Процесс разработки рационального решения
и требования к нему
Можно выделить три этапа разработки рационального решения: подготовка, разработка и выполнение его (см. рис. 19).
На этапе подготовки проводится анализ сложившейся ситуации, формулируется сама проблема, определяется степень ее новизны и возможности ее решения, при необходимости ставятся задачи по поиску дополнительной информации, устанавливаются критерии выбора оптимального решения.
Рис. 19. Процесс разработки рационального решения
Этап разработки включает, прежде всего, подготовку альтернативного решения различными авторами. Очень часто при этом применяются различные модели: физическая, аналоговая или математическая.
Вот краткие сведения по применяемым моделям.
Физическая модель заменяем реальный объект его уменьшенной копией. К примеру, в научно–производственном объединении промрыболовства в г. Калининграде для исследования поведения судна в различных условиях (сильное волнение, различные варианты загрузки, действие ветра, режимы работы с тралами различных конструкций и т.д.) используется гигантский прозрачный резервуар с водой, так называемый "гидролоток". На воду помещается точная копия реальных типов судов, естественно, уменьшенная в определенном масштабе. Точно в таком же масштабе, к примеру, разводится волнение с определенной высотой волн. Снимаются все характеристики поведения судна при различных видах решений, выбирается из них лучшее, которое и рекомендуется для практической деятельности судов.
С аналоговой моделью (рис. 20) многие уже сталкивались, ее примером могут служить различные графики. Возьмем известный график зависимости цены и сбыта продукции, известный всем из курса экономической теории:
| |||
Рис. 20. Аналоговая модель
На приведенном графике при цене 80 рублей соответствует сбыт продукта в объеме 8 тыс. единиц, если же цену установить на уровне 40 рублей, то сбыт достигнет 20 тыс. единиц.
Математическая модель заменяет реальный процесс и имеет вид формулы, по которой можно рассчитать необходимые элементы какого-то явления. Предположим, что зависимость затрат З от объема V выпускаемой продукции равны (в тыс. рублей) З = 0,1 V + 2500. Тогда для случая, когда идет только подготовительная работа по выпуску продукции, но к реальному выпуску еще не приступили (V = 0), затраты будут составлять 2500 тыс. рублей. Таким же образом просчитываются расходы для различных объемов производства.
Из нескольких вариантов решения выбирается оптимальное, которое проходит вначале согласование с установленным кругом руководителей, а затем и утверждение.
Для реализации решения составляются различные графики и планы. Немаловажное значение приобретает контроль за его выполнением, что позволяет своевременно внести соответствующие поправки в составленные планы для полной реализации решения.
Глава 10. Управление рисками
Кто не рискует, тот не пьет шампанское
Поговорка
Понятие риска
Удивительна психология русского человека. Он может сколько угодно слушать истории о фактах откровенного обмана, мошенничества, выражать сочувствие потерпевшим, однако при первом же удобном случае он сам воспользуется возможностью самому быть обманутым. В конце концов, если человек рискует собственными деньгами – это его личное дело. Однако подобным образом не может поступать менеджер, ведь он ставит под удар интересы фирмы, ее акционеров, местных органов власти, налоговых органов и т.д.
Так что же такое риск? В менеджменте считают, что риск – это вероятность потери ресурсов или недополучения доходов, она тесно связана с конкретным вариантом решения руководителя.
Бизнес и риск всегда идут рядом, при этом наибольшую прибыль, как известно, приносят операции с повышенным риском. Главными задачами менеджера в этой области являются обнаружение области повышенного риска, оценка его степени, разработка и принятие заблаговременных мер по его снижению, а если ущерб уже имеет место, то и способы возмещения ущерба.
Управление рисками (риск-менеджмент) – специальный вид менеджерской деятельности, нацеленный на смягчение воздействия риска на результаты работы организации. Полностью избежать риска невозможно, но определить, какой уровень риска приемлем, найти методы снижения потерь, если они возникли – посильная задача для квалифицированного менеджера. Риск может быть застрахован, тогда менеджер заключает страховые договоры либо создает необходимые резервные фонды. Перед заключением страхового договора он оценивает все риски, их страховую стоимость и решает вопрос о необходимости страхования. При нестрахуемом риске обычно разрабатывается кризисный план управления организацией при наступлении чрезвычайной ситуации.
