Причины и проявления конфликтных ситуаций
Объективной основой этих конфликтов является неотлаженная в компании система планирования кадрового комплектования, бизнес-процессов рекрутмента, испытания и адаптации, отсутствие ответственности руководителей за персонал. Конфликты провоцируются заказчиками вакансий в силу недостаточной компетентности в области управления персоналом, с одной стороны, и опасениями проявить эту некомпетентность – с другой. Приведем типичные примеры таких конфликтных ситуаций.
Неуправляемый рост компании. В период интенсивного развития бизнеса, особенно на фоне общего экономического подъема, менеджеры пытаются решать свои проблемы путем набора новых работников. Кроме того, увеличение числа подчиненных повышает их собственный статус как руководителей более высокого уровня.
В такой ситуации заказы на закрытие вакансий сыплются на HR-a без какого-либо плана, причем все вакансии объявляются приоритетными и сверхсрочными.
Конфликтная ситуация назревает, когда служба рекрутмента еще способна как-то закрывать поток вакансий, и окончательно разгорается, как только ресурсов службы персонала перестает хватать.
Отношения значительно обостряются тем, что HR-служба, даже работающая в аврале, в любом случае будет выглядеть как отстающая от потребностей компании и постоянно слышать упреки в медлительности.
Неспособность сформировать вакансию и проверить пригодность кандидатов. Создавая новые вакансии, менеджеры нередко не могут не только определить требования к кандидатам, но даже описать функционал будущего работника. Типичный ответ на вопросы HR: «Вы этим занимаетесь, вы и разбирайтесь». В других случаях критерии пригодности объявляются, но оказываются явно завышенными и мало чем обоснованными. Менеджеры требуют, чтобы им привели «самых лучших», не утруждая себя объяснениями, что такое «лучший» и почему для данной вакансии недостаточно просто «хорошего» или «подходящего».
Некорректное поведение при оценке кандидатов. Бывает, что менеджер, заявивший «горящую» вакансию, неделями не находит времени для встречи с кандидатами, объясняя это своей занятостью. В иных случаях во время собеседования менеджеры ведут себя с кандидатами грубо, высокомерно, как с докучающими просителями. Естественно, и то и другое отталкивает претендентов и не способствует имиджу компании на рынке труда. После интервью бывает трудно добиться от руководителя внятного объяснения сделанного им выбора: кандидат просто «нравится» или «не нравится».
Неэффективное испытание и адаптация новичков. Парадоксально, но иногда руководители, требующие экстренно заполнить вакансию, быстро теряют интерес к новичкам, не прилагая особых усилий для скорейшего вхождения в должность и испытания их пригодности. Из-за этого компании теряют сотрудников, на подбор которых было затрачено немало усилий; люди расхолаживаются на новом месте или чувствуют себя ненужными, демотивируются. Через 2-3 месяца работы непосредственный руководитель новичка не в состоянии ничего сказать о сильных и слабых сторонах подчинённого. Бывает и так, что несостоятельность новичка обнаруживается, но несколько позже. Тогда впустую тратится предоставленная Трудовым кодексом возможность уволить несостоявшегося работника по причине неудовлетворительного прохождения испытания.
Отдельная тема – конфликты, возникающие между коллективами подразделений и вновь назначенными руководителями. Надо обладать большим тактом и мудростью, чтобы успешно возглавить подразделение, которым ранее руководил другой человек, особенно пользовавшийся уважением и авторитетом: нового начальника неизбежно будут сравнивать с прежним. Еще более сложная ситуация – когда коллектив длительное время обходился без руководителя. Наверняка имеются сотрудники, метившие на вакантное место. Приход начальника со стороны нарушит их планы и, скорее всего, создаст конфликтную ситуацию.
Пример. В течение нескольких лет в производственной фирме работает женщина на должности ведущего специалиста, действительно проявившая себя как сильный профессионал в своей области. Руководство принимает решение о расширении направления и создании отдела. Естественно, сотрудница претендует на роль начальника. Однако руководство компании не уверено в ее организаторских способностях, и приглашает начальника отдела (также женщину) со стороны.
«Старая» сотрудница возмущена: она привыкла разговаривать с начальством напрямую, а теперь ее роль оказывается приниженной, не говоря уже о несбывшихся карьерных планах. Между сотрудницами разгорается конфликт: они постоянно обращаются к начальству с жалобами друг на друга и, вместо того, чтобы продуктивно работать, тратят энергию на попытки уволить друг друга.
Такие отношения приводят еще и к тому, что, несмотря на все попытки HR-департамента закрыть другие вакансии в новом отделе, работники там также не задерживаются.