Основные типы «конфликтных» личностей
Различают шесть типов конфликтных личностей: демонстративные, ригидные, неуправляемые, сверхточные, целенаправленно-конфликтные и бесконфликтные.
Демонстративный тип использует конфликт как предлог показать себя, оказаться в очередной раз в центре внимания людей. Как правило, такой человек проявляет излишние эмоции, привлекая к себе большой круг работников, стремится во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово;
Ригидный тип склонен к завышенной самооценке, в ход идут обиды, попутно вымещается на других зло, точка зрения коллег не принимается во внимание.
Неуправляемые участники конфликта очень агрессивны, часто непредсказуемы в своих поступках. Процесс конфликта их затягивает, они перестают давать отчет своим действиям, в результате этого сами они уже не в состоянии выйти из конфликта, требуется вмешательство других людей.
Излишняя требовательность, мнительность, мелочность, а иногда и подозрительность характерна для сверхточного участника конфликта. Его придирки, постоянные замечания выводят из равновесия коллег.
Находятся работники, умышленно провоцирующие конфликт, использующие в своих целях возникающую наряженную ситуацию. Умело играя на настроениях людей, они могут вынудить руководителя уйти со своего поста, добившись при этом назначения "своего" человека. Таких участников относят к группе целенаправленно конфликтных.
Есть еще один тип работников – так называемые бесконфликтные. Им свойственно стремление не вмешиваться в конфликт, угодить всем. Собственная позиция у таких людей часто не раскрывается или вообще отсутствует, они предпочитают жить по поговорке "моя хата с краю, я ничего не знаю".
В заключение можно привести несколько рекомендаций для "конфликтных" людей, они помогут выбрать правильную линию поведения в конфликтной ситуации:
1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
3. Помните, прямолинейность хороша, но не всегда.
4. Критикуйте, но не критиканствуйте!
5. Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится.
6. Традиции хороши, но до определенного предела.
7. Сказать правду тоже надо уметь!
8. Будьте независимы, но не самоуверенны!
9. Не превращайте настойчивость в назойливость!
10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.
11. Не переоценивайте свои способности и возможности.
12. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
13. Проявляйте выдержку, спокойствие и доброжелательность в любой ситуации!
15. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах!
Фазы развития конфликта
Первый этап конфликта – возникновение так называемой конфликтной ситуации. Она характерна скрытым или открытым противоборством двух или нескольких участников. Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.
Возникновению конфликтной ситуации способствует более или менее длительный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворенности. Она основана на индивидуальной или групповой оценке объективно складывающейся ситуации. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности. Определяются оппоненты, объект конфликта чаще всего «неделимый», причем каждая сторона претендует на его большую часть или вообще стремится завладеть им. Признаками конфликтной ситуации становится дискомфорт в коллективе, возникающие недоразумения, чрезмерная эмоциональность и т.д. Со временем, если исчезнет объект, конфликт может затихнуть.
Вторая фаза развития конфликта – инцидент, возникающий целенаправленно или случайно.Инцидент - это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. В ходе инцидента выясняются позиции сторон, причем каждая проявляет неуступчивость и не воспринимает доводы оппонентов.
Третья фаза конфликта – кризис и разрыв отношений. Здесь уже возникает открытое противоборство, участники могут захватывать или удерживать силой спорный объект, применять оскорбительные действия. Они могут проходить в форме бойкота, саботажа, травли или забастовки. Бойкот – отказ или уклонение от действий, нужных оппонентам, хотя эти действия и предписываются должностными инструкциями и положениями.
При саботаже предпринимаются сознательные действия с целью скрытого нанесения ущерба интересам оппонентов. Для этого часто делаются попытки неукоснительно соблюдать большое число инструкций, существующих в организации, что неминуемо приводит к обнаружению в них различных противоречий. Такие ситуации могут вообще парализовать деятельность подразделения, группы, а то и всей организации.
Оппоненты могут прибегнуть к травле – действиям по компрометации соперников путем замалчивания, отрицания или умаления их роли и достоинства.
Конфликт может привести и к забастовке – временному организованному прекращению работы с выдвижением совместных требований к администрации. Они могут заранее планироваться, но могут возникать и стихийно.
Четвертая фаза – завершение (разрешение) конфликта различными способами. Уже понятно, что в целях самосохранения человек, группа, подразделение и даже вся организация должны найти способы, средства и силы для успешного разрешения конфликта.
Какой же предварительный вывод можно сделать на основе описательной характеристики основных элементов конфликта? А вывод такой. Можно потребовать прекратить инцидент. Можно путем категорического распоряжения развести на какое-то время противоборствующие стороны, но практически невозможно устранить из жизни данный конфликт, если не предупреждена или не ликвидирована конфликтная ситуация. Попытки устранить конфликт без изменения конфликтной ситуации таят в себе две опасности: во-первых, конфликт порождает вокруг себя новые конфликтные ситуации, захватывая новых участников; во-вторых, между “постоянными” оппонентами первичного конфликта возникают и укрепляются чувства неприязни, а иногда и враждебной непримиримости.