Типы конфликтных личностей

На основе исследований отечественных психологов (Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк, В. П. Захаров, Ю. А. Симоненко) выявлены 5 типов конфликтных личностей, с которыми вы можете столкнуться на стоматологическом приеме. Речь идет не о невоспитанных людях, сознательно

использующих конфликтогены для унижения или провоцирования других, а о людях, имеющих специфические психологические особенности. Кратковременные воспитательные воздействия в таких случаях редко приносят пользу, поэтому основная задача врача - понять и подстроиться, т. е. выбрать оптимальную тактику поведения.

Конфликтная личность демонстративного типа.

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Отношение такого человека к людям определяется тем, как они к нему относятся. Такому человеку легко даются поверхностные конфликты, он любуется своими страданиями и стойкостью. Рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Постарайтесь оказать ему максимум внимания, а если назревает конфликт, постарайтесь не избегать его, а управлять им. Помогите ему сохранить репутацию, и он постарается ей соответствовать.

Конфликтная личность ригидного типа.

Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. Часто не учитывает изменение ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения врача, не очень считается с его мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное, выражение недоброжелательства со стороны окружающих - как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Необходимо проявить максимум терпения и внимания к его мнению, и говорить и действовать «авторитетно». Желательно сначала спросить, каковы его ожидания.

Конфликтная личность неуправляемого типа.

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно пре-

творить планы в жизнь. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Постарайтесь избегать с ним всяческих обсуждений и споров, не убеждайте его в правильности своей точки зрения. Действуйте уверенно, но будьте готовы к неприятностям.

Конфликтная личность сверхпунктуального типа.

Скрупулезно относится ко всему. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, причем делает это так, что людям кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг порывает отношения потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Будьте с таким пациентом предельно внимательны и вежливы, постарайтесь доступно и четко рассказать о плане лечения и не меняйте его без объяснений. Не углубляйтесь в подробности возможных рисков и альтернатив (если их вероятность мала).

Конфликтная личность бесконфликтного типа.

Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Легко поддается вашим уговорам, но, выйдя из кабинета, будет прислушиваться к другим и может посчитать, что его обманули. Терпеливо доказывайте ему, что его выбор, сделанный совместно с вами, - самый правильный.

ВОПРОСЫ

1. Каковы условия эффективного общения? Что способствует, а что мешает собеседникам понимать друг друга?

2. Какие индивидуальные особенности пациентов необходимо учитывать для организации терапевтического сотрудничества?

3. Какие черты характера и особенности поведения, способствующие возникновению конфликтов, выделяют психологи? Что бы вы добавили в этот список?

4. Вспомните последний конфликт, участником которого вы были. Какую стратегию вы использовали для его решения и почему? Была ли она самой эффективной?

5. К какой стратегии вы чаще всего прибегаете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?

ЗАДАЧИ К РАЗДЕЛАМ 1-2

1.Девушка 15 лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе: выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой. В то же время при отъезде из дома (в молодежном лагере) скучает по родителям, говорит о своей вине перед ними, решает исправиться.

Вопросы:

1. Какие психологические феномены здесь наблюдаются?

2. Какой возрастной период переживает эта девушка, в чем его особенности?

3. Какие потребности и внутренние запреты формируют внутренний конфликт в этом случае?

4. Что можно сказать о динамике агрессивных тенденций в данном случае?

5. На что может быть направлена психокоррекционная работа с этой девушкой?

2.Во время ночного дежурства по клинике ординатор (молодая женщина) обнаружила у больного с циррозом печени общую заторможенность и крыловидный тремор кистей рук. Она доложила ответственному врачу об этом, а также о том, что, по ее мнению, это является признаком начала печеночной комы и что больному необходимо начинать инфузионную детоксикационную терапию. Ответственный врач ответила, что «он всегда такой, и капельница не нужна». Ординатор не стала настаивать на своем мнении, хотя испытывала беспокойство по поводу состояния больного. Через 1,5 ч у него стали нарастать признаки

печеночной недостаточности, развиваться кома, и инфузионную терапию пришлось проводить в экстренном порядке. Инцидент обсуждался на утренней конференции.

