Стратегия корпоративного уровня
Матрица БКГ
«Звездой»- является подразделение, оперирующее в быстрорастущей отрасли и имеющее значительную долю рынка. Значение «звезды» для компании определяется ее потенциалом развития. Но обеспечение ее роста предполагает дополнительные инвестиции. «Звезда» весьма заметна и привлекательна, она генерирует прибыль и характеризуется положительными денежными потоками даже в тех случаях, когда отрасль достигает стадии зрелости и рост рынка существенно замедляется.
«Денежные дойные коровы» «пасутся» в зрелых, медленно растущих отраслях, занимая в них доминирующие позиции. Поскольку производственные и рекламные инвестиции были осуществлены достаточно давно, «коровы» характеризуются положительными денежными потоками. «Золотое молоко» идет на подпитку других, более рискованных предприятий компании.
«Вопросительные знаки» оперируют в новых, быстрорастущих отраслях, но имеют небольшие доли рынка. Бизнес связан с высокими рисками: он может и превратиться в «звезду», и потерпеть фиаско. Компания имеет возможность инвестировать в «вопросительные знаки» средства, полученные от «дойных коров».
«Собаки» не блещут результатами в бизнесе, довольствуясь небольшим долями на медленно растущих рынках. «Собака» приносит корпорации небольшую прибыль и если ее перспективы представляются туманными, бизнес может быть ликвидирован или продан первому желающему.
Стратегии на уровне бизнес-единиц
5 конкурентных сил М.Портера
Потенциальные новички. Если какая-либо фирма планирует войти в новую отрасль,
ей придется преодолеть установленные на входе в нее барьеры (крупные инвестиции,
эффект масштаба). К примеру, для строительства автомобильного завода требуется
гораздо больше средств, чем для организации торговли по почте.
Возможности покупателей отстаивать свои интересы. Потребители, обладающие информацией, становятся влиятельными покупателями. Из рекламы и других источников потребители быстро узнают о сложившихся на рынке ценах и различных условиях поставок, поэтому их влияние на фирму-производителя возрастает. Особенно заметно это проявляется в том случае, когда фирма имеет одного-двух основных покупателей, на долю которых приходится значительный объем продаж поставщика.
Возможности поставщиков диктовать свои условия. Влиятельность поставщиков во
многом определяется их концентрацией в данном регионе и наличием альтернативных производителей.
Товары-субституты из других отраслей. Влияние альтернативных продуктов или
субститутов выпускаемых фирмой товаров определяется динамикой издержек их
производства и другими тенденциями.
Возможности ведения фирмой конкурентной борьбы.
Конкурентные стратегии
ü Дифференцирование-попытка компании-производителя добиться восприятия потребителями своих товаров и услуг как уникальных
ü Лидерство по издержкам предполагает, что организация активно использует новые методы повышения производительности, проводит тотальное сокращение расходов, жестко контролирует издержки.
ü Фокусирование - организация концентрирует усилия на определенном географическом регионе или группе потребителей, возможно, используя стратегии дифференцирования или лидерства по издержкам, но только в расчете на избранный рыночный сегмент.
Стратегия | Характеристики организаций |
Дифференцирование | Органичные, свободные действия, высокая степень координации между отделами Большой потенциал в научных исследованиях и разработках Творческое чутье, оригинальные идеи Развитые маркетинговые способности Поощрение инноваций Высокий уровень качества и технологическое лидерство |
Лидерство по издержкам | Централизованное руководство, жесткий контроль над издержками Приоритетность стандартных процедур Производство основывается на простых в освоении технологиях Высокий уровень эффективности систем закупок и распределения продукции Контроль над деятельностью работников, ограничение их полномочий Частые и детальные контрольные отчеты |
Фокусирование | Для достижения конкретной стратегической цели используется комбинация из перечисленных выше характеристик Высоко ценится и вознаграждается гибкость и устойчивые связи с покупателями Издержки соразмерны уровню сервиса и степени лояльности потребителей Работники, контактирующие с покупателями, в обязательном порядке наделяются дополнительными полномочиями |
Жизненный цикл товара