и самоуважении, признании со стороны других людей; д) самовыражение и самореализация. Но теории А.Маслоу мотивом деятельности могут быть только неудовлетворенные потребности. Большой вклад в развитие этого направления внес Д. Мак-Грегор своими теориями X и Y, методы которых позволяют воздействовать на поведение людей.
В современных организациях используют факторы и законы коммуникации, групповой динамики и лидерства, методы исследования поведения людей в организациях, отношение к людям, работающим в организациях, как к активным человеческим ресурсам.
Этап IV (с 50-Х ГГ. XX в.). Этот этап развития теории управления связан с развитием прикладной математики и электронно-вычислительной техники.
Принципы и практический опыт управления создали обширную теорию, и очень трудно провести четкое разграничение школ в науке управления. Управленческая теория постоянно развивается, можно выделить направления, по которым шло развитие менеджмента после 60-х п. XX в.: совершенствование принципов управления (интеграция стратегического планирования, маркетинга и финансирования), изучение качеств руководителей (набор качеств компетентного руководителя: предпринимательская ориентация, интеллект, разносторонность, искусство межличностных отношений) и роли руководителя в современной организации (межличностные, информационные, в принятии решений, управленческие).
Задачи управления никогда не были такими сложными как на рубеже веков. В процессе достижения целей с помощью труда людей необходимо учитывать влияние окружающей среды, конкуренцию, возрастающие социальные и экономические требования.
Основными характеристиками современного мира, оказывающими влияние на практическую работу руководителя фармацевтической организации, являются следующие.
Глобализация. Продукция производится в одной стране, а реализуется в других странах, рамки мирового хозяйства расширяются. Транснациональные фармацевтические компании работают на рынках многих стран мира.
Телекоммуникации. Крупнейшие организации и отдельные лица соединены между собой во всемирную компьютерную сеть, осуществляются передача данных, получение информации посредством спутниковой связи и волоконной оптики.
Возможности компьютерной обработки данных. Персональные компьютеры, соединенные в сети с всевозрастающими творческими возможностями, меняют способы сбора и обработки информации.
Технология. Меняющиеся возможности, которые могут помочь разработке новых подходов к производству товаров и предоставлению услуг. Например, успехи в области генной инженерии, биотехнологии, раскрытие генома человека могут привести к появлению принципиально новых лекарственных средств и методов лечения.
Образованная рабочая сила. Изменились предпочтения и мотивы труда, например: сотрудники хотят принимать участие в результатах деятельности организации, мужчины и женщины ищут для себя новый статус в составе рабочей силы, появляются новые реальности времени и места работы (возможность работать дома), необходимость периодического обновления профессиональных навыков делает наиболее конкурентоспособными на рынке труда работников, которые постоянно учатся и т. п.
Теоретические споры о том, кто может и должен управлять организацией: (практик или специально подготовленный человек) склоняются в сторону специалиста. Поэтому в программы подготовки специалистов со средним и высшим фармацевтическим образованием включен курс менеджмента.
Функции управления.
Функции управления — это непрерывные, взаимосвязанные действия, последовательная реализация которых составляет процесс управления.
Функции управления передают содержание управленческой деятельности. К наиболее общим функциям, характеризующим процесс управления, относятся следующие.
Планирование — формирование программы развития организации, целей и путей их достижения.
Организация — деятельность по формированию оптимальной структуры управления, а также распределение работы, закрепление прав обязанностей, ответственности.
Координация — направлена на обеспечение согласованности между людьми в процессе работы, регулирует выполнение совместных действий.
Мотивация — побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Контроль — включает учет, анализ, собственно контроль. Эта функция служит для обеспечения обратной связи. При ее реализации сопоставляют фактически достигнутые результаты с поставленными целями и при необходимости проводят корректировку.
С большинством управленческих функций вы уже знакомы и, надеемся, имеете необходимые знания и практические навыки, например, для того чтобы организовать работу по изготовлению лекарств в аптеке или отпуску лекарств без рецепта, составить план объема реализации, а затем рассчитать и другие экономические показатели, осуществить первичный учет (это функция контроля) отдельных хозяйственных операций, составить товарный отчет и т.д.
Функция планирования. По сути в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.
Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими и это должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.
Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это - основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не выбирает собственные пути их достижения.
Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим планом, или бизнес-планом функционирования организации.
Принципы и техника планирования. Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.
1 Полнота планирования - при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
2 Точность планирования - при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.
3. Ясность планирования - цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.
4. Непрерывность планирования - это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
5. Экономичность планирования - расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных - моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.
Один из наиболее распространенных инструментов, который используется при планировании, - это бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.
Другой прием техники планирования - это анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.
В 60-е гг. широко применялась такая техника планирования, как оперативное исследование. Речь идет об использовании научной техники управления для анализа проблемы и оценки возможных решений. Сюда входят теория очередей, игр, имитационное моделирование. Применение той или иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации. Предполагается, что информация должна поступать в каналы управления в достаточном объеме и в нужное время. Это самый ценный актив организации.
Названные модели, хотя и носят количественный характер, успешно применяются для решения качественных вопросов планирования.
Существует и другая техника планирования, однако следует иметь в виду, что все методы планирования имеют одну общую цель - помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий. Именно поэтому организации и разрабатывают долгосрочный план, в котором делаются попытки определить элементы решения альтернатив.