Вопросы:

1. Что можно сказать об индивидуальной иерархии потребностей у этой девушки-ординатора?

2. Какие предположения можно сделать относительно особенностей ее «Я-образа» и самооценки?

3. Что можно предположить относительно ее индивидуального способа обращения с агрессией?

4. Какая стратегия поведения в данной конфликтной ситуации была продемонстрирована ею?

5. Какая стратегия была бы более эффективна в данном случае? Каким бы могло быть ее поведение?

3.При определенном эмоциональном состоянии отмечаются следующие признаки:

- ограниченное восприятие;

- замедление, сужение, ригидность мышления;

- мышечное напряжение («окаменелость») или расслабление (ощущение «ватных» конечностей);

- сокращение степени свободы в поведении, «ступор» или бесцельная импульсивность;

- субъективно переживаемое острейшее страдание.

Вопросы:

1. Какому эмоциональному переживанию соответствует это описание?

2. Какая форма эмоционального переживания здесь описана? Дайте определение этой формы эмоционального процесса.

3. Какие еще формы эмоциональных процессов вы знаете? В чем их основные различия?

4. Назовите возможные приемы «скорой самопомощи» при данном эмоциональном состоянии.

5. Назовите возможные психотерапевтические приемы при работе с данным эмоциональным состоянием.

4.Пациентка 56 лет вызывает скорую помощь не реже двух раз в неделю по поводу резкого повышения АД (которое она определяет

по самочувствию). В момент осмотра повышение АД фиксируется не всегда. При разговоре с врачом выглядит взволнованной, многословно описывает свое состояние, пристально смотрит в лицо врачу. Из беседы выясняется, что пациентка недавно вышла на пенсию, ее дочь в связи с замужеством стала проживать отдельно от нее.

Вопросы:

1. Какое эмоциональное состояние и какую личностную особенность пациентки можно предположить?

2. Какими психодиагностическими методами можно подтвердить это предположение?

3. Какой возрастной период переживает пациентка? Что характерно для данного периода?

4. Какой генез заболевания, с учетом социально-психологической ситуации пациентки, возможен в данном случае?

5. Помощь каких специалистов целесообразно привлечь при работе с данной пациенткой?

5.На приеме у детского стоматолога мама с сыном 5 лет. Мама держит мальчика за руку, он старается стоять поближе к маме, выглядит напряженным, внимательно смотрит на врача. Оба пытаются приветливо улыбаться. Мама говорит: «Мы так волнуемся, доктор».

Вопросы:

1. С кем из них врач должен сначала установить контакт?

2. Каковы возрастные особенности, свойственные этому возрасту ребенка?

3. Должна ли мама находиться в кабинете при осмотре и лечении ребенка?

4. Какова тактика врача при необходимости лечения и почему вы делаете такой выбор?

5. Необходимые аспекты в поведении врача.

6. Молодой человек 18 лет обратился в косметологический центр по поводу незначительного кожного дефекта на носу - следа перенесенного в детстве абсцесса. Пациент недоволен своей внешностью, считает, что она мешает ему общаться, сосредоточиться на учебе. Хирурги отказываются делать пластическую операцию, поскольку дефект совсем незначителен. Во время беседы пациент несколько суетлив, говорит тихим голосом, внимательно смотрит на врача, эмоциональ-

но реагируя на его высказывания. Услышав мнение хирурга, заметно расстраивается, но не настаивает на операции.

Вопросы:

1. Какой возрастной период переживает пациент и что характерно для этого периода?

2. Какой тип темперамента у данного пациента? Какой метод психодиагностики позволяет врачу сделать такое предположение? Какими методами можно подтвердить это предположение?

3. Какое эмоциональное состояние имеет место в момент приема? Какими методами можно подтвердить это предположение?

4. Какой тип переживания своего состояния наблюдается у данного пациента?

Выберите ответ из приведенного списка:

а) демонстративный;

б) тревожно-депрессивный;

в) ипохондрический;

г) фобический.

