История развития научного менеджмента
Менеджмент - искусство обеспечения выполнения рабочих заданий другими людьми (М.П. Фоллет)
Менеджеры решают как использовать организационные ресурсы для достижения поставленной цели (П.Друкер)
Менеджмент – это:
А) процесс управляющего взаимодействия, отношения управления;
Б) люди, управляющие организацией; управленческие должности;
В) наука управления, область знания, опыт управления людьми и организациями;
Г) искусство управления, совокупность личностных качеств и компетенций.
Объекты управления:
А) люди, группы людей, организации;
Б) предметы и механизмы;
В) информация;
Г) деньги;
Д) коммуникации;
На теоретическом уровне Теория менеджмента изучает общие, универсальные принципы, применяемые к большинству ситуаций, возникающих в результате взаимодействия человека с организацией и организационной средой (внутренней и внешней).
История развития научной управленческой мысли
Ф.У. Тейлор (1856 – 1915)
Проблематика:
• Повышение производительности → Научно обоснованные нормы выработки
• Рестрикционизм и борьба с ним
• Система оплаты труда
• Новый стиль управления
Принципы теории Тейлора:
1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий и т.д.
2. Специализация функций как в производстве так и в управлении
3. Специализация предметов труда
4. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те места, где они могут принести максимальную пользу
5. Планирование и подготовка работы
6. Разработка точных инструкций каждому работнику
7. Оплата по результатам труда
8. Надзор за рабочими на каждой стадии производства
Макс Вебер (1864-1920)
Бюрократия -рациональное, безличное управление посредством четкого определения должностных обязанностей и ответственности работников, ведения формальной отчетности, разделения собственности и управления.
Элементы рациональной бюрократии
1. Разделение труда осуществляется в соответствии с четкими определениями полномочий и ответственности работников, которые рассматриваются как официально узаконенные обязанности
2. Должности организуются в иерархическую структуру в соответствии с формальными полномочиями, при этом каждая должность находится в подчинении у вышестоящей
3. Отбор и продвижение сотрудников по службе осуществляются в соответствии с их квалификацией, уровень которой определяется на экзамене или в соответствии с опытом и обучением
4. Все административные акты и решения оформляются в письменном виде. Ведение записей есть память организации, обеспечивающая преемственность во времени
5. Менеджеры не являются собственниками организации
6. Менеджеры работают в соответствии с правилами и процедурами, что, как предполагается, гарантирует надежность, предсказуемость их поведения. Правила являются безличными и в равной степени относятся ко всем работникам
Модель множественных типов организации Бернса и Сталкера
Механистическая организационная система • высокий уровень унификации • высокий уровень стандартизации • высокий уровень формализации • власть основана на положении лидера в иерархии • преобладание вертикальных связей • централизованная структура • узкая специализация работ • строгое распределение полномочий • сопротивление изменениям • строгая система контроля | Органическая организационная система • минимальное использование формальных правил и процедур • гибкая структура • власть основана на знаниях и опыте (экспертная власть) • преобладание горизонтальных связей • делегирование полномочий и ответственности • временное закрепление задач и работ за исполнителями • участие каждого сотрудника в решении общих задач • групповое выполнение работ • готовность к изменениям • самоконтроль и взаимный контроль |
Анри Файоль (1841-1925)
Функции администратора
Планирование – разработка программы действий по техническим, коммерческим, финансовым и другим операциям на текущий период и на перспективу.
Организация – обеспечение предприятия всем необходимым для работы. Материальная организация включает обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми.
Распорядительство. Целью является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.
Координация- достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве.
Контроль – проверка исполнения в соответствии с принятой программой
Принципов управления
1. Разделение труда. Цель разделения труда — увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.
2. Власть — ответственность. Власть — есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. Ответственность представляет собой обязательство выполнить задание и обеспечивать их удовлетворительное завершение. Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции — награды или кары, сопровождающих ее действия. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.
3. Дисциплина - повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению.
4. Единство распорядительства (Единоначалие). Служащему может давать приказания относительно какого-либо образа действия только один начальник. Служащий должен уважать авторитет руководителя.
5. Единство руководства - одна программа действий для всех руководителей компании, преследующих одну и ту же цель.
6. Подчинение частных интересов общим. На предприятии интересы служащих, или группы служащих, не должны становиться выше интересов предприятия. Лицом к лицу здесь стоят две категории интересов различного порядка, но одновременно заслуживающие признания; необходимо постараться их согласовать.
7. Вознаграждение персонала - оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.
8. Централизацияне является системой управления, хорошей или плохой сама по себе: она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций у руководителя и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации — вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.
9. Иерархия - показываетнаправление линии власти и каналов передачи коммуникаций
10. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. При этом каждое рабочее место обеспечено всем необходимым.
11. Справедливость. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием
12. Стабильность рабочего места для персонала -для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держаться за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия.
13. Инициатива. Проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями организации, но и всеми работниками предприятия.
14. Единение персонала (Корпоративная культура). Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить — дело искусное; но разделять собственные силы в предприятии — тяжкая ошибка. Сила предприятия в гармонии всех работников.
Элтон Мэйо (1880-1949)
Хоторнский эксперимент
1 этап. Изучение влияния уровня освещения на производительность труда
2 этап. Изучение влияния технических и физических условий на производительность труда
3 этап. Совершенствование непосредственного руководства людьми
4 этап. Изучение влияния коллег на производительность труда сотрудника
Выводы Э.Мэйо:
• Индивиды имеют уникальные нужды, потребности, цели;
• Для положительной мотивации необходимо, чтобы с рабочими обращались как с личностями;
• Личные и семейные проблемы могут неблагоприятно повлиять на производительность труда.