Предпринимательство в любом виде связано с различными опасностями. В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости внешней среды. Отсюда появляется неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, опасность неудачи, непредвиденных потерь. Имеются отдельные виды предпринимательской деятельности, в которых риск поддается расчету, оценке и где методы определения степени риска достаточно хорошо проработаны и теоретически и практически. Это, прежде всего, относится к страхованию имущества, здоровья и жизни, а также к лотерейному и игорному делу. Применение же таких методов к другим видам деятельности затруднительно, так как предприниматель, действующий в сфере производства или оказания услуг интересуется не компенсацией риска, а предотвращением потерь. Рассмотрим поподробнее сущность этого понятия.
Потери и их разновидности
Возможные потери в предпринимательской деятельности можно разделить на материальные, трудовые, финансовые специфические, а также потери времени. И здесь возникает определенная трудность в том, что разные виды потерь измеряются разными единицами. Однако свести воедино потери, измеряемые таким образом, не представляется возможным.
Материальные потери носят самый разнообразный характер и измеряются в единицах веса, объема, площади и др. Так, количество подмоченного во время наводнения цемента уместно выразить в тоннах, уничтоженный саранчой посев пшеницы – в гектарах, погибшие во время пожара пиломатериалы – в кубометрах. Но нельзя складывать кубометры и гектары, метры и тонны, поэтому на практике пользуются их универсальным стоимостным выражением. Для этого потери в физическом измерении переводят в стоимостное выражение путем умножения их количества на цену единицы соответствующего ресурса.
К примеру, во время транспортировки было повреждено 6 ящиков стекла и 8 мешков цемента. Зная, что в ящике находилось по 10 листов стекла стоимостью 180 рублей каждый, а мешок цемента стоил 110 рублей, можно легко определить, что общие материальные потери составят 19600 рублей:
По стеклу – 180 рублей * 10 листов * 6 ящиков = 10800 рублей.
По цементу – 110 рублей * 8 мешков = 8800 рублей.
Общие потери = 10800 + 8800 = 19600 рублей.
Трудовые потери представляют потери рабочего времени, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Они выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто в часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения трудочасов на стоимость одного часа.
Если, например, на время грозы была отключена подача электроэнергии в фирму на 1 час 30 минут и в результате этого в токарном цехе не работали 30 рабочих, средний заработок которых составляет 28 рублей в час, то трудовые потери составляют: 28 рублей * 30 человек * 1,5 часа = 1260 рублей.
Финансовые потери – это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, штрафами, уплатой дополнительных налогов, использованием средств не по назначению, недополучением средств из предусмотренных источников и т.д. Особый вид финансовых потерь связан с инфляцией, изменением курса рубля, снижением рыночной стоимости акций. Как правило, финансовые потери достаточно просто выражаются в рублях.
Потери времени происходят тогда, когда предпринимательская деятельность происходит медленнее, чем было намечено. Прямая оценка их осуществляется в часах, днях, неделях, а перевод в стоимостное выражение устанавливается по потерям дохода или прибыли они привели.
Так, если ввод в строй магазина произошел на 8 дней позже запланированного срока, а объем ежедневной плановой прибыли составлял 320 тыс. рублей в день, потери времени в стоимостном выражении составят 7520 тыс. рублей.
Специальные виды потерь часто проявляются в виде ущерба, нанесенного окружающей среде, жизни и здоровью людей, престижу фирмы. Их довольно сложно определить в количественном, не говоря уже о стоимостном выражении.
Если потери можно предвидеть заранее, то они должны рассматриваться не как потери, а как неизбежные расходы и включаться в расчетную калькуляцию себестоимости выпускаемой продукции. С риском всегда связывают потери, вызванные случайными причинами, предусмотреть которые не представлялось возможным.
Крайне важно иметь представление о причинах и факторах, могущих вызывать различные потери. Назовем некоторые из них.
Политические факторы вызывают изменение условий хозяйственной деятельности, в первую очередь это увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений в различные бюджеты, отчуждение имущества или денежных средств по политическим мотивам и т.д.
Невозможно предвидеть и потери от стихийных бедствий, воровства и рэкета.
Весьма специфичны потери, вызванные некомпетентностью лиц, формирующих бизнес-планы, осуществляющих расчеты по доходу и прибыли организации. Если в результате расчетные значения прибыли будут завышены, то реально полученные результаты будут ниже, а разница будет восприниматься как потери.
Особое место занимают потери, вызванные недобросовестностью или несостоятельностью партнеров. Риски оказаться обманутым в сделке или столкнуться с несостоятельностью должника, к сожалению, еще достаточно распространены в России.
10.3. Сущность управления рисками (риск-менеджмента)
Риск-менеджмент выполняет определенные функции, их суть можно свести к уже известным читателю функциям менеджмента: планированию, организовыванию, мотивации, контролю и координации. Естественно, каждая из этих функций в риск-менеджменте имеет свои особенности. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Функция планирования ориентирована, прежде всего, на прогнозирование развития ситуации, разработку на перспективу изменений главным образом финансового состояния организации в целом и ее структурных подразделений. Главное место, естественно, занимает выработка стратегии и долгосрочных планов организации, при этом особую роль в решении рисковых задач играет интуиция менеджера – его способность непосредственно, без логического обоснования находить правильное решение задачи. Именно интуиция является непременным компонентом любого творческого процесса.
Риск-менеджмент располагает определенными возможностями управления риском. Средствами разрешения риска являются:
- избежание риска, которое означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском;
- передача риска, которая связана с отнесением ответственности за риск кому-то другому, например, страховой компании;
- снижение степени риска, т.е. уменьшение вероятности и объема потерь.
Страхование играет особую роль в риск-менеджменте. В общем виде страхование – это защита имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых ими же страховых взносов. По существу, это распределение ущерба между всеми участниками страхования за счет их своеобразной кооперации по борьбе с последствиями стихийных бедствий и различных противоречий внутри самого общества. Различают обязательное, осуществляемое в силу закона, и добровольное страхование.
Организовывание, как обычно, охватывает процесс определения исполнителей, их инструктирования, а при необходимости – и обучения.
Контроль в риск-менеджменте направлен, прежде всего, на отслеживание хода выполнения намеченных мероприятий, анализ и оценку результатов выбранного рискового решения. Именно контроль дает представление о реальном значении потерь и, в конечном итоге, приводит к выводу об эффективности стратегии, планов и принятых решений.
Свои особенности имеет и функция координации. Коснемся процесса разработки управленческих решений. В ряде случаев, о которых шла речь выше, представляется возможным просчитать потери от риска. Когда это сделать невозможно, пользуются логическими приемами и методическими правилами решения таких задач. Вот некоторые из этих правил:
- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
- всегда надо думать о последствиях риска;
- положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;
- нельзя рисковать многим ради малого;
- при наличии сомнения принимаются отрицательные решения;
- нельзя думать, что существует только одно решение, возможно, что есть и другие варианты.
Прежде, чем принять решение, менеджер должен определить максимальный размер потерь, сопоставить его с объемом вкладываемых финансовых средств, сопоставить его со всеми ресурсами организации. В зависимости от этого нужно иметь представление о различных зонах риска, где будет осуществляться деятельность организации.
Безрисковой зоне соответствуют нулевые потери, прибыль остается полностью в распоряжении организации.
Зона допустимого риска сохраняет целесообразность деятельность организации, возникающие непредвиденные потери могут перекрываться получаемой прибылью.
В зоне критического риска потери не могут компенсироваться только прибылью организации, для их покрытия необходима уже часть или даже вся сумма дохода.
Наконец, для ликвидации потерь в зоне катастрофического риска требуется расходы из средств, вырученных от продаж имущества уже самой организации.
Таким образом, искусство менеджера в условиях риска сводится к выбору наиболее соответствующей линии поведения на рынке в зависимости от рисковых зон, организовыванию и осуществлению мероприятий, снижающих потери, принятию управленческих решений при возникновении проблем, контролю за ходом их осуществления.