5. Нужно ли привлекать помощь других специалистов при работе с этим пациентом, и если да, то каких?

7.Пациент 68 лет, работающий пенсионер, имеющий семью, находится в глазном отделении с диагнозом глаукома левого глаза. Сопутствующие заболевания: ИБС, атеросклеротический и постинфарктный кардиосклероз. Себя считает спокойным, добродушным, с устойчивым настроением. За свою жизнь дважды обращался к врачам: сыпной тиф в 19 лет и инфаркт в 62 года. К здоровью всегда относился достаточно беспечно.

Настоящее обращение к врачам связано с ощущением неловкости, периодическим потемнением в глазах, ухудшением зрения. Свое заболевание расценивает как легкое, не грозящее серьезными последствиями. При разъяснении врачами всей серьезности заболевания и необходимости продолжительного лечения вначале соглашается с доводами врачей регулярно лечиться. Через несколько дней вновь начинает считать свое заболевание несерьезным, пропускает лечебные процедуры. В общем рисунке поведения и высказываний прослеживается добродушный фон настроения.

Вопросы:

1. Какой тип темперамента у данного пациента? Какой психодиагностический метод позволяет врачу сделать это предположение?

2. Каким методом можно подтвердить это предположение?

3. Какой тип восприятия заболевания имеет место у данного пациента? Выберите ответ из приведенного списка:

а) гипосоматонозогнозия;

б) гиперсоматонозогнозия;

в) нормосоматонозогнозия.

4. Какие индивидуальные особенности пациента и психосоциальная ситуация способствуют формированию такого отношения к болезни?

5. Как можно повысить эффективность лечения в данном случае?

8. Пациент 45 лет, по специальности врач-рентгенолог, у которого недавно диагностирована эпилепсия (травматического генеза), отказывается принимать лекарственные препараты и считает свое заболевание временным недомоганием, не требующим лечения. В разговоре с врачом обстоятелен, подробно рассказывает о своей жизни, работе. Говорит, что обычно берет на себя всю работу, связанную с анализом данных и оформлением документации, так как это требует внимания и терпения, и ему всегда это удавалось. Любит проводить время дома и на даче, мастеря что-то полезное. Себя характеризует как человека в целом уравновешенного, однако склонного подолгу переживать неприятности. Хочет вернуться в привычную обстановку - домой и к работе.

Вопросы:

1. Какой тип темперамента у данного пациента? Какой психодиагностический метод позволяет врачу сделать это предположение?

2. Каким методом можно подтвердить это предположение?

3. Какой тип восприятия заболевания имеет место у данного пациента? Выберите ответ из приведенного списка:

а) нормосоматонозогнозия;

б) гипосоматонозогнозия;

в) гиперсоматонозогнозия;

г) анозогнозия.

4. Какие индивидуальные особенности пациента и психосоциальная ситуация способствуют формированию такого отношения к болезни?

9. На прием к стоматологу мама привела ребенка 12 лет с жалобами на острую боль, особенно сильную по ночам. Девочка вся в слезах, отказывается войти в кабинет, не поддается ни уговорам, ни угрозам

мамы. При попытке медсестры уговорить девочку плач только усиливается.

Вопросы:

1. К какому возрастному периоду относится пациентка? Что характерно для детей данного возраста?

2. Как можно охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка?

3. По каким невербальным характеристикам врач определяет эмоциональное состояние пациентки и ее мамы?

4. Каковы возможные действия врача в данной ситуации?

5. Взаимодействие с какими специалистами желательно при диагностике, лечении и профилактике подобных проблем?

10. Ординатор проводил обучение чистке зубов детей 2-го класса. Занятия проводились в подгруппах по 10 человек в специально оборудованном помещении в школе. После подробного рассказа о правилах чистки зубов и показа стоматологом действий на модели большинство детей сразу освоили основные приемы правильной чистки зубов. Однако нескольким детям, несмотря на то, что они с удовольствием участвовали в занятиях, это не удалось. Когда они пробовали сами почистить зубы или показать это на модели, оказалось, что они не запомнили движения или выполняли их неправильно.

Вопросы:

1. К какому возрастному периоду относятся ученики 2-го класса? Какие физиологические и психологические особенности свойственны детям данного возраста?

2. Правильно ли была выбрана групповая форма занятий для детей этой возрастной группы?

3. Предположите, какой ведущий канал восприятия информации (ведущая репрезентативная система) у детей, испытывавших трудности в обучении чистке зубов.

4. Какими психодиагностическими методами можно определить ведущую репрезентативную систему ребенка?

5. Какие приемы обучения будут более эффективны с такими детьми?

11. Студентка 20 лет учится на 3-м курсе стоматологического факультета. Она активная, общительная, открытая, у нее много знакомых в институте и вне его. Хорошо ладит с однокашниками, хотя

иногда бывает вспыльчивой, может погорячиться и обидеть или обидеться, но не злопамятна и быстро мирится. Учится неравномерно, «скачками», в зависимости от настроения. Легко увлекается новыми предметами и специальностями и активно, творчески работает сразу в нескольких студенческих научных кружках, но не постоянно, а в начале года и перед студенческой конференцией.

Вопросы:

1. Какой тип темперамента у этой студентки? Что характерно для людей с таким темпераментом?

2. Каким психодиагностическим тестом можно определить темперамент? Дайте характеристику этого теста. Кто автор этого теста?

3. На каких еще учебных кафедрах медицинского института, кроме психологии, изучают темперамент?

4. Человеку какого темперамента больше подходит работа, требующая постоянного внимания, одиночества, длительной работоспособности, носящая постоянный, однообразный характер?

5. Какого типа работу вы посоветуете выбрать этой студентке?

12. Пациент Г. 40 лет, водитель, пришел на прием к стоматологу с острой болью (без записи). Спокойно ожидал, когда у врача будет возможность его принять. Коротко сообщил жалобы, не вдаваясь в подробности и объяснения. На вопросы врача отвечал скупо. Терпеливо перенес медицинские процедуры и, выслушав рекомендации, удалился.

Вопросы:

1. Какой тип темперамента у пациента Г.? Что характерно для людей данного темперамента?

2. С помощью каких психодиагностических методов врач-стоматолог может определить тип темперамента пациента?

3. Как лучше построить общение с таким пациентом?

4. Кто и когда впервые ввел разделение людей по типам темперамента?

5. Какой русский ученый связал тип темперамента с типом нервной системы? Какое соотношение свойства нервной системы и типа темперамента он выявил?

13. Преподаватель не засчитал студенту посещение занятия, на котором тот присутствовал 30 мин (третью часть учебного времени) и потребовал отработать пропущенную тему в дополнительное время с

дежурным преподавателем. Студент не согласился с решением преподавателя, объясняя опоздание уважительной причиной (сдавал зачет на другой кафедре) и утверждая, что в основной части занятия он участвовал - выполнял контрольную работу. Преподаватель не счел аргументы достаточными и отметил студенту пропуск темы.

1. Какой вид конфликта имеет место в данном случае?

2. Дайте определение конфликта.

3. Какую стратегию поведения в конфликтной ситуации выбрал преподаватель? Каковы возможные причины и последствия данной стратегии?

4. Какую стратегию поведения в конфликтной ситуации выбрал студент? Каковы возможные причины и последствия данной стратегии?

5. Какие еще стратегии поведения в конфликтной ситуации возможны? Какую вы выбрали бы на месте преподавателя, студента?

14. Студент А. посещает лекции и семинары, активно участвует в дискуссиях, делает интересные сообщения и доклады, хорошо владея речью и вниманием аудитории, показывает разносторонние знания в устных ответах. Конспекты писать не любит: пишет отрывисто, неаккуратно. При тестовом контроле, особенно с ограничением времени, получает неудовлетворительные оценки даже по тем темам, которые хорошо знает.

Вопросы:

1. Какая ведущая репрезентативная система у данного студента, а какая развита слабо?

2. Расшифруйте понятие «репрезентативная система». Какие репрезентативные системы существуют у людей? В каком направлении практической психологии исследовались и активно используются эти индивидуальные особенности людей?

3. С помощью каких психодиагностических методов можно определить ведущую (основную) репрезентативную систему человека?

4. Какой вид памяти использует студент для лучшего освоения материала? Какой вид памяти следует развивать студенту А. для успешной сдачи тестового зачета?

5. Какие еще психические процессы, кроме памяти, составляют познавательную сферу личности человека?

15. На практических занятиях по психологии со студентами 3-го курса стоматологического факультета преподаватель К. для нагляд-

ной демонстрации психодиагностической процедуры использовал тест «Пятна Роршаха».

1. Дайте характеристику данного теста.

2. Какие психологические феномены выявляются с помощью данной методики?

3. Какие еще методы психодиагностики используются с той же целью?

4. Как знание о себе, полученное с помощью данного теста, поможет (помешает) студенту в его дальнейшей учебе, работе?

5. К каким методам обучения относятся действия преподавателя?

16. Ординатор Ф., имея глубокие знания и хорошие профессиональные навыки, в конфликтных ситуациях с коллегами и пациентами обычно старается настоять на своем: логически убеждает в своей правоте, а иногда откровенно манипулирует или резко и демонстративно прерывает отношения с несогласными с ним. Такое поведение ухудшает работу всего коллектива.

Вопросы:

1. Назовите стратегию поведения в конфликтной ситуации, которую использует ординатор Ф.

2. Какие личностные особенности можно предположить у данного человека?

3. Какой стиль руководства скорее всего будет использовать Ф., если станет заведующим отделением или клиникой?

4. Какие еще стратегии поведения в конфликтной ситуации вы знаете?

5. Как может выглядеть стратегия сотрудничества (эффективного взаимодействия) со стороны партнеров по общению с ординатором Ф.? Какие этапы включает «Я-высказывание»?

17. Ученик 10-го класса обратился к психологу с просьбой помочь в выборе профессии.

Вопросы:

1. Какие индивидуальные особенности человека влияют на успешность его в той или иной профессиональной деятельности?

2. Чем обусловлены способности человека, каков их вклад в профессиональную успешность? Каково соотношение роли тренинга и способностей в успехе?

3. Понятие интеллекта в психологии.

4. Какова роль склонностей человека в профессиональном успехе, какими методами они могут быть исследованы в целях профориентации?

5. Всеми ли профессиями может овладеть любой человек?

18.Старинная притча гласит: «Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый (1) сел на землю. «Вот не везет! Стоило в кои-то веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, того и гляди еще дождь пойдет», - причитал он, почти плача. «Чего тут ворчать - вышибем ворота, и все дела!» - горячился второй (2), дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий (3). «Зачем сидеть и тужить? Рассмотрим-ка ворота поближе, глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», - взял в руки инициативу четвертый (4).

Вопросы:

1. Определите типы темперамента этих четырех путников.

2. Что такое темперамент? Какова природа этого феномена?

3. Назовите методы исследования темперамента.

4. Какой русский физиолог занимался экспериментальным изучением темперамента, какая экспериментальная модель была им использована?

5. Возможно ли изменить темперамент человека психолого-педагогическими воздействиями?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакнолл Кевин. Как учиться в университете. Практическое пособие для студентов. - Урал, 1999.

2. Корнелиус Х., Фейер Ш. Выиграть может каждый. - М., 1992.

3. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Книга для чтения. - М., 1991.

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -

М., 1994.

5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.

6. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Майнулов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.

7. Крысько В. Г. Социальная психология. - М., 2003.

8. Ларенцова Л. И., Полуев В. И., Тучик Е. С., Смирнова К. Б., Балута О. Е. Конфликты в стоматологической практике. Пособие для врачей. - Москва: Медицинская книга, 2005.

9. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997.

10. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник в 2 томах. - М.,

2003. Т. 1.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - М., 1989.

12. Станкин М. И. Если мы хотим сотрудничать. Книга для преподавателя и воспитателя - М., 1996.

Наши рекомендации