Тема 5. мотивация как функция управления
План занятия:
Общая характеристика мотивации. Этапы мотивационного процесса. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Психологическое направление в мотивации.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Дать определение и обозначить суть мотивации как функции управления.
2. В чем заключается разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации?
3. Определить суть теории ожидания и справедливости.
4. Какую роль в мотивации играют содержательные и процессуальные теории. Предложить варианты использования их в практике управления организации.
5. Сравнить модель мотивации Маслоу с моделями Мак-Клеланда и Герцберга. Выявить принципиальные различия. Привести пример ситуации (из вашей практики), в которой требуется мотивация, и показать, как в ней будут работать различные теории мотивации.
6. В чем особенности теории постановки целей и концепции партисипативного управления?
7. Обозначить основные положения известных теорий мотивации деятельности человека в следующей последовательности: 1) теории содержания мотивации; 2) теории процесса мотивации. Результаты свести в табл. 2.
Таблица 2
Теория | Суть теории |
8. Перечислить и раскрыть сущность основных направлений работы менеджера по мотивации к труду.
9. Какие конкретные виды поощрения к труду Вы знаете?
10. Какие виды наказания применяются к нерадивым сотрудникам?
Практические упражнения
1. Как вы будете мотивировать своего подчиненного, если он:
а) любит и носит дорогую одежду, стремится иметь символы положения в обществе (офис, ученую степень, звания, титул и др.), хочет соответствовать корпоративным ценностям, любит машины высокого качества, живет в престижном районе, член лучшего в городе клуба, стремится, чтобы о нем думали как о профессионале, гордится работой;
б) одевается чисто и аккуратно, имеет давно установившиеся личные привычки, любит вдаваться в подробности, беспокоится, готов защищаться от критики, любит правила и инструкции, нуждается в точности и ясности инструкций, не любит изменений и неопределенностей, противится изменениям на работе, предпочитает все делать сам, потому что знает, как делать, много работает;
в) любит быть членом клубов, посещать пабы, получает удовольствие от работы в команде, предан членам команды, любит делиться своим мнением перед тем, как принять решение, соответствует ценностным ориентациям группы, выступает против перемен, если это беспокоит его группу, хочет быть популярным. В качестве менеджера мог бы не плохо справляться с дисциплиной и делегированием полномочий другим. Становится в оборонительную позицию, если на группу нападают или критикуют, умеет хорошо и кратко передавать свои мысли, чтобы держать товарищей по команде в курсе дела;
г) много работает для достижения цели, рискует, любит испытывать свои силы, организатор игр, считает, что «жизнь – это состязание», ревниво относится к соперникам, хочет всегда побеждать, не умеет достойно проигрывать, плохо работает с командами, индивидуалист;
д) испытывает потребность и любит похвалу, обращает внимание на успехи, гордиться наградами, любит быть в центре внимания, много работает, хочет добиться успеха;
е) любит принимать решения, организовывать других, получает удовольствие от руководства работой других, четко мыслит и может хорошо выражать свои идеи, любит участвовать в руководстве делами, может жить, принимая трудные решения, может выступать с конструктивной критикой деятельности организации, проявляет инициативу;
ж) с готовностью берет на себя ответственность, любит новые благоприятные возможности, решительный, ясно выражает свою точку зрения, может быть очень критичен по отношению к организации, любит поступать по-своему, проявляет упорство при защите своих собственных идей, досуг предпочитает проводить уединенно, не любит правила, не любит начальников;
з) хочет учиться, приветствует перемены, не любит рутину, любит неопределенность, получает наслаждение от риска, любит новшества. Не всегда все заканчивает хорошо.
2. Из финансовой службы предприятия стали уходить лучшие специалисты. За полгода до их ухода вице-президент по финансам делал попытку повысить на 25 % оклады четырем лучшим работникам, но не добился согласия кадровой службы, ведающей штатным расписанием. Начальник этой службы доказал, что вознаграждение является достаточным, и в подтверждение ссылался на средние значения окладов, данные о которых ежегодно публикуются профессиональной ассоциацией. Размеры окладов корректировались ежегодно в соответствии с динамикой средних показателей.
Однако ослабление финансовой службы говорит о том, что подход не учитывал реальных условий. Кадровая служба провела анкетирование работников финансовой службы. Ни один их ведущих специалистов службы прямо не жаловался на оклады. Они указывали, что деятельность фирмы лишь в малой степени удовлетворяет их запросам. Фирма утратила место лидера на рынке, и задачи финансовой службы стали более рутинными.
Руководитель службы управления персоналом, вооружившись этими данными, предложил президенту заменить вице-президента по финансам, который настаивал на своих требованиях, нарушающих, по мнению кадровика, всю систему оплаты. Он отмечал, что ценит вице-президента по финансам как человека, но компания сильна и сможет пережить потерю нескольких талантливых специалистов. На что президент отвечал, что если компания не теряет талантливых людей, она еще сильнее.
К какому решению должны прийти президент фирмы и руководитель службы кадров, чтобы сохранить лучших работников? Какие негативные последствия и экономические потери понесет организация, если эти работники уйдут в другую организацию?
3. Возьмите несколько (5–6) категорий работников организации или вашего вуза (например, директор, специалист, рабочий, преподаватель, студент и т.п.) и выясните их наиболее важные желания или потребности, требующие удовлетворения. Объясните по каждому работнику, какие теории мотивации могут быть использованы для активизации их трудовой деятельности. Определите возможные способы мотивации указанных лиц.
Результаты следует оформить в приведенную ниже таблицу.
Таблица 3
Предложения по мотивации работников
Должность работника | Наиболее важные для работника желания и потребности (не более четырех) | Какие теории мотивации могут быть использованы для активизации деятельности работника | Способы мотивации |
1. | |||
2. | |||
и т.д. |
Контрольные вопросы
1. Раскрыть сущность понятий «потребность», «мотивация», «мотивирование», «стимулирование», «вознаграждение».
2. Дать понятие и охарактеризовать виды мотивации.
3. Дать определение потребностям и запросам работников.
4. Как Вы понимаете мотивационный процесс?
5. Какие теории мотивации вы знаете?
6. В чум сущность теорий мотивации Маслоу и Альдерфера?
7. В чем особенность теории приобретенных потребностей Мак-Клеланда?
8. Назвать сходства и различия между теориями Маслоу и Герцберга.
9. Объяснить, какие положения из теорий содержания и процесса мотивации могут быть использованы на практике в России, а какие нет. Почему?
10. Раскрыть содержание работы менеджера, направленной на рост производительности труда.
ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
План занятия:
Значение и роль планирования в процессе управления. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации. Основные элементы планирования. Этапы планирования. Модели сетевого планирования.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Для чего нужна формулировка общей цели организации?
2. Какая связь существует между целями организации и функциями менеджмента?
3. Пояснить, что такое тактика, политика, процедуры, правила и как через них реализуется стратегия.
4. Какие существуют виды планов по временному признаку?
5. В чем заключается сущность оперативного и текущего планирования?
6. Какую последовательность Вы установите при подготовке к работе над долгосрочным планом фирмы?
7. Каковы достоинства и недостатки системы управления по целям (результатам)?
8. В чем отличие функции планирования от функции организации?
Практические упражнения
1. На основе рекомендаций, которые должны быть учтены при формулировании миссии организации, и примера, приведенного в табл. 4, определить миссии остальных организаций.
Таблица 4
Организации | Миссия |
Коммерческий банк | Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников |
Кондитерская фабрика | |
Образовательное учреждение | |
Опытно-конструкторское бюро | |
Фирма-производитель оборудования для офисов |
2. Рыбокомбинат, выпускающий кулинарную продукцию и консервы в банках, при исследовании рынка установил, что спрос на консервы в банках устойчив, спрос на кулинарную продукцию резко снижается. В то же время было выявлено, что большим спросом пользуются полуфабрикаты в специальных упаковках, потребность в которых практически не удовлетворена.
Рыбокомбинат после проведенного исследования решает ввести в строй цех по производству полуфабрикатов за счет сокращения объема кулинарных изделий с постепенным сворачиванием их выпуска.
Определить стратегию комбината по отношению к каждому виду продукции и его общую стратегию.
На основе примера формулирования ключевой, поставленной перед функциональной подсистемой «маркетинг», поставьте цели перед остальными функциональными подсистемами (табл. 5).
Таблица 5
Функциональная подсистема | Ключевая цель |
Маркетинг | Выйти на первое мести по продаже полуфабрикатов в специальных упаковках |
Производство | |
Финансы | |
Персонал | |
Менеджмент | |
Планирование | |
Учет | |
Инновации | |
Контроль |
Контрольные вопросы
1. Какова сущность, принципы и методы планирования?
2. Дать определение прогнозирования, бюджета, финансов предприятия.
3. Назвать этапы внутрифирменного планирования.
4. Какие цели и задачи ставятся и решаются в долгосрочных, среднесрочных и оперативных планах?
5. Кто и каким образом участвует в составлении различных видов